30.09.2019

Психология общения. Виды и формы коммуникации: примеры. Коммуникация как форма общения


Основные формы общения в Интернете и их особенности

Можно выделить следующие формы общения в Интернете: телеконференция, чат (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), MUDs и переписка по e-mail. Исследователи Интернет - общения обычно разделяют способы общения в Интернете по степени их интерактивности. Наиболее интерактивными средами общения считаются чаты и MUDs, наименее интерактивными - e-mail и телеконференции. В телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата (IRC) и MUDs, где люди общаются on-line. В конференции общение происходит вокруг определенного предмета (например, в конференции relcom. fido. su.windows, как видно по ее названию, происходят дискуссии о Windows), в то время как чат, опять же как правило, своей темы не имеет. Хотя существуют и тематические чаты, например, когда какого-нибудь известного человека запускают в канал IRC или web- чат, а он отвечает на все вопросы заинтересовавшихся людей. На каналах #windows или #os2 обсуждаются соответствующие операционные системы; несколько каналов #warez (в большинстве своем - закрытых для постороннего вторжения) посвящены дискуссии о различных программных продуктах. Тем не менее в чатах по большей части практикуется общение ради самого общения, в то время как телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету). В качестве отдельной формы общения в Интернете можно выделить общение в так называемых MUDs (от "multi-user dimension" - ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном пространстве), которое близко к коммуникации в чате тем, что происходит on-line, но отличается от него присутствием цели - стремлением выиграть).

Все названные формы общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладает такой характеристикой, как анонимность, которая имеет целый ряд последствий.

Во-первых, в коммуникации в Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможность выражать свои чувства при помощи "смайликов" (которых существует около 100, и их полный набор приводится на странице www.ora.com/catalog/smileys ), физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. Поэтому "в Интернете легче вести серьезный разговор"; "в Интернете люди реже обижаются, потому что там это бессмысленно - все равно не видно, как ты обижаешься"; "в Интернете можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению", "в Интернете можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше" (приведены цитаты из бесед с пользователями Интернет - подростками). То есть, в Интернете в результате физической не представленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью(Reid, 1994), а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальной частью коммуникативной компетентности.

Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации - возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. "В виртуальной среде вы вообще можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений характерных для материального мира" (Kelly, 1997). Kelly также приводит поговорку: "В Интернете никто не знает, что вы - собака" (Kelly, 1997). Анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору.

Некоторые особенности проявления эмоций в сети

С психологической точки зрения Интернет среда характеризуется широким спектром видов деятельности сопоставимым с ведущими видами деятельности человека. В Интернет-пространстве находят свое отражение игровые, познавательные и трудовые виды активности. Формы выражения вышеперечисленных способов активности достаточно разнообразны и реализуются главным образом через общение.

Существуют различные классификации способов общения в Интернете. По степени интерактивности коммуникаций разделяют наиболее интерактивные среды общения - чаты; наименее интерактивные - e-mail и телеконференции (в телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата, где люди общаются on-line). По количеству участников, вовлеченных в коммуникативный процесс, выделяют:

  • 1) диалоговую коммуникацию, off-line и on-line (электронная почта, ICQ);
  • 2) полилоговую коммуникацию, off-line и on-line (конференции, чаты);
  • 3) однонаправленную коммуникацию (объявления, реклама, отзывы и т.п.). В рамках этих типологий выделяют: Интернет-форум (синонимы: гестбук/гостевая книга, отзыв, дискуссия и т.п.) является полилоговой коммуникацией в режиме off-line .

Общение - это осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и, направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера .

Основными функциями общения являются следующие:

  • - Прагматическая. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
  • - Формирующая. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека.
  • - Подтверждающая. Возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
  • - Организация и поддержание межличностных отношений.
  • - Внутриличностная функция общения.

При взаимодействии человека с информационными системами происходит преобразование деятельности за счет опосредования ее знаками .

В основе формирования сетевого сообщества на базе Интернет, может лежать заинтересованность его участников в достаточно постоянном и регулярном взаимодействии между собой. Отнесение себя к сообществу, связано с эмоциональной включенностью в общение с другими участниками, потребностью в аффилиации, что является реализацией частных целей и потребностей участников общения .

Говоря об особенностях Интернет-общения, Минаков А.В. выделяет затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста. С одной стороны, оно выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций «смайликов» или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания). С другой стороны, перенос невербального компонента в сам текст за счет средств литературной образности (аллегорий, цитат, метафор) .

Эмоции в Интернет-пространстве присутствуют в скрытой форме. Эмоции характеризуют степень включенности индивида в процесс общения. Широкий спектр человеческих эмоций, который присутствует в процессе общения, представлен в Интернет-среде следующими формами:

  • · значки-смайлики;
  • · самоатрибуция;

Значки-смайлики представляют наиболее удобную и легко распознаваемую форму выражения эмоций. То, что в телефонном разговоре было бы выражено интонацией, в Интернет-общении выражают смайликами. Значки-смайлики придают сухому тексту окраску и снимают официальность.

Следующей формой выражения эмоций в Интернет-пространстве является самоатрибуция. Атрибуция - когнитивный процесс понимания и объяснения поведения других людей и своего собственного. Суть атрибуции заключается в наделении людей качествами, которые не могут быть результатом непосредственного восприятия, поскольку не присутствуют в явном виде во внешнем, доступном наблюдателю поведении, а атрибутируются, приписываются им. Атрибуция - это попытка интерпретировать социальный объект, понять его поведение в условиях дефицита информации путем домысливания . Проявление эмоций через самоатрибуцию в Интернет пространстве может выражаться через прописывание своего психического состояния. Вследствие скудности проявления эмоций в Интернете, самоатрибутивные характеристики выступают формами выражения эмоционального состояния субъекта общения.

В целом, эмоции в Интернет пространстве находят свое выражение в синтезированной форме, которая включает в себя вышеперечисленные значки-смайлики, средства литературной образности и самоатрибуцию.

Общение в Сети имеет относительно недолгую историю по сравнению с общей историей коммуникации людей. Еще не до конца выработаны основные правила и положения такой коммуникации, нет эмпирических данных касающихся влияния Интернет-общения на общество в целом и на человека в частности. Перспективным для изучения является вопрос экспериментального исследования психических состояний в Интернет-среде и разработка критерия идентификации эмоций в процессе общения в Интернет-пространстве.

Сложно найти человека, который мог бы прожить хотя бы день, не сказав ни слова. Но почему общение так необходимо для нас, какие психологические функции оно выполняет? Первое, что приходит в голову – необходимость взаимодействия с другими людьми, а без разговоров сделать это будет проблематично. На самом деле таких функций гораздо больше, причём исследователи пока не могут сойтись в их количестве и наименованиях, мы рассмотрим самую распространённую классификацию.

Функции и средства общения

Чтобы рассмотреть переговоры с точки зрения поставленной цели, создана следующая классификация.

  1. Контактная , направлена на установление взаимопонимания для последующей передачи информации и поддержание установленного контакта.
  2. Информационная функция общения, как следует из названия, отвечает за непосредственный обмен знаниями, мнениями и решениями.
  3. Побудительная – имеет своей целью стимуляцию партнёра для дальнейшего .
  4. Координационная . Отвечает за согласование действий партнёров и их целей при организации совместной деятельности.
  5. Функция понимания . Способствует адекватному восприятию сути проблемы, а также взаимному пониманию партнёрами состояния и целей друг друга.
  6. Эмотивная (экспрессивная) функция общения. Нужна для обмена эмоциями – подстраивания своего настроения под партнёра или изменения его настроения в нужную сторону.
  7. Функция социализации . Она помогает формироваться навыкам, требуемым для эффективного взаимодействия с обществом, чтобы жить по его правилам и нормам.
  8. Интерактивная , нужна для коррекции и регуляции поведения во время организации взаимодействия людей.

Интересно посмотреть какие функции выполняет общение, если рассматривать его применительно управленческого взаимодействия. Тогда пунктов будет всего три:

  • выдача необходимой информации;
  • получение ответов на распоряжения;
  • выдача информации о результатах реализации распоряжений.

Так набор функций видоизменяется всякий раз при смене угла зрения. Но особенностью любого общения является формирование отношений между людьми. Это происходит вне зависимости от выполняемых функций, благодаря использованию различных средств и стилей общения. Условно все средства разделяют на вербальные (с использованием слов) и невербальные. К первой группе относится устная речь, которая имеет диалогическую и монологическую манеру изложения, письменная речь. Последняя используется в случаях невозможности устного общения или при необходимости точности каждого слова. Невербальные способы общения включают в себя всевозможные знаки и жесты, мимику, походку, интонацию, взгляд и т.д. Все эти знаки разделяют на две большие группы:

  • интенциональные, осуществляемые специально для лучшей передачи информации;
  • неинтенциональные, которые случаются непреднамеренно.

Яркой иллюстрацией знаков второй группы могут служить признаки (бегающие глаза, дрожащие руки), особенности произношения (акцент, говор). Эти знаки могут многое сообщить о человеке и его текущем состоянии, поэтому очень полезно научиться их расшифровывать. Для оратора же следует научиться управлять собой, чтобы снизить проявление таких знаков, потому что они могут выдать настоящие чувства, что значительно повредит убедительности речи. Если говорить о знаках первой группы, то это приёмы, используемые оратором для усиления эффекта своей речи (утвердительные жесты, мимика или интонация, подчёркивающее значение сказанного). Важно следить, чтобы эти приёмы употреблялись уместно и не противоречили смыслу речи.

Всё это делает общение важнейшим элементом взаимодействия, без которого человечество не смогло бы существовать.

Общение

Обще́ние - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) . Вне общения невозможна человеческая деятельность . Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией .

Представления о развитии общения

История развития средств общения

Филогенетическое развитие общения

Согласно американскому психологу и специалисту по изучению коммуникации и кооперации М. Томаселло, и его кооперативной модели человеческого общения, первыми человечеcкими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты .

Онтогенетическое развитие общения

Эмоциональное общение ребёнка с людьми начинается с третьего месяца жизни (комплекс оживления), освоение вербального языка общения происходит в возрасте около года.

До трёх месяцев основными средствами общения являются примитивная мимика и элементарная жестикуляция, общение является средством достижения удовлетворения физиологических потребностей. В период от 8-10 месяцев до полутора лет проходит этап вербально-невербального общения, направленного на удовлетворение познавательных потребностей. В период от полутора до трёх лет появляются деловое и игровое общение; с трёх до 6-7 лет развиваются навыки сюжетно-ролевого общения .

Формы коммуникационного действия

Возможны три формы коммуникационного действия:

Классификации сторон и функций общения

  1. Коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами.
  2. Интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
  3. Перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
  1. информационно-коммуникативная (приём и передача информации)
  2. регуляционно-коммуникативная (взаимокорректировка действий в совместной деятельности)
  3. аффективно-коммуникативная
  1. инструментальная функция (основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда);
  2. синдикативная (сплочение групп)
  3. трансляционная функция (применяема при передаче знаний, оценок)
  4. самовыражение (поиск и достижение взаимопонимания)

Функции по целям общения:

  1. контактная (установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи)
  2. информационная (приём и передача сообщений в ответ на запрос)
  3. побудительная (целевая стимуляция активности)
  4. координационная (взаимная координация и согласованность в совместной деятельности)
  5. функция понимания (адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом)
  6. эмотивная (обмен эмоциями)
  7. функция установления отношений (фиксация своего места в социуме)
  8. функция оказания влияния (изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера)

Виды общения

В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:

  • Материальное - обмен предметами или продуктами деятельности.
  • Когнитивное общение - обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
  • Кондиционное, или эмоциональное общение - обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга - пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
  • Мотивационное общение - обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
  • Деятельностное - обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

  • Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
  • Светское общение - его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
  • Формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение - это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  • Межличностное общение (интимно-личностное) - раскрываются глубинные структуры личности.
  • Манипулятивное общение - направлено на получение выгоды от собеседника.

Средства общения

  • Вербальные (речевые)
  • Правербальные
  • Невербальные:
  1. Мимика
  2. Жестикуляция
  3. Визуальный контакт

Составные элементы общения

Модель общения: источник, канал, сообщение, получатели, обратная связь

Процедура общения

В процедуре общения выделяют следующие этапы

  1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) - побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  3. Ориентировка в личности собеседника.
  4. Планирование содержания своего общения - человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
  6. Установление контакта
  7. Обмен мнениями, идеями, фактами
  8. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  9. Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.

См. также

Примечания

Литература

  • В. Л. Леви . Искусство быть другим - СПб. : Питер, 1993. - 191 с. : ил. - (Искусство быть; кн. 1). - ISBN 5-7190-0006-2 .
  • Лунева О. В. Общение // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 4. - С. 157-159.
  • Смирнов И. Motherfucker, или об экстремальных техниках сближения/дистанцирования в коммуникативном акте // Смирнов И. П. Генезис. Философские очерки по социокультурной начинательности. СПб., 2006. С. 87-108.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Общение" в других словарях:

    общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия

    Процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых … Философская энциклопедия

    См … Словарь синонимов

    Общение - с Богом, с братьями и сестрами по вере самое главное в жизни христианина. Человек был создан для жизни в общении с Богом. Однако их отношения были нарушены непослушанием человека. Иисус пришел восстановить их, Своей смертью искупив грех,… … Подробный словарь библейских имен

    Взаимодействие индивидов или социальных групп: состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией; и удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. По английски: Intercourse См. также:… … Финансовый словарь

    Взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой… … Психологический словарь

    ОБЩЕНИЕ, общения, мн. нет, ср. (книжн.). Взаимные сношения, связь. Тесное общение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Общение, как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).

Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, т.е. во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами.

При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передаётся, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.

При описании коммуникативной стороны общения надо выявить специфику в самом процессе обмена информации, где он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми:

1. Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как приём ее другой системой, так как в отличие от простого «движение информации» между двумя устройствами имеется в виду отношение двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание в совместной деятельности. Каждый участник коммуникативного процесса предлагает активность также и в своем партнёре. Направляя ему информацию необходимо ориентироваться на него, т.е. анализировать его цели, мотивы и т.д., «обращаться» к нему.

По этому в коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией. Здесь особую роль играет значимость информации, т.к. люди не просто общаются, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.

2. Обмен информации сводится к тому, что посредством системы знаков партнёры могут повлиять друг на друга, следовательно, обмен информации предполагает воздействие на поведение партнёра, т.е. знак изменяет состояния участников коммуникативного процесса. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется тем, на сколько удалось это воздействие. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда «все говорят на одном языке», так как всякий обмен информацией возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должно быть идентичное понимание ситуации общения.

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они могут возникать из-за отсутствия понимания ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые порождают различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры возникают из-за принадлежности партнеров к разным социальным группам. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения.

Сама по себе информация , исходящая от коммуникатора, может быть двух типов : побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего, это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация - рассогласование или нарушение некоторых автономных форм повеления или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т.е. тем лицом, от которою исходит информация.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Функции общения
Рубрика (тематическая категория) Психология

Функции общенияэто роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Общение - процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделœению его функций. Представляется, что интегрировать их оказывается возможным, в случае если исходить из критерия целœеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения:

1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоение. Для осуществления информационно-коммуникативной функции крайне важно наличие единой или сходной системы кодификации/декодифи-кации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

2) побудительная функциястимуляция активности партнеров для организации совместных действий;

3) интегративная функцияфункция объединœения людей;

4) функция социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

5)координационная функциясогласование действий при осуществлении совместной деятельности;

6) функция пониманияадекватное восприятие и понимание информации;

7) регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

8) аффективно-коммуникативная функция - общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должна быть целœенаправленным или непроизвольным. И т.п.

Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции.

Инструментальная функция - общение как социальный механизм передачи информации и управления определœенными действиями в связи с информацией.

Синдикативная функция - средство объединœения людей.

Функция самовыражения - средство раскрытия своей психологической сущности.

Трансляционная функция - передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.

Экспрессивная функция - взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

Функция социального контроля - регламентация поведения и деятельности.

Функция социализации - формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Из всœего выше сказанного можно сделать следующий вывод: общение многолико, а многообразие функций общения влечет за собой и разнообразие видов общения.

Функции общения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции общения" 2017, 2018.

  • - Функции общения

    Виды управленческого общения. По степени опосредованности различают непосредственное общение (лицом к лицу) и опосредованное (через письмо, телефон, факс или электронную почту). При опосредованном общении теряется много информации, которая обычно... .


  • - Виды и функции общения.

    ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Лекция 3. План 3.1. Виды и функции общения. 3.2. Коммуникативные барьеры. 3.3. Техника общения и приемы преодоления коммуникативных барьеров. Ключевые слова: коммуникация, психология, коммуникативный барьер,... .


  • - Сущность и функции общения в социально педагогической деятельности

    Общение как специфическая характеристика жизнедеятельности образовательно-воспитательных учреждений Изначально общение выступало базовой категорией социальной психологии и определялось как взаимодействие двух или более людей с целью обмена познавательной,... .


  • - Социально-деятельностная природа общения. Сущность, типология и функции общения.

    Общение как социальная связь. Средства и техника общения Тема 4. Психология общения и межличностных отношений Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта,... .


  • - Понятие и функции общения

    Средства общения. Этапы, стратегии и виды общения. Понятие и функции общения. Психология общения Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две... .