03.03.2019

Сочетание цветов в дизайне интерьера. Правила при выборе цветов в оформлении интерьера для создания уникального дизайна


Повышение жизненного уровня, требований к своему жилью создают совершенно новую ситуацию – миллионы людей более не могут быть удовлетворены отделкой интерьеров, сводящейся к оклейке первыми встреченными бумажными обоями и белой окраске потолков. Это вызывает огромный массовый интерес к проблемам и решениям дизайна интерьера, появление новых журналов и сайтов по этой теме. Одна из ключевых составляющих проекта интерьерного дизайна – разработка его цветового решения.

Цветовое решение интерьера оказывается необходимым всегда, вне зависимости – проводится ли минимальный декоративный ремонт или масштабная реконструкция, оформляется ли новое здание, или хозяйка вешает новую штору. Любой элемент интерьера имеет свой цвет и вносит вклад в производимое им впечатление.

Оптимизация цветового решения интерьера – самый общедоступный путь повышения эстетичности интерьера. Для него не нужно проводить перепланировок, заново размещать оборудование, укладывать отделочный камень и дорогую керамическую плитку. Эстетичность интерьера может достигаться всего лишь грамотным применением краски нужного тона и эквивалентных по своей стоимости отделочных материалов.

И, наконец, цвет интерьера оказывает самое ощутимое психологическое и физиологическое действие на человека, на условия жизни людей, облегчая или усложняя их. В зависимости от той или иной окружающей цветовой гаммы, человек может длительно сохранять активный позитивный настрой, либо быстро прийти к нервному расстройству. Кроме того, он может по-разному воспринимать окружающие звуки и температуру. Цветность весьма ощутимо и многогранно воздействуют на людей, их физическое и психическое состояние. Бесцветность и цветовая монотонность вызывают ощущение безразличия и вялости. В светлом, цветном и ярком окружении особенно нуждаются дети. Другой крайностью была бы цветовая перегрузка интерьера – хаотичное, беспорядочное, утомительное и неорганизованное многоцветие.

Неисчерпаемость возможностей цвета, с таким успехом используемая во всех видах искусств, порой наталкивает на мысль, что в архитектуре цвет используется еще недостаточно, несмотря на то, что применение цвета в архитектуре имеет давние традиции. История знает множество ярких примеров прямой и наглядной связи цвета с архитектурными решениями, глубокого понимания его художественной роли, удивительной гармонии цветовых сочетаний при создании архитектурных образов. Одним примеров высокопрофессионального, но в тоже время – общедоступного и привычного интерьера являются станции метро. Их создатели сумели превратить узкое, подземное сооружение в светлое, иллюзорно открытое и просторное помещение, где посетители чувствуют себя очень комфортно.

Цвет в композиции интерьера

Интерьер, замкнутое пространство – специфическая светоцветовая среда, не похожая па пленер. В интерьере мы имеем дело с искусственной, специально созданной средой со своими особыми законами гармонизации. А цветной фон природы всегда гармоничен, здесь возможна чистота тонов, немыслимая в интерьере. Интерьер отличается от экстерьера многообразной предметной средой, обилием отделочных природных и искусственных материалов. «Дисциплинировать» такое многоцветие не всегда просто, это требует усилий и специальных знаний. Цвет в интерьере рассматривается на близком расстоянии, иногда вплотную. В интерьере необходима эмоциональная насыщенность среды – там источники эстетических переживаний нужно программировать и создавать.

Интерьер не просто окрашивают или оформляют, а задумывают в цвете. Цвет через материал-цветоноситель органически связан с архитектурно-пространственной формой и непосредственно участвует в ее создании.

Цветовые средства композиции

Цвет, в том числе и в интерьере, обладает множеством характеристик, которые по общим признакам можно объединить в две группы. К первой группе относятся основные свойства цвета, вторая включает свойства, обусловливающие его психофизиологическое воздействие.

Цветовой тон – первичная характеристика цветового ощущения, порождаемого определенной длиной волны света. Именно его называют – красный, оранжевый, желтый, зеленый цвет. Создавая нужное впечатление, тона преобразуют, меняя яркость, чистоту, фактуру, насыщенность краски, добавляя иные пигменты и тона.

Яркость . В шкале яркостей лежат чистые серые тона, в интервале – от черного, до белого. Белый цвет почти обязательно присутствует в интерьере, как цвет потолка, переплетов, откосов. Осветление интерьера повышает освещенность, выявляет тонкие оттенки. Черный цвет применяется относительно редко – для расстановки акцентов. Серые цвета очень популярны как спокойный, нейтральный фон стен.

Чистота и насыщенность цвета – близость цвета к чистому спектральному, без примесей белого или черного. В красках – процентное содержание чистого хроматического пигмента.

Фактура поверхности . В интерьере нельзя говорить о цвете вообще, безотносительно его материалу. Совершенно по-разному воспринимаются черный полированный камень и черное сукно, красный бархат и красная бумага. Их резко отличает фактура – мера гладкости и отражающих свойств материала. Изменение фактуры полностью меняет вид материала – полировка камня, пропитка паркета мастикой. Различают три вида фактур.

  • Матовая поверхность – мелкопористая, шероховатая, равномерно рассеивающая свет. Это фактура кирпича, штукатурки, древесно-стружечных плит, клеевой окраски, сукна и т.д.
  • Глянцевая, бликующая поверхность. Это фактура эмали, лака, линолеума, пластмассы, кафеля. Ей присущ и своеобразный шелковый блеск.
  • Блестящая поверхность – отражающая окружающие предметы. Это фактура стекла, зеркала, полированного камня и металла.

Присутствие в интерьере больших блестящих поверхностей придает ему живость, нарядность, разнообразие, иллюзорно расширяет пространство, но в то же время зрительно деформирует его. Необходимый минимум цветовых впечатлений в спокойном интерьере офиса может реализоваться введением цветовых элементов, живописных полотен.

Свойства цветов

Цвет иллюзорен при его зрительном восприятии, безгранично изменчив в зависимости от окружающей обстановки, от освещения, соседства других цветов, местоположения, фактуры, величины окрашенной площади, расстояния до наблюдателя, времени воздействия на него. Изменяясь сам, цвет меняет и восприятие среды – зрительно сокращает или удлиняет помещение, подчеркивает или скрадывает объемность форм, выделяет или скрадывает, вызывает ощущение теплоты, сухости, холода или влаги.

Многочисленные исследования психологов показали, что одни и те же цвета и их сочетания вызывают у людей близкие, объективно действующие эмоциональные реакции. Восприятие цвета определяется его непосредственным физиологическим воздействием, возбуждающим или угнетающим характером, вызываемыми ассоциациями и общепринятой символикой.

Главная характеристика цветов – их активность. Активные цвета действуют возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности, часто улучшают самочувствие. Это в первую очередь – красные и оранжевые цвета. Пассивные цвета, синие и фиолетовые, оказывают противоположное воздействие. Описание психологического действия цветов, их символики приведено в отдельной статье. При этом нужно учитывать, что воздействие цвета отчасти субъективно и зависит от окружения (черный цвет стен ассоциируется с трауром, черный цвет автомашины – с благородством). Кратко основные психологические свойства цветов сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Характе-
ристика цветов по ассоциации / Цвета
теплые холод-
ные
легкие тяже-лые отсту-
пающие
высту-
пающие
возбуж-
дающие
угнета-
ющие
успокаи-
вающие
Спектральные:
красный + + + +
оранжевый + + +
желтый + + + +
желто-зеленый + + +
зеленый + + +
зелено-голубой + + + +
голубой + + + +
синий + + +
фиолетовый + + + +
пурпурный + + + +
Ахроматические
белый +
светло-серый +
темно-серый + +
черный + +

Среди ахроматических выступают как более броские белый и черный. Отступают серые. Иллюзорное расположение цветных поверхностей, связанное с их пространственными свойствами, может быть изменено заменой фактур. Всегда, когда в композиции используются пространственные свойства цветов, необходимо учитывать взаимозависимость всех характеристик – броскости, фактурности, весомости, взаимного местоположения в пространстве.

Цветовые закономерности композиции

Придать стройность и порядок хаосу цветов и предметов, соответственно задаче управлять ими можно, лишь опираясь на цветовые закономерности композиции. При этом отбор используемых средств сугубо индивидуален.

В интерьере цвета воспринимаются не сами по себе, а как свойства реальных предметов. Однако существуют и природные закономерности абстрактных цветосочетаний. Реализуя проект, их нужно рассматривать, в первую очередь, переходя от цвета и цветосочетании, цвета и света, цвета и объёмных форм, к цвету и материалу, цвету и функции. В целом цветовая композиция занимает свое место, как часть архитектурной композиции с ее закономерностями – отношениями и пропорциями, ритмом, контрастом, нюансом, масштабностью, соразмерностью и соподчиненностью.

Структурные закономерности сочетаний цвета

Главное условие гармонии – упорядоченный, целостный характер сочетания цветов, определяемый их структурными закономерностями.

Как правило, в интерьере главное соотношение цветов – цвета ограждающих поверхностей, иные – дополнительные и соподчиненные. Возможны простые и сложные соотношения, где мера сложности зависит от количества сочетаемых цветов, их характеристик, управляющих ими закономерностей. Важна также форма сопоставления цветных поверхностей:

  1. Непосредственное касание локальных цветов на четко различимой границе
  2. Сопряжение с размытой границей как радуга, многоцветность неба и моря, градации цвета, обусловленные рассеянным освещением.
  3. Соприкасание с разделяющим контуром, как в цветных витражах.
  4. Сопоставление фигуры и фона с четкой или размытой границей (самый распространенный случай). В интерьере такие сопоставления наиболее важны практически.
  5. Загораживание друг друга цветными плоскостями, не имеющими общей границы (анфилада помещений, видимая сквозь дверные проемы).
  6. Сопоставление цветов, не имеющих общей границы, но воспринимаемых одновременно.
  7. Сопоставление цветов, воспринимаемых последовательно, не попадающих одновременно в поле зрения.
  8. Особые случаи – смешение цветовых точек, полос, переплетение сеток.

Поиск системы гармоничных соотношений цвета опирается на свойства композиции и закономерности цветосочетаний – контраст цветов; гармонию рядов; условия объединения и расчленения цветов; цветовую гамму и тональность; особенности восприятия цветосочетаний.

В достижении целостного и гармоничного соотношения цветов по их основным свойствам большую роль играют общие закономерности архитектурной композиции : тождество, подобие, метр, ритм, симметрия, асимметрическое равновесие, контраст, нюанс. Они управляют соотношениями цветовых тонов, светлоты, чистоты, насыщенности, фактурности, пространственными, весовыми и температурными свойствами, а также взаимным местоположением цветных элементов.

Участок сетчатки быстро привыкает к интенсивному цвету, так что цвет этот как бы сереет. Поэтому интерьеры оформляют в средне и малонасыщенных цветах; при использовании для основных поверхностей насыщенных цветов их сочетают с дополнительными цветами, восстанавливающими чувствительность сетчатки. Самым утомительным является фиолетовый цвет, за ним – синий и красный, самый благоприятный – зеленый. Явление привыкания зрения к интенсивному цвету создает эффект последовательного контраста (в отличие от одновременного при непосредственном взаимодействии цветов). Контрасты – очень эффективный инструмент, позволяющий обогащать композицию, используя цвет в разном соседстве. Последовательным контрастом можно повысить активность малонасыщенных цветов в помещениях, воспринимаемых последовательно. Для этого достаточно соседствующие интерьеры решить в дополнительных или близких к ним цветовых тонах. Решая два или несколько соседствующих помещений в одинаковых или близких цветовых тонях, можно понизить активность насыщенных цветов.

Равноступенный ряд по цветовому тону, яркости, чистоте и насыщенности – это простейшая закономерность, основанная изменении одной из характеристик цвета. Ряд из цветовых тонов, плавно переходящих друг в друга, расположенных строго последовательно в порядке спектра и замкнутый в виде круга – называют цветовым кругом. Он признается всеми исследователями как первооснова и даже символ цветовой гармонии, служит для построения многих цветовых сочетаний, помогает изучению цветовых явлений, определению величины контрастов, нюансных и контрастных гармоний, делению цветов по «температурному» и «весовому» признаку.

При смешении двух дополнительных тонов (т.е. расположенных противоположно в круге и при смешении создающих серый цвет) образовываются дна ряда: однотональный по чистоте и насыщенности с переходом от цветового тона к серому; двухтональный переходом от одного дополнительного цветового тона до другого, через серый промежуточный. Ряд между двумя не дополнительными тонами будет, соответственно, трехтональным. Ряд, образованный цветовыми тонами разной яркости, лежит перпендикулярно цветовому кругу.

Объединение цветов – первый шаг к поиску гармонии. Цвета могут объединяться, обладая общими признаками: размещением, близостью характеристик, подобием тонов, чистоты, насыщенности, фактуры, ассоциаций и воздействия. При сочетании одни будут восприниматься как фигура, другие – как фон. Иногда цвета объединяются по одному свойству и одновременно расчленяются по другому.

Эстетика цвета требует, прежде всего, выразительности цветовых контрастов, их значимости в композиции. Контраст может создаваться:

  • по яркости тона – между светлым и темным;
  • по цветовому тону – между цветом и его дополнительным;
  • по насыщенности – насыщенный хроматический и ахроматический цвет;
  • по чистоте – от чистого цветового тона к темно-серому;
  • по фактурности – между матовым и блестящим; по ассоциациям:
  • пространственным – выступающие / отступающие цвета;
  • температурным – теплые / холодные цвета;
  • весовым – легкие / тяжелые цвета; по активности воздействия – активные / пассивные, возбуждающие / угнетающие.

Контрасты по цветовому тону не исключают контрастов по другим характеристикам, причем общая степень контрастности соотношения цветов определяется суммарным значением всех видов контрастов. В зависимости от различия характеристик возможны большой, средний и малый контрасты. Величина цветового контраста исчисляется расстоянием между тонами по цветовому кругу, так большой контраст соответствует углам 110 до 180 градусов круга.

Цветовая гамма и тональность

Цветовая гамма – это совокупность цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи. В любом интерьере, прежде всего, важна цветовая гамма основных поверхностей. В целом цветовая тональность композиции – это суммарный цветовой облик, общий цветовой характер, некое суммарное ощущение от цветовой множественности. Тональное объединение цветов создает целостность сочетания, исключает хаотичность и пестроту. На фоне общей тональности, не нарушая ее, могут существовать вспышки очень ярких цветов.

Общая тональность гаммы достигается:
– составлением гаммы оттенков одного цветового тона разной яркости и насыщенности;
– близостью по цветовому тону всех цветов гаммы;
– решающим преобладанием в цветовой гамме одного цветового тона, доминирующего по площади, количеству цвета, насыщенности и чистоте;
– количественным преобладанием в цветовой гамме группы близких цветовых тонов – красных, оранжевых и желтых, голубых и зеленых, голубых и синих и т.д.;
– оптическим смешением различных цветовых тонов, в том числе и полярных;
– созданием гармоничной системы цветовых рядов на основе одного, двух и более основных цветов.

Психологическое воздействия сочетаний цвета

Ранее упоминалось психологическое восприятие отдельных цветов. Однако фактически человек всегда воспринимает сложную цветовую среду, не отдельные цвета, а их сочетания. Воздействие контрастов на человека может быть столь значительно, что иногда его приходится нормировать. Большие контрасты вызывают ощущение большой цветовой энергии, четкости и определенности. Они взаимно усиливают характеристики сочетаемых цветов. При их избытке возникает ощущение пестроты, крикливости или резкости сочетаний.

Малые контрасты образуют спокойные, малоактивные, целостные сочетания, вызывающие чувство единства. Близость характеристик сочетаемых цветов действует объединяюще. Малый контраст по светлоте делает менее заметными членения поверхности и границы плоскостей, усложняет восприятие объемности формы.

Сочетание двух не дополнительных цветов при среднем и малом контрасте по цветовому тону имеет свои особенности. Например, сочетание светло-зеленого и синего вызывает чувство пассивности и холода; желтого и красного – радости; красного с золотым – торжественности, значимости; красного и синего – динамичности; красного и фиолетового – беспокойства; красного и желто-зеленого – активности; желтого и желтовато-зеленого – свежести; желтого и сине-зеленого – успокоенности.

Очень активно воспринимаются сочетания цветных тонов с ахроматическим (черно-серо-белым) тоном. Сочетание красного и черного воспринимается как угнетающее, мрачное, угрожающее; красного и серого – строго; красного и белого – дисгармонично; желтого и черного – броско; желтого и белого – вяло, мягко, неброско; синего и черного – мертвенно; синего и белого – прохладно, чисто; синего и серого – строго.

Чистый или насыщенный цвет выигрывает от соседства с тусклым, малонасыщенным или ахроматическим. Теплый цвет рядом с холодным кажется еще теплей. Холодный цвет в сопоставлении с более холодным теплеет, а с менее холодным становится еще холодней. Тяжелый рядом с легким тяжелеет, требует уравновешивания, а, располагаясь над легким, вызывает впечатление тяжести и неустойчивости, под легким кажется устойчивым.

Цвет и свет

Свет и цвет нераздельны, сам интерьер – пространство, ограниченное освещенными цветными поверхностями и их свойства – цветовой тон, светлота, насыщенность, чистота, фактурность, психологическое воздействие цвета и интерьера в целом полностью зависят от освещения. Свет определяет восприятие цвета и цветосочетаний, но и цвет влияет на освещенность. Эстетические упущения в организации освещения могут зрительно деформировать или полностью разрушить архитектурную форму, исказить цветовое решение.

Основной естественный источник белого света – прямые солнечные лучи и атмосфера (диффузное освещение). Главная особенность белого света – непостоянство спектра и яркости.

Проходящие через окна прямые солнечные лучи создают в интерьере определенный психологический тонус, приподнятое, радостное настроение, разнообразят цветовую среду помещения, вызывают живописную игру оттенков, света и тени, яркие блики и цветные рефлексы. Вносят веселый беспорядок в цветовую гармонию и искажают в силу сильных световых контрастов восприятие соотношения цветов, образовывают резкие светотени, чрезмерно подчеркивающие объемность предметов. Этот постоянно меняющийся, трудно управляемый мир зависит от движения солнца в течение светового дня по часам и минутам, времени года, географической широты, климатических особенностей погоды и множества причин. Рассеянный дневной свет имеет мягкий, спокойный характер, не утомляет зрение, не создает густых теней, выявляя подлинную форму пространства.

Главное преимущество искусственного белого света (от ламп накаливания и газоразрядных ламп) – стабильность его спектра и яркости, делающая устойчивым восприятие цветового решения интерьера. Недостаток ламп накаливания – преобладание в их спектре желтых лучей.

Обычно при свете ламп накаливания теплые цвета (красные, оранжевые, желтые) – светлеют; тепло-зеленые не изменяются; холодные (зеленые, голубые, синие и фиолетовые) – темнеют; темно-синие становятся трудноотличимы от черных, светло-желтые – от белых. Неразличимы также сочетания светло-желтого с белым, холодного зеленого с голубым. Сочетание желтого с голубым может выглядеть как сочетание желтого с зеленым.

Однако и само естественное освещение в разных условиях различно по спектральному составу и, следовательно, обладает различным оттенком белого цвета – у прямого солнечного света теплый оттенок, а у света, отраженного от северной полусферы неба, – холодный. Свет заходящего солнца – желто-оранжевый, а при определенном состоянии атмосферы огненно-красный. Это необходимо учитывать, подбирая цветовую гамму интерьера.

Мера освещенности – важнейший фактор восприятия интерьера. Впечатление парадности, праздничности, торжественной приподнятости создает освещенность в 150–200 лк. Освещенность в 20–30 лк при любом цветовом решении – угнетающая (как бы ни были прекрасны залы пещер, в темноте там неуютно).

На восприятие цвета очень сильно влияет положение локального светильника, создающего тени и массу градаций освещенности.

Первичный отражатель прямых солнечных лучей или рассеянного света – пол. Поэтому его цветовой тон, светлота, насыщенность и фактура активно воспринимаются, хорошо различимы, играют большую роль в общей освещенности помещения. Темный пол гасит избыток света, светлый – делает свет раздражающим или повышает освещенность при недостаточном ее уровне.

Цветной свет открывает возможности создания интересных цветовых эффектов, совершенно недоступных цвету материалов, пигментов и красящих составов. Назовем некоторые такие эффекты: яркая светоцветовая картина интерьера, воспринимаемая в вечернее время через прозрачный витраж извне, световые подцветки архитектурных форм, струй фонтанов, светоцветовое сопровождение при исполнении музыки, цветные блики и т.д.

Очень важная особенность света-цветоносителя – возможность вариантности при сохранении стабильности, динамической смены, в частности, по специально разработанному режиссерскому плану.

Связь цвета и формы

Выбор цвета для каждой формы, как уже говорилось, многосторонне обусловлен, но кроме этого, цвет может активно содействовать выявлению характерных особенностей формы, либо по необходимости цветом маскировать, изменять, иллюзорно исправлять форму. В частности, цветовое и световое решение интерьера может:

  • особенности и своеобразие пространственной структуры интерьера и его величину;
  • плоскостной или выпукло-вогнутый характер очертания стен, пола и покрытия;
  • степень объемности колонн, простенков, проемов, ниш, мебели и оборудования;
  • линейную форму карнизов, тяг, поручней, обрамлений проемов;
  • членение пространства, ограждающих поверхностей и объемных форм;
  • пластику и выразительность линий сопряжения стен с полом и потолком;
  • соучастие цвета каждой из плоских, линейных и объемных форм в выявлении особенностей пространства.

Цвет и линия

Интерьер полон длинномерных линейных элементов: это плинтусы, поручни, наличники, стыки облицовок, бордюры, переплеты и т.п., некоторые, как филенки и рамки создаются одним только цветом. Многие из них обладают большой эстетической ценностью как самостоятельный элемент и как специфическое средство выражения различных свойств других форм. Таковы – элементы светильников (люстр, бра, торшеров), рисунок барьерных и лестничных поручней, усиленный чистым, насыщенным, сильно контрастным к окружению цветом, с неожиданными сочетаниями прямых и изогнутых, горизонтальных и наклонных линий, образующих энергичные изгибы и пересечения, – воплощение пространственной пластики, выраженной языком линий и обогащенной языком цвета. В этом смысле чрезвычайно характерны винтовые лестницы с их объемно-пространственным ритмическим характером, зубчатой или уступчатой линией торцов марша, веерообразным разворотом ступеней и спиралью поручней. Этот рисунок динамичен, и постоянно изменяется по мере движения человека.

В силу малой площади линейных элементов их цвет может быть очень активным, акцентным, большой насыщенности, контрастным по световому и цветовому тону. В композиционном отношении линейная форма, усиленная цветом во взаимодействии с тусклым фоном, может активно выявлять структуру пространства, фиксировать внимание на структурных элементах, формирующих интерьер, для направления зрительного движения членить поверхности подчеркивать ритм и масштаб. Выбор ее цвета определяется самим характером линейной формы, тем, что она выражает, ее значением в композиции.

Узкие, но ярко окрашенные выступы дверных коробок, обрамляющие полотна многочисленных дверей в коридорах, создают эффект цветовой новизны и подчеркивают ритм их размещения.

Весьма впечатляющи тонкие оконные переплеты из анодированного черного и золотистого металла в сочетании с большими нерасчлененными плоскостями полированного стекла.

Тонкая цветовая или черная линия может использоваться для членения цвета. Черный контур хорошо подчеркивает очертание цветовых пятен, повышает их яркость и чистоту, отделяет один цвет от другого при их соприкасании и одновременно облегчает их гармонизацию; препятствует взаимному контрастному окрашиванию; в роли контурной сетки придает композиции плоскостной характер; допускает любые сочетания цветов подобно витражу.

Выбирая цвет в соответствии с особенностями геометрического вида формы, в каждом конкретном случае нужно учитывать свойства материала, функцию и общее композиционное решение, отдавая предпочтение главному в данном случае фактору.

Так, поручень лестницы должен выглядеть теплым и гладким. Если он выполнен из дерева, его нельзя окрашивать в слишком насыщенные или несвойственные дереву цвета, скажем, в зеленый или синий.

Цвет в интерьере часто играет и серьезную функциональную роль. Например, ступени и особенно их кромки необходимо окрашивать в хорошо различимые цвета, чтобы пользующиеся лестницей люди не спотыкались. Цвет плинтусов и цоколей должен быть обязательно увязан с цветом пола и т п.


По материалам книги ЦВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ Степанов Н.Н.

Чтобы квартира отвечала вашему вкусу и была максимально комфортной, следует основываться на таблице сочетания цветов и собственных ощущениях. Главное - не бойтесь экспериментировать: комбинируйте цвета, используйте цветовые акценты.

  • 1 из 1

На фото:

Цветовое решение интерьера должно базироваться на таблицах сочетаемости цветов и собственном вкусе.

Цветовая какофония. Психология цвета в интерьере диктует свои законы. Чтобы многоцветный интерьер не казался перегруженным, не следует использовать более пяти цветов и оттенков в одном помещении. Самыми яркими должны быть декоративные элементы. Следует также помнить, что насыщенность и яркость цвета часто зависит от текстуры материала: блестящие поверхности более выразительны и ярки, по сравнению с рельефными.

На фото: треугольник основных цветов

Цветовая гармония

Теория полутонов. Ее разработал в 19 веке французский художник Эжен Делакруа. Он первым изобразил, так называемый цветовой треугольник, чьи вершины указывают на основные цвета (желтый, красный и синий), ребра - на дополнительные (зеленый, оранжевый, фиолетовый), которые образуются, если смешать основные. Например, при смешении желтого с синим получается зеленый. При вращении треугольника ребро будет указывать на результат смешения тонов, соответствующих вершинам.

  • Родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях. Это: теплые (желто-красные и желто-зеленые) и холодные (сине-зеленые и сине-красные) цвета.
  • Цветовая гармония существует между цветами, располагающимися напротив друг друга.

  • 1 из 6

На фото:

Применение контрастных цветов, противопоказанное в спальне, приветствуется на кухне.

  • Сочетание двух родственно-контрастных цветов значительно обогатится при добавлении цветов близких по тону, более светлых или темных.
  • Прекрасно уживаются цвета, расположенные в вершинах вписанного в цветовой круг равностороннего треугольника. Поворачивая такой треугольник внутри круга, вы можете получить любое сочетание цветов, при этом оно обязательно будет гармоничным.

В аналоговом интерьере яркие акценты должны гармонировать с основным цветом.

На фото: обои Zigzag фабрики Sanderson.

Аналог. Это сочетание цветов, близких друг другу по спектру. Один цвет в интерьере квартиры доминирует, другой - выступает в качестве акцента. Не забывайте о том, как правильно выдерживать цветовые сочетания в интерьере.

Контраст. Палитра цветов в интерьере в этом случае состоит из двух контрастных цветов. Основной цвет в интерьере квартиры (например, синие стены) уравновешивается контрастным (оранжевой мебелью и шторами). По тону мебель должна быть светлее пола, но темнее стен. Но контрастные цветовые сочетания в интерьере быстро приедаются, даже начинают раздражать. Поэтому не рекомендуется применять такое сочетание цветов в интерьере жилых помещений: спальне, кабинете, детской. А вот в интерьере санузла или кухни - пожалуйста.

Монохром. Сочетание различных оттенков одного цвета. Такие цветовые решения в интерьере создают спокойный интерьер . Чтобы комната не стала скучной и монотонной, обязательно присутствие ярких акцентов: картины на стенах, вазы или мебель. Применяя такое сочетание цветов в интерьере, помните, что пол должен быть темнее, чем стены и потолок.


  • 1 из 8

На фото:

В монохромном интерьере важное значение приобретают цветовые акценты.

Магия цвета

Изменение пространства. Такое возможно, если правильно подобрать палитру цветов в интерьере. Можно расширить или уменьшить, «отзонировать» пространство, «охладить» солнечную комнату или «согреть» помещение с окнами на север. К примеру, темные или теплые цвета смыкают стены, а светлые или холодные - раздвигают. Потолок станет выше, если сделать его на тон светлее стен. А увеличить окна можно, покрасив рамы в цвет стен.

Какие сценарии цветового решения вы чаще всего используете в ваших проектах? Цветовая гамма может быть разной - для каждого проекта мы выбираем свою палитру. И стараемся распределить оттенки по предметам и деталям, соблюдая гармоничные пропорции. Мне нравится, когда яркие цвета не доминируют и не раздражают глаз. Хорошо, когда яркие оттенки присутствуют в интерьере в качестве завершающих штрихов. Мне кажется, чересчур кричащие краски в городском доме могут быть утомительными. Ведь после тяжелого рабочего дня хочется расслабиться в спокойной обстановке.

Влияние на человека. Поговорим о психологии цвета в интерьере. Преобладание того или иного цвета в интерьере может оказывать воздействие на состояние и настроение человека. Например, монохромная среда обитания ведет к цветовому утомлению, а полихромная - благоприятно влияет на жизнедеятельность. Цветовые решения в интерьере могут быть разными, важно знать, что у каждого цвета - своя магия. «Бирюза» дает ощущение свежести (подходит для ванной), светло-голубой - успокаивает и вызывает сонливость (идеален для спальни), желтый и оранжевый - стимулируют и тонизируют (для кухни - в самый раз).


Комментировать в FB Комментировать в VK

Также в этом разделе

Если вы продвинутый пользователь и не понаслышке знакомы со скандинавским дизайном, чёрный вас не испугает. Дизайнер Дарья Московцева рассказывает о том, как правильно с ним работать.

О возможных вариантах использования белых дверей в интерьерах разных стилей, а также об особенностях их оформления рассказывает Степан Бугаев, основатель студии Точка дизайна.

В оформлении данной квартиры дизайнер Татьяна Аленина использовала насыщенные темные цвета. Грамотное сочетание сложных оттенков позволило получить яркий, целостный, драматичный образ.

SaloneDelMobile.Milano 2017 в очередной раз представил профессионалам свои открытия. О новинках миланского салона 2017 рассказывает нашим читателям дизайнер Лела Кавтарадзе.

Правильное использование цвета очень важно, ведь с его помощью мы можем решить множество интерьерных задач. Какие же оттенки и их комбинации будут наиболее актуальны для жилья в современном стиле?

Новый год остался позади, до весны еще далеко, а так хочется красоты и романтики. Почему бы не подарить себе и любимому человеку еще один восхитительный и незабываемый праздник?

Почему бы не отойти от привычных розовых и красных валентинок, амуров и стрел? Посмотрите на праздник свежим взглядом и обратитесь к трендам наступившего года.

Невесомый и светлый интерьер дает свободу и ощущение легкости, а именно этого так не хватает в тесных, душных городах и мегаполисах. Поговорим об особенностях оформления интерьеров в светлых тонах.

Какие цвета сейчас в тренде в интерьерной моде? Какие существуют беспроигрышные варианты цветовых сочетаний? Какова идеология мастерской Geometrium. Рассказывают Алексей Иванов и Павел Герасимов.

Неправильный подход к белому цвету может сделать помещение вместо светлого и простороного бледным и раздражающим. Как сохранить баланс и сделать квартиру или дом действительно уютными и стильными?

О том, как капля оранжевого цвета убивает скуку в любом монохромном интерьере, и почему «внутренние дети» - лучшие дизайнеры, рассказывают Влад Савинкин и Владимир Кузьмин, «Поле-Дизайн».

Делла Джуста безустанно культивирует итальянский стиль на российской почве. О силе рисунка, напрасной боязни серого цвета и особом подходе к минимализму – читайте в нашем интервью.

О тайнах стиля минимализм, особенностях белого цвета и интерьерах, существующих вне времени, рассказывает руководитель архитектурного бюро Александра Фёдорова.

Дизайнеры давно отправляются за вдохновением в этнотуры. Посетив дворец Долмабахче в Стамбуле или монастырь Ват Ксьенг Тхонг в Лаосе, они несут злато-серебро в европейский интерьер.

Когда англичане начали красить стены в цвет Магнолия, чем коллекции шести уважаемых британских марок отличаются друг от друга. Рассказывает Алексей Елисеев (Manders).

Что мы знаем о самых сложных и самых дружелюбных цветах в интерьере? Какой цвет называют спасением архитекторов? Рассказывают руководители студии архитектуры и дизайна «ДОМ-А».

Подбирая цветовую палитру для детской комнаты, помните, что это помещение – не полигон для дизайнерских экспериментов, и восприятие цвета у детей имеет свои особенности, которые нужно учитывать.

Кто и как выбирает цвет года? А также: какая палитра будет актуальна этой осенью и каковы цветовые тренды 2014-го? Рассказывает Руководитель Британского Института цвета Акзо Нобель.

Как классику превратить в супероригинальный объект? Какие цвета в тренде в этом сезоне? Впечатлениями от последнего Миланского мебельного салона делится декоратор и телеведущая Елена Теплицкая.

Архитектор Сергей Чобан рассказывает об опыте создания авторской мебели для ванной, своих предпочтениях в интерьерном дизайне и размышляет о разумном компромиссе, из которого рождается жилой интерьер.

Мебельные гарнитуры как основа обстановки уходят в прошлое. В современном интерьере уверенно соседствуют разнородные предметы, отличающиеся по цвету, стилю и фасону. Но подбирать их нужно уметь.

Многие прихожие представляют собой помещение, лишенное доступа солнечного света. Порой здесь непропорционально высокий или, наоборот, низкий потолок. Как решить эти проблемы при помощи цвета?

Цветовое решение интерьера не менее важная деталь, чем выбор стиля и материалов для отделки. Цвета способны преображать помещение до неузнаваемости, от правильного подбора гаммы зависит не только гармония убранства, но и настроение находящихся в помещении людей. При подборе оттенков необходимо учитывать назначение комнаты и даже расположение окон - количество солнечного света сильно влияет на восприятие тона.

Цветовое решение дизайна комнаты

Комбинирование белого и синего цвета в интерьере

В глобальном плане весь спектр делится на две большие части - теплую и холодную.

  • К теплым относят красный, оранжевый, желтый, фиолетовый с преобладающим красным, а также все производные. Некоторые разновидности зеленого тоже относятся к летней половине спектра, понять это легко по наличию примеси желтого. В местах, где мало естественного освещения, выбирайте отделку и аксессуары в теплом спектре.
  • Холодными считаются все виды синего и голубого, бирюзового, сиреневого и пр. При этом холодную группу лучше всего использовать в интерьерах комнат, выходящих окнами на юг. В них всегда много света, а летом прохладные краски способны освежить дизайн. А вот для северных помещений не нужно подбирать синий или голубой в качестве отделки, тем более в сочетании с белоснежным. Такая комбинация будет выглядеть безжизненно.

Также важно знать и о визуальных эффектах. Предметы, окрашенные в летней гамме, визуально кажутся ближе в отличие от объектов прохладного спектра.

Интерьере спальни в черно белом цвете

Спальня в белом цвете

Возможные комбинации

Цветовое решение интерьера можно подбирать на контрасте или наоборот обойтись более спокойным, нюансным. В первом случае преобладают оттенки, гармонично сочетающиеся, но находящиеся при этом на противоположных концах спектра, например, розовый и бирюзовый, красный с зеленым и пр. При нюансном сочетании подбираются цвета из одной группы, например, несколько видов зеленого.

Выбранные сочетания способны влиять на восприятие пространства. Контрастные, особенно черный и белый, зрительно сделают помещение меньше, поэтому уместны только для больших площадей. При этом нет необходимости выбирать много цветов, для фона достаточно двух или трех. Чересчур яркое и пестрое сочетание быстро утомит зрение.

Дизайн комнаты в светлых тонах

Использование оттенков в дизайне

При выборе цветовой гаммы необходимо ориентироваться также на психологию - известно, что разные сочетания способны влиять на настроение. Какое влияние может оказывать разная расцветка.

Красный

Первые ассоциации, приходящие на ум, это энергичность, страсть, агрессия, сила, огонь. Алый очень сильный эмоционально, в больших количествах он не уместен. Лучше всего использовать его в качестве акцентов - в аксессуарах. Красный хорош, когда подразумевается активное времяпрепровождение. Это отличный выбор для гостиной, но в зоне отдыха и детских он противопоказан. Из всех стилей алый наиболее хорош для авангарда, но даже в этом случае он практически не используется в качестве основного. Не рекомендуется совмещать с оранжевым.

Светлый дизайн комнаты

Темные тона в интерьере гостиной

Желтый

Ассоциируется с летом, солнечными днями, радостью. Удачнее всего сочетается с изумрудным, неплохо смотрится с сиреневым, серым, голубым, белоснежным. А вот с алым или морковным его следует использовать крайне осторожно, такой тандем излишне ярок и активен. Золотистые разновидности желтого подходят для любого стиля, однако стоит с осторожностью применять его чистую разновидность, яркость будет напрягать зрение. В жилых домах и квартирах лучше выбирать более мягкие варианты - золотистый, охру.

Зеленый

Символизирует здоровье, жизнь, весну, природу как таковую. Имеет множество разновидностей, каждая из которых обладает своими особенностями. Наиболее известные — это салатный (зеленый с явной примесью желтого), изумрудный и аквамарин. Салатный более всего ассоциируется с легкостью, ранней весной и беспечной радостью. Этот нежный оттенок подходит для большинства стилей, но и в этом случае стоит избегать слишком насыщенных разновидностей.

Цветовые решения в интерьере гостиной

Светлый дизайн спальни

Изумрудный

Красивый насыщенный тон, спокойный и умиротворяющий. Благодаря этим свойствам хорошо подходит для зон, предназначенных для работы или отдыха - домашнего кабинета, библиотеки, спальни. Хорош практически для всех стилей.

Аквамарин

Он ближе к синему спектру, напоминает о море и прохладном ветре. Из-за явной примеси синевы может вызывать сонливое настроение, поэтому его нужно использовать очень осторожно в кабинете или зале. А вот спальня идеальное место для сине-зеленого.

Комбинирование салатового и фиолетового цвета в интерьере кухни

Синий и голубой

Спокойная палитра, в первую очередь, вызывающая ассоциации с небом и морем. Сине-голубая расцветка подходит для зоны отдыха и детской. Хорошо сочетается с белым, янтарным, медовым, золотым, оранжевым, изумрудным, серым.

Коричневый

Является символом земли и деревьев, считается нейтральным, сочетаясь практически со всем. Светло-коричневый и бежевый являются отличным фоном для любого декора. Не стоит перебарщивать - такую основу необходимо разбавлять более насыщенными тонами, в противном случае он рискует стать однообразным, особенно это касается бежевого.

Бежевый цвет в интерьере

Светлый дизайн комнаты

Фиолетовый

Создает мистическую атмосферу, но крайне не рекомендуется для квартир из-за того, что вызывает депрессивные настроения. Фиолетовый необходимо подбирать очень осторожно и лишь в небольших количествах.

Сиреневый

Более мягкий вариант, однако, и им не стоит увлекаться слишком сильно. Сиреневый хорош для спален, но в зале, детской или на кухне его стоит использовать с осторожностью.

Розовый

Легкий и нежный, но некоторые его разновидности, например фуксия, могут быть очень агрессивными. Ярко-розовый можно выбрать для гостиной, а вот для зоны отдыха и детских подходят пастельные разновидности. Совмещать с оранжевым крайне не рекомендуется, получившийся тандем слишком яркий и психоделический.

Комбинирование белого и красного в интерьере

Бежевый цвет в интерьере гостиной

Черный и белый

Самый универсальный и в то же время спорный дуэт. И черный, и белоснежный, сочетаются с любыми оттенками, но применяются только как дополнительные. Черный в виде основного слишком мрачный и депрессивный, а белый превратит жилище в больничную палату. Также можно использовать их одновременно, но это очень рискованный шаг. Следует следить за пропорциями и не допускать соотношения 50/50, оно смотрится чересчур резко.

Важно понимать, что ассоциации сугубо индивидуальны. Кого-то обилие сиреневого вгоняет в тоску, а кому-то наоборот придется по душе. Подбирая цветовое решение интерьера, правильным будет основываться не только на общепринятых правилах комбинирования, но и на собственном вкусе и восприятии.

Спальня в ярких тонах

Зависимость от стороны света

Как уже приводилось выше, выбор комбинаций зависит также от стороны света, на которую выходят окна. Причина в количестве естественного освещения, иначе говоря, инсоляции. Это сильно сказывается на физическом и душевном состоянии. Темные и мрачные квартиры, куда практически не попадают солнечные лучи, вызывают дискомфорт, усталость, сонливость, они выходят окнами на запад и север, это необходимо учитывать при выборе цветовой гаммы.

На северной стороне уместен янтарный, медовый, рыжий, персиковый, золотисто-бежевый. Эти краски ассоциируются теплом, которого так не хватает особенно в зимнее время. Бирюзовый, мятный, лиловый, серый, индиго, синий и белый не лучший выбор, поскольку зрительно сделают интерьер еще прохладнее.

Восточные помещения всегда хорошо освещены, особенно в первой половине дня. В дизайне можно применять и теплую, и холодную расцветку, однако важно избегать бледных пастельных оттенков. Из-за того, что вечером солнца на восточной стороне нет, они будут выглядеть блекло и грязно, приобретая сероватый вид.

Интерьер спальни в голубых тонах

Спальня в темных тонах

С южной стороны всегда много солнца даже в зимний период. Здесь всегда теплее и жарче, поэтому холодный спектр может стать настоящим спасением. Бирюза, аквамарин, мятный в разных пропорциях способны создать ощущение прохлады. При этом, если в восточных квартирах уместнее насыщенные тона, то в южных наоборот старайтесь подбирать для отделки пастельные варианты.

Для квартир, в которых окна выходят на запад, подходят теплые краски. Поскольку на западе мало света в течение дня, необходимо избегать темных расцветок, а также розового и сиреневого - они покажутся серыми и блеклыми в отсутствие солнца. В крайнем случае, при использовании такой отделки позаботьтесь о качественном искусственном освещении. Для отделки на западной стороне нужно с большой осторожностью выбирать расцветку, поскольку малейший просчет способен превратить красивый дизайн в серый и блеклый.

Светлый интерьер комнаты

Салатовый цвет в интерьере кухни

Зона отдыха

Поскольку это пространство предназначено для сна и дневного отдыха, цветовое решение интерьера должно соответствовать поставленной задаче. Лучше всего выбирать спокойные краски, как теплые, так и холодные. Слишком ярким тонам, а также черному и пурпурному, тут не место даже в качестве аксессуаров. Обязательно уделяйте внимание и освещенности. На северной или западной стороне уместнее теплая расцветка, в то время как на южной прохладная.

С помощью цвета можно не только корректировать недостатки освещения, но и немного изменить визуальное восприятие. Светлые сочетания зрительно расширяют комнату, а темные и насыщенные делают ее меньше. Тот же эффект от контрастной отделки и мебели.

Светлые тона в интерьере комнаты

Убранство кухни

В первую очередь важно понять, какая функция помимо приготовления пищи возложена на эту комнату. Как часто вы заходите на кухню, готовите дома, зовете гостей? Совмещена ли кухня с залом или является изолированной? Большая она или маленькая? От ответов на эти вопросы и зависит дальнейший дизайн кухни.

В малогабаритных кухнях предпочтительно применять светлые комбинации - ваниль, молочный, бежевый, светло-серый, мятный, нежно-розовый и пр. А вот в больших комнатах и тем более квартирах студиях можно использовать более яркие и контрастные варианты. Если кухонная зона совмещена с гостиной, она может контрастировать с ней, либо гармонировать. Контраст удобен, если нужно визуально разграничить кухонное пространство и гостиную.

Комбинирование цветов в интерьере спальни

Интерьере комнаты в черно белом цвете

Оформление зала

Чаще всего это помещение, в котором проводится много времени каждый день. Здесь собирается семья по вечерам, здесь же устраиваются посиделки с друзьями и семейные ужины. По этой причине к подбору палитры нужно подходить с наибольшей серьезностью.

  1. В просторных комнатах можно смело воплощать любые комбинации. В таком помещении может быть и больше 3 цветов, большее количество сложнее комбинировать друг с другом.
  2. Использование темной цветовой гаммы уместно для хай-тека или минимализма, а вот в классических интерьерах куда гармоничнее смотрится светлая расцветка.
  3. Если в качестве основы выбраны светлые сочетания, ее обязательно нужно разбавить яркими деталями, чтобы освежить убранство. Это может быть мебель, например, морковный диван на фоне бежевых стен, или аксессуары - шторы, вазы, фото и картины, диванные подушки, покрывала и пр.

Оформление прихожей

Коридор место, лишенное окон, поэтому палитра здесь сильно ограничена. Прихожая также редко отличается впечатляющими размерами, поэтому белый или бежевый наиболее уместны. При желании можно выбрать лазурный, зеленый или желтый, но тогда электрическое освещение должно быть безупречным. В холодном белом свете яркая палитра будет казаться темнее, в то время как золотистые лампы почти не искажают их.

Интерьер комнаты в светлых тонах

Спальня в ярких тонах

При выборе отделочного материала, используемого при ремонте, играет большую, если не главенствующую, роль не только его тип, фактура и качество, но и цвет. Безвкусный хаотичный подбор цветовой гаммы стен, потолков, мебели в интерьере перечеркнут все результаты ремонта и превратят вашу квартиру в малокомфортное жилище, где вряд ли захочется быть долго. Цвет в интерьере квартиры подбирается по определенным законам .

Цвет в интерьере подбирается по принципам гармонии и сочетания

Выбор цвета в интерьере квартиры

У некоторых людей от природы развито эстетическое цветовое восприятие: они избегают нелепых сочетаний и пестроты и, доверяя собственному вкусу, создают в своем доме действительно неплохой дизайн.

В дизайне вопросами цвета и его сочетания занимается целая наука, под названием «колористика». Изучив некоторые ее принципы, можно сделать порой неожиданные открытия:

  • Сочетание одних лишь нейтральных, пусть и красивых тонов порождает монотонный малоинтересный интерьер, в котором глазу не за что зацепиться
  • И напротив, сочетание контрастных цветов может дать ощущение гармонии и единства интерьера, яркости и полноты

Не путать яркость с аляпистостью – другой крайностью, в которую часто впадают новички, желая поразить своей экспрессией и использованием всей цветовой палитры .

Основы колористики

Излагать всю колористику, конечно, бессмысленно, но любопытны такие факты:

Художнику и дизайнеру для создания миллионов оттенков вовсе не обязательно иметь десятки тюбиков. Достаточно четыре цвета: красного, желтого, синего и белого (белый, как и черный, не входит в цветовой спектр и служит для создания оттенков).

Природу цвета, а также его сочетание лучше понять при помощи простого приспособления – цветового круга, состоящего из 12 сегментов и нескольких колец. Таким образом изображен полный цветовой спектр.


Цветовой круг для выбора цвета

Наружное кольцо представлено чистыми насыщенными цветами, из которых:

  • Красный, желтый и синий – это первичные.
    Их нельзя получить путем искусственного смешения красок.
    Смешение всех трех цветов дает черный
  • Вторичные, получаемые путем комбинации :
    • синий + желтый = зеленый
    • красный + желтый = оранжевый
    • красный + синий = фиолетовый
  • Третичные цвета:
    Один основной + один вторичный
    .
    Всего существует 6 третичных:
    • янтарный – желтый + оранжевый
    • шафрановый – красный + оранжевый
    • пурпурный – красный + фиолетовый
    • сиреневый – синий + фиолетовый
    • бирюзовый – синий + зеленый
    • цитрусовый — желтый и зеленый

Цвета внутренних колец разбавленные, менее яркие. Они получаются добавлением к чистому хроматическому цвету какого-то количества белого или черного. От наличия белого и черного зависят такие важные свойства, как яркость и насыщенность:

  • Цвета, разбавленные белым, получаются более яркие, черным – более темные
  • Чем более белого и черного добавлено, тем менее насыщенным получается цвет

Принципы выбора цвета в дизайне


Каждый цвет имеет свою тепловую гамму и психологию

При выборе руководствуются основными принципами:

  • Психологическим :
    • Важно, кто в комнате будет жить:
      ребенок, молодой или пожилой человек
    • Какие настроения и ощущения отражает дизайн помещения
  • Пространственным :
    Цвет стен, потолка может зрительно изменить форму и масштабы помещения
  • Смысловым:
    Цветом можно акцентировать, выделить основную идею дизайна
  • Гармоничным:
    Сочетание цветовых оттенков друг с другом

Психология цвета

  • Красный цвет в дизайне теплый, жизнерадостный, вселяющий энергию, но одновременно и раздражающий, агрессивный
  • Желтый символизирует солнце, открытость к общению, позитивное настроение, раскрепощенный ум и интеллект.
    В чистом виде используется редко, обычно интенсивность приглушают белой, зеленой или красной краской
  • Оранжевый еще более добавляет ощущение тепла и радости
  • Зеленый дает ощущение гармонии, покоя и единения с природой
  • Синий – господствующий холодный цвет.
    Дарит бесконечность, свежесть, спокойствие, безмятежность
  • Фиолетовый более беспокойный из-за присутствия красного, при этом скрытое в нем тепло сдерживается синим
  • Белый цвет зрительно расширяет пространство
  • Черный сужает и вносит контрастность

Выбирая цвет отделочного материала для стен и потолков, учтите такие моменты:


Виды цветовой гармонии в дизайне

Основной принцип гармоничной композиции таков:

И динамичная гармония, выдержанная в ярких насыщенных тонах, и более мягкая, с приглушенными оттенками достижимы при соблюдении принципов контрастности, без злоупотребления цветом, с использованием природных цветовых сочетаний

В мягкой гармоничной композиции можно контрастно выделить небольшие участки при помощи яркости или насыщенности.

Гармония может быть:

Зная теперь законы цветовой гармонии, вы можете теперь без труда узнать, правильно ли выбран при ремонте цвет в интерьере квартиры, проверив таким образом свой вкус.

Видео: Психология цвета

Для того, чтобы правильно подобрать цвет, необходимо представлять как те или иные цвета действуют на нервную систему человека, какие чувства и ощущения вызывают. Правильно подобранная цветовая гамма поможет наладить сон, что в итоге положительно скажется на самочувствии и работоспособности.

Сочетания цветов и оттенков

Известно, что подбором цветовых сочетаний можно исправить дефекты помещения, например, визуально приподнять потолок, "раздвинуть" стены, создать ощущение простора или наоборот, уменьшить комнату, добавить тепла или прохлады. Кроме того, некоторые сочетания способны благотворно влиять на нервную систему, успокаивать, гармонизировать, а другие оказывают возбуждающее действие. Все это необходимо учитывать при выборе цвета для спальни.

Прежде всего, необходимо определиться, цвета теплой или холодной гаммы использовать.

  • К теплой относят часть спектра от красного до желтого со всеми промежуточными оттенками - их используют обычно в помещениях, выходящих окнами на север и северо-восток.
  • Холодными считаются цвета противоположной части спектра, от голубого до фиолетового, они используются в помещениях, выходящих окнами на южную и юго-западную стороны.

Сложные цвета, такие как зеленый, фиолетовый могут относиться как к холодным, так и к теплым, в зависимости от дополнительных тонов, входящих в их состав. Сине-зеленый и сине-фиолетовый - холодные цвета, а вот желто-зеленый и красно-фиолетовый - теплые. Черный, белый и серый считаются нейтральными, и не несут в себе ни “теплой”, ни “холодной” составляющей.

Теплые цвета обладают способностью зрительно уменьшать помещение, холодные же, наоборот, немного его расширяют. Дизайнеры используют это при оформлении интерьеров, приближая или отдаляя определенные детали с целью создания максимального декоративного эффекта.

Например, подходящий цвет для спальни маленького размера - бело-голубой. На фоне голубых стен будет хорошо смотреться белая мебель, на которой могут быть контрастные вставки синего цвета. Постельное белье в таком случае также может быть белым - это облегчит интерьер и зрительно увеличит комнату.

Цветовая гармония

В дизайне существует такое понятие, как цветовая гармония. Цвет сам по себе и тот же цвет в соседстве с другим цветом может выглядеть по-разному. В некоторых сочетаниях он будет выразительным, а в других - блеклым. Гармоничным считается такое сочетание цветов, при котором каждый выглядит наиболее эффектно. Гармония цветов может быть построена на принципе нюанса или контраста.

Нюанс. Гармония, основанная на нюансах одного цвета, достигается использованием близких цветов или оттенков одного цвета. Обычно это мягкие, пастельные цвета. Если используется один цвет, то сочетаются поверхности с разной его насыщенностью. Например, поверхность стен - светло-бежевая, а мебель - темно-коричневая. Обычно нюансную гармонию применяют в помещениях небольшого размера.

Контраст. Подобрать цвет для спальни можно, основываясь на принципах контрастной гармонии. Сочетают контрастные цвета, числом не более трех в одном помещении, чтобы не создавать чрезмерной нагрузки на зрение и не утомлять нервную систему. Как правило, используют два контрастных цвета - как основной и дополнительный, с возможным добавлением третьего как акцентного. В качестве пары основной-дополнительный можно использовать, например, такие:

  • синий - оранжевый
  • синий - желтый
  • белый - черный

При этом можно брать как сами эти цвета, так и их оттенки.

Совет: При выборе цветовых сочетаний вам помогут веера-пантоны с образцами цветовых оттенков, имеющиеся в каждом магазине, продающих краски, а также в мастерских дизайнеров. По ним легко определить, какие именно оттенки будут хорошо сочетаться друг с другом, а каких следует избегать. Для тех же целей можно использовать компьютерные программы, разработанные для дизайнеров и художников.

Фэн-шуй

В каждой из мировых культур есть свои традиции оформления жилого пространства, нацеленные на создание максимального комфорта и удобства. Использование таких традиций может помочь создать атмосферу, которая будет наиболее благоприятной для самочувствия. Последние десятилетия набирает популярность японское учение по устройству интерьеров - фен-шуй. В нем учитываются все нюансы - и расположение предметов по сторонам света, и их цвет.

Цветовое решение для спальни в учении фен-шуй имеет свои особенности.

  • Спальня, выходящая на Восток и Юго-Восток, должна быть выдержана в сочетании зеленого и коричневого цветов.
  • Спальня, окна которой ориентированы на Юго- или Северо-Запад, окрашивается в коричневый и темно-желтый тона.
  • Южные окна в спальне обязывают выбирать в качестве основного красный цвет или его оттенки.
  • Спальня с окнами на Север окрашивается в оттенки синего.
  • Если окна смотрят на Запад или Северо-Запад - спальню окрашивают в белый цвет.

Влияние цвета

На выбор цвета для спальни оказывает существенное влияние его воздействие на нервную систему человека, поэтому данный вопрос необходимо рассмотреть подробно.

  • Красный

Это очень энергичный цвет, он ассоциируется с нижней, физической чакрой, ответственной за продолжение рода. Он связан с сексуальной активностью, и способствует ее проявлениям. Поэтому использовать красный цвет в спальне нужно очень умеренно, большое его количество может вызывать раздражение и утомить.

Преобладание красного цвета в комнате может поднять давление, участить дыхательный ритм и сердцебиение. Красный в спальне подходит для активизации и сохранения страсти супругов, но его не должно быть много, лучше использовать спокойные красные оттенки.

  • Оранжевый

Более подходящий цвет для спальни - оранжевый. Это теплый цвет, который способствует расслаблению, особенно если он разбавлен белым. Оранжевый - цвет второй чакры, связанный с удовольствием. Самый приятный для глаз и нервной системы - персиковый оттенок.

  • Желтый

Цвет третьей чакры, отвечающий за самоуважение и осознание себя в социуме. Теплый, ясный цвет, способствующий гармонизации нервной системы. Оказывает небольшое стимулирующее действие.

  • Зеленый

Цвет сердечной чакры, ассоциирующийся с нежностью, любовью, материнским теплом. Это цвет, наиболее полезный для глаз, позволяющий снижать их утомляемость. Нервная система успокаивается, кровяное давление снижается, уменьшается частота сердечных сокращений.

Зеленый считается одним из самых благоприятных цветов для отдыха и расслабления, при этом наилучшим выбором будут природные, мягки оттенки: оливковый, зелено-серый, болотный. Слишком большое количество зеленого может угнетать нервную деятельность, поэтому его обязательно нужно разбавлять другими тонами.

  • Синий и голубой

Если вы сомневаетесь, сможете ли правильно подобрать цвет для спальни, остановите свой выбор на голубом или синем, цветах пятой и шестой чакр, отвечающих за духовность. Эти оттенки являются лучшим вариантом - в спальне создается ощущение покоя, безмятежности, простора, прохлады.

Цвет неба и воды является природным, положительно влияет на психическое состояние и подходит для интерьеров любого стиля. Имейте ввиду, что в синей спальне должно быть хорошее освещение, желательно также, чтобы она выходила окнами на юг. Белая мебель поможет придать интерьеру легкость и воздушность.

  • Фиолетовый

Седьмая, верхняя чакра отвечает за связь с божественным началом, и имеет фиолетовый цвет. Это сложный цвет, требующий осторожности в использовании. Особенно деликатно следует обращаться с темным фиолетовым, способным угнетать работу нервной системы. В то же время светлые, разбеленные тона помогут создать в спальне возвышенную, немного мистическую атмосферу, а сочетание с белым поможет визуально увеличить ее объем.

  • Белый

Традиционно это цвет чистоты, бесконечности, невинности. Он вобрал в себя всю палитру цветов, и имеет освежающее воздействие на нервную систему. Белый помогает зрительно увеличить помещение, создать ощущение легкости, воздушности.

Выбирая цветовое решение для спальни, стоит остановиться на белом, если комната имеет небольшие размеры. Но необходимо продумать, какой именно оттенок цвета использовать. Белый может быть холодным и теплым. Первый вариант подойдет для спален с южными окнами, второй - с северными.

  • Коричневый и бежевый

Природные оттенки коричневого, включая бежевый и песочный, позволяют создать спокойную атмосферу, приближенную к природе. Светлые бежевые тона сочетаются с любыми другими, и могут быть хорошим фоном как для белой, так и для темно-коричневой мебели. Коричневые оттенки вызывают чувство защищенности, надежности, основательности. Слишком темные тона коричневого могут угнетать психику, поэтому их необходимо дополнять светлыми оттенками.

Бежевый - прекрасный выбор цвета для спальни, он подарит уют и покой. Дополненный желто-коричневым или серо-коричневым тоном, бежевый будет смотреться очень элегантно. Его также можно сочетать с другими цветами по вашему выбору. К этой же группе цветов можно отнести цвет древесины венге - это очень темный коричневый оттенок африканского дерева, иногда практически черный. Часто мебель в спальне изготавливают из древесины венге, которая очень выигрышно смотрится на бежевом фоне.

  • Серый

Вопреки распространенному мнению, серый также является подходящим цветом для спальни. Он абсолютно нейтрален, что позволяет сочетать его с любыми другими цветами и оттенками.

Добавление белого или черного тона меняет насыщенность серого, благодаря чему даже монохромная спальня не будет казаться скучной, а, кроме этого, это дает широкие возможности для визуального исправления дефектов помещения - те части стен или потолка, которые нужно отдалить, открашивают в светло-серый цвет, а те, которые необходимо приблизить - в темный.

Добавлением цветных аксессуаров можно очень быстро и без больших затрат изменить настроение серой спальни, и даже его температуру: теплые тона внесут ощущение тепла, холодные - прохладу.

Выбирая цвета, которые вы будете использовать, нужно представлять себе интерьер в целом, и то, как данный конкретный цвет в него вписывается.

  • Мебель, отделочные материалы, текстиль, декоративные элементы - цвета всех предметов в комнате должны гармонично сочетаться.
  • Нейтральные тона мебели и аксессуаров упростят создание гармоничного интерьера.
  • Рекомендуется подобрать цвет для спальни из натуральной палитры цветов - зеленый, бежевый, коричневый, оранжевый. Это поможет создать спокойную атмосферу, способствующую расслаблению.
  • В маленьких помещениях в качестве основных используйте светлые тона, в больших - более насыщенные, темные. Чтобы "приподнять" невысокие потолки используйте рисунок из вертикально направленных полос на обоях.
  • Цвет стен зависит не только от выбранного тона, но также и от фактуры поверхности, на которую он нанесен. Иногда достаточно изменить фактуру, чтобы получить нужный оттенок.

Если у вас возникли затруднения с выбором цветовой гаммы для спальни, обратитесь к специалистам-дизайнерам, которые помогут вам создать комфортный и элегантный интерьер.