08.03.2020

Требования безопасности пусковых устройств. Требования безопасности, предъявляемые к пожарной технике, ПТВ и оборудованию. Занятие. Требования безопасности предъявляемые к пожарной технике и ПТВ


Инструкция по техники безопасности при пуске двигателя .

Перед пуском двигателя прежде всего необходимо проверить техническое состояние трактора, убрать инструмент, поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение, установить рычаг распределителя навесной системы нейтральное положение, а вал отбора мощности и шкив /если он установлен/ включить; проверить уровень масла в картере, воды в системе охлаждения и топлива в баках; посмотреть, нет ли людей под трактором, сзади или спереди него, между трактором и соединённой с ним машиной или орудием. Нельзя запускать двигатель, если проводятся какие-либо работы с машиной или орудием, соединённым с трактором, так как последний после пуска двигателя может начать двигаться /неисправность в коробке передач; неполное выключение передачи в следствии изгиба вил переключения, самовключение передачи из-за неисправности фиксаторов и т. д./.

I. Пуск двигателя пусковой рукояткой.

Во время пуска двигателя пусковую рукоятку обхватывают правой рукой так, большой палец накладывают на рукоятку вместе с остальными. Если не соблюдать этого правила и большой палец накладывать навстречу остальным четверым пальцам, то при перегретом двигателе или при раннем зажигании возможен рывок коленчатого вала, а следовательно, и пусковой рукоятки в обратном направлении и повреждение руки.

1.Коленчатый вал пускового двигателя П-46 трактора Т-150 нужно поворачивать рывком в пол-оборота.

II. Пуск двигателя пусковым шнуром.

1.На одном конце пускового должен быть узел, на другом - удобная рукоятка. После соединения пускового шнура с маховиком нельзя наматывать на руку шнур или браться за него, так как маховик может начать вращаться в обратном направлении, и в результате повредить руку.

2. Если не включено зажигание, маховик надо вращать при помощи пускового шнура, взяв его одной рукой за рукоятку, другой - за узел,: середину шнура вкладывают в ручей маховика. Перед рывком проверяют соединение шнура с маховиком. Если узел шнура плохо заложен в паз маховика, то при рывке шнур может соскочить, а пускающий- упасть. Прежде чем делать рывок шнуром, следует оглядеться вокруг и проверить нет ли рядом людей и есть ли место для рывка, нет ли рядом машин и тракторов. После этого шнур тянут за рукоятку, а другой конец его устанавливают, чтобы возникла сила трения между шнуром и маховиком. Для более резкого и сильного рывка одну ногу нужно ставить с трактором, но в стороне от гусеничного полотна, чтобы при случайном изменении и положении трактор не передавил ногу.

3. При пуске горячего двигателя во время наматывания шнура нельзя прикасаться к выпускной трубе, иначе можно получить ожог.

4. Во время пуска нельзя стоять около вращающегося маховика, особенно в момент изменения нагрузки на пусковой двигатель, так как при включении муфты сцепления и выключения декомпрессионного механизма маховик может оторваться от кольчатого вала и убить человека, стоящего рядом.

5. У некоторых двигателей декомпрессионный механизм нужно выключать с особой осторожностью, в связи с тем, что рычаг управления этим механизмом находится рядом с вращающимся вентилятором. Поэтому перед пуском двигателей тракторов «Беларусь» /кроме МТЗ-50/, Т-33 необходимо посмотреть, где находится рычаг декомпрессионного механизма, чтобы не повредить руку о лопасти вращающегося вентилятора.

6. После пуска двигателя выключить муфту сцепления пускового двигателя во избежание его «разноса».

7. У комбайнов перед пуском двигателя рычаг коробки передач должен быть установлен в нейтральное положение, а рычаг включения /рычаг выключения молотилки/ - в положение «выключено».

8. При пуске двигателя автомобиля соблюдают те же меры предосторожности, что и при пуске двигателя трактора. Рычаг коробки передач устанавливают в нейтральное положение, автомобиль затормаживают ручным тормозом, если последний не включён /на стоянке ручной тормоз должен быть включён/. При использовании пусковой рукоятки для пуска двигателя нужно стоять как можно ближе к автомобилю, но так, чтобы рукоятка не зацепила пускающего. Если стоять далеко от двигателя, то придётся сильно наклонить корпус над рукояткой, а при возможном обратном вращении коленчатого вала рукоятка ударит пускающего по туловищу или лицу.

ТЕМА 5 СИСТЕМЫ ЗАПУСКА И ЗАЖИГАНИЯ

Контрольные вопросы по теме №4.

1. Требования, предъявляемые к карбюраторам и топливным насосам.

2. Устройство и принцип работы элементарного поплавкового карбюратора. Объясните, как влияет уровень топлива на состав смеси и какое влияние на уровень топлива оказывает: давление в воздушной полости поплавковой камеры, вес поплавка, диаметр главного топливного жиклера, положение дроссельной заслонки, давление бензина на входе в поплавковую камеру. Эмульсионный карбюратор.

3. Устройство и принцип работы беспоплавковых карбюраторов.

4. Охарактеризуйте способы получения нужного состава смеси на различных режимах работы двигателя.

5. Охарактеризуйте способы достижения легкого запуска. Достижение экономичности и приемистости. Назначение, основные элементы конструкции и работа системы малого газа, главной дозирующей системы, экономайзера, ускорительной системы и стоп-крана карбюратора.

6. Как работает карбюратор на высоте и при различных положениях ВС? Назначение, основные элементы конструкции и работа высотного корректора карбюратора.

7. Достижение пожарной безопасности.

8. Охарактеризуйте особенности конструкции и работы поплавкового карбюратора.

9. Охарактеризуйтепринципиальную схему питания двигателя топливом.

10. Объясните конструкцию и работу шестеренчатого бензонасоса.

11. Назначение и основные элементы конструкции коловратного насоса. Конструкция и работа качающего узла насоса, зависимость производительности на выходе от оборотов.

12. Назначение и основные элементы конструкции узла клапанов топливного насоса. Работа редукционного и перепускного клапанов насоса при изменении Р ст и Р о.

13. Охарактеризуйте общую схему системы непосредственного впрыска.

14. Объясните конструкцию и работу топливного насоса высокого давления.

15. Объясните конструкцию и работу механизма управления плунжерами, регулятора смеси, форсунок.

Системы запуска

Процесс запуска мотора состоит в доведении числа оборотов его о значения, при котором начинают правильно протекать процессы образования смеси в карбюраторе, работа магнето, сжатие и горение cмеси в цилиндрах.

Минимальное число оборотов двигателя определяется качеством смеси перед вспышкой, интенсивностью искры, зажигающей смесь, и компрессионными способностями поршня и поршневых колец.

Карбюратор современного авиадвигателя способен образовать рабочую смесь при оборотах не ниже 200-250 об/мин , а при наличии специальных жиклеров - не ниже 80-100 об/мин . Следовательно, до получения этих оборотов двигатель нуждается в дополнительном устройстве, подающем смесь в цилиндры при запуске. Такими устройствами являются заливочные приспособления, позволяющие перед запуском заливать определенное количество горючего во всасывающие патрубки двигателя.


Интенсивность искры рабочего магнето зависит от числа оборотов двигателя. При запуске вследствие низкого числа оборотов интенсивность искры недостаточна для пробивания искрового промежутка свечи. Для зажигания смеси во время запуска употребляются пусковые магнето, вращаемые от руки, или пусковые индукционные катушки.

Для проворачивания вала двигателя при запуске применяются специальные пусковые устройства-стартеры.

При раскрутке" двигателя стартер должен преодолеть момент сил инерции, вызванный ускорением движущихся частей мотора и винта, сопротивление компрессионных и насосных ходов поршней и сопротивление трения движущихся деталей:

М СТ = М ИН +М КОМПР + М НАС + М ТР

Все эти величины зависят в первую очередь от мощности и размеров мотора, от интенсивности запуска, от работы поршневых колец, от температуры самого мотора и смазки, а также от многих других факторов.

Сложность решения задачи заключается в том, что для раскрутки современного мощного авиамотора нужно создать большой крутящий момент при помощи легкого и малогабаритного агрегата.

Все средства запуска разделяются на аэродромные и бортовые.

К первым относятся запуск от руки, запуск автостартером, запуск от аэродромного баллона сжатого воздуха (при этом на борту само­лета должно быть устройство, позволяющее осуществлять этот за­пуск).

Бортовые средства запуска по принципу действия могут быть раз­делены на две группы:

1) пусковые устройства, действующие на поршни мотора и тем самым заставляющие вращаться вал мотора; к этим устройствам от­носятся запуск сжатым воздухом от бортового баллона, газовые стартеры типа Viet или АКР-30, пиротехнические стартеры;

2) пусковые устройства, действующие непосредственно на вал двигателя; к числу этих устройств относятся инерционные стартеры и электростартеры непосредственного действия.

На Бульдозере должен быть набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи. Футляр аптечки помещается в кожух на задней стенке кабины слева. Для защиты органов слуха при работе на Бульдозере следует пользоваться наушниками противошумными СОМЗ-1, прикладываемыми в комплект ЗИП...

4.1. БУЛЬДОЗЕР Т-170 ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

На Бульдозере должен быть набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи. Футляр аптечки помещается в кожух на задней стенке кабины слева.

Для защиты органов слуха при работе на Бульдозере следует пользоваться наушниками противошумными СОМЗ-1, прикладываемыми в комплект ЗИП Бульдозера. Допускается использование других противошумных наушников гр. Б или вкладышей гр. Б по ГОСТ 12.4.051.

Для безопасного входа (выхода) в кабину Бульдозера использовать вырез в кожухе защиты механизма сдавания на тележке и поручни на кабине.

Перед пуском дизеля Бульдозера с ГМТ проверить, установлен ли рычаг управления КП в нейтральное положение. Пуск дизеля возможен только при нейтральном положении рычага КП.

При выходе из кабины Бульдозера при работающем дизеле Бульдозер поставить на тормоз и за­блокировать рычаг КП рычагом блокировки.

На Бульдозерах с механической трансмиссией перед пуском дизеля проверить, установлены ли оба рычага коробки передач в нейтральное положение. Блокировочное устройство Бульдозера исключает возможность пуска пускового двигателя (дизеля - на Бульдозере с ЭССП) при рабочем положении рычага включения диапазонов коробки передач. Исправность блокировочного уст­ройства проверять попыткой пуска пускового двигателя (дизеля) при рабочем положении ука­занного рычага. Муфту сцепления Бульдозера перед проверкой выключить, рычаг переключения передач установить в нейтральное положение.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ эксплуатация Бульдозера с неисправным блокировочным устройством.

Перед работой, для удобства управления трактором, отрегулировать сиденье. На Бульдозере, оборудованном устройством защиты оператора «ROPS-FOPS», установить ремни безопасности.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ работа на Бульдозере с открытой дверью.

Пуск пускового двигателя осуществлять стартером.

Не допускается пуск при помощи рукоятки, предназначенной для проворачивания коленчатого вала.

Если близко к трактору находятся люди, то при трогании Бульдозера с места включить звуковой сигнал.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ работа на Бульдозере в темное время суток при неисправной системе освещения и сигнализации.

Подъезжать к агрегатируемой сзади машине для ее сцепки следует задним ходом на пер­вой передаче и без рывков; между трактором и машиной не должно быть людей. Сцепку вы­полнять только при остановленном Бульдозере.

Доливать охлаждающую жидкость в радиатор только в рукавицах, осторожно, давая выход пару, при этом не приближать лицо к горловине радиатора.

Во избежание ожога горячим маслом работы по ремонту и демонтажу узлов масляного ото-пителя проводить при остановленном дизеле.

Для заправки кондиционера использовать экологически безопасный хладагент, согласно инструкции на установку и эксплуатацию кондиционера.

При эксплуатации гидравлической системы выполнять требования безопасности по ГОСТ 12.2.086.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Работать при давлении рабочей жидкости в гидросистеме большем, чем указано в техни­ческой характеристике;

Находиться под поднятым орудием;

Устранять неисправности при поднятом орудии;

Работать при утечке рабочей жидкости из гидросистемы;

Подтягивать штуцеры в гидролинии при работающем дизеле.


Перед подъемом или опусканием орудия убедиться в отсутствии людей или каких-либо препятствий в зоне досягаемости агрегата. Не допускаются резкие повороты и повороты при заглубленных в почву рабочих органах агрегата.

При работе на склонах и движении по скользким и обледенелым поверхностям установить на башмаки специальные шпоры (рис. 13), предупреждающие боковое скольжение и опрокиды­вание Бульдозера.

Оставляя трактор, опустить орудие, заглушить дизель, установить рычаг управления поворотом на защелку стояночного тормоза.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ оставлять Бульдозер с работающим дизелем без присмотра.

Для экстренной остановки дизеля при аварийных ситуациях установить рычаг подачи то­плива в положение выключенной подачи и рычаг механизма декомпрессора - в положение «Открыто».

Если дизель при снятии нагрузки резко увеличивает частоту вращения и не снижает ее при выключении подачи топлива, то для остановки дизеля следует обеспечить его максимальную загрузку и включить механизм декомпрессора.

При аварийной ситуации и невозможности выхода через двери кабины следует покинуть кабину через аварийный люк на крыше, отжав его защелки и открыв толчком наружу, или через один из оконных проемов, предварительно разбив стекло молотком.

При погрузке (разгрузке) Бульдозера на транспортные средства своим ходом, въезд (съезд) производить по специальным наклонным въездам (аппарелям). Рекомендуемый угол наклона от 15 до 18°. Не допускаются уступы (ступени) при въезде (съезде). Перед въездом на аппарели ограниченной ширины выставить Бульдозер так, чтобы при движении по ним не произ­водить поворотов. Повороты и переключение передач во время движения по аппарелям запрещены. Командовать погрузкой (выгрузкой) трактора, предупреждая его съезд в сторону, должен один человек. При необходимости, остановить трактор, тормозить одновременно двумя бортами.


4.2. БУЛЬДОЗЕР Т-170 ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТАХ

При движении Бульдозера по дорогам необходимо соблюдать правила дорожного движения.

Переезжать железнодорожные пути только на переездах. Если переезд нерегулируемый, то прежде чем начать переезд, убедиться, что нет приближающегося поезда. Скорость на пе­реезде не переключать.

Для переезда через мост надо знать его грузоподъемность и массу тракторного агрегата, которая не должна превышать грузоподъемность моста.

При форсировании водных преград необходимо знать рельеф дна, состояние грунта и глу­бину, прежде чем форсировать преграду.

После переезда водной преграды или при попадании воды в отделения бортовых фрик­ционов и кожух маховика дизеля слить воду, вывернув пробки.

Переезжать канавы и бугры следует под прямым углом на малой скорости без переключения передач.

При движении по дорогам с твердым покрытием установить асфальтоходные башмаки (рис. 14). Башмаки устанавливать отогнутой кромкой на гребни грунтозацепов и закреплять к двум свободным отверстиям башмаков гусениц.

При движении на обледенелых поверхностях установить шпоры на башмаки гусениц.

4.3. БУЛЬДОЗЕР Т-170 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Техническое обслуживание Бульдозера проводить только после его остановки, при неработаю­щем дизеле, нейтральном положении рычагов переключения передач и выключенной «массе».

Применять только исправный инструмент соответствующих размеров.

Соблюдать осторожность при сливе топлива, охлаждающей жидкости и масла. Низкозамерзающие охлаждающие жидкости, применяемые в системе охлаждения дизеля, ядовиты, и попадание даже небольшого их количества в организм может вызвать тяжелое отравление.

Для каждого вида заправочных материалов надо иметь особую тару с соответствующими надписями (охлаждающая жидкость, топливо, масло и т. д.) и следить за ее чистотой. Тара для заправки должна храниться в специальном ящике с крышкой.


Поиск утечек, вакуумирование и заправку кондиционера в процессе эксплуатации должен производить сертифицированный специалист по транспортным кондиционерам.

Перед проверкой давления в гидросистеме остановить дизель и перевести рычаги гидро­распределителя в положение «ПЛАВАЮЩЕЕ».

При ослаблении натяжения гусениц вывернуть не более чем на 3-4 оборота пробку 5 (рис. 45), но не клапан 2.

Не использовать для промывки деталей этилированный бензин.

При приготовлении электролита для аккумуляторной батареи следует вливать кислоту в дистиллированную воду малыми дозами, но не наоборот. Эту работу выполнять в специальной одежде, защитных очках и фартуке.

В случае попадания кислоты на кожу необходимо осторожно снять кислоту ватой, промыть пораженное место обильной струей воды, а затем 5% раствором кальцинированной соды.

При проведении операций технического обслуживания и ремонта все составные части, ко­торые могут прийти в движение под действием сил тяжести (веса), привести в положение, обеспечивающее безопасное ведение работ.

Монтаж и демонтаж деталей (механизмов) Бульдозера массой более 20 кг производить с по­мощью подъемно-транспортных устройств. Способы строповки - в приложении 5.

4.4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ КОНСЕРВАЦИИ И ХРАНЕНИИ ТРАКТОРА

Лица, допускаемые к работам по консервации (расконсервации), должны быть осведомле­ны о степени вредности применяемых веществ и уметь пользоваться средствами индивидуаль­ной защиты.

Работы, связанные с применением органических растворителей и ингибиторов коррозии, не­обходимо проводить при принудительной вентиляции (местной или общей приточно-вытяжной).

При консервации маслами или смазками путем распыления не допускается образования масляного тумана.

4.5. БУЛЬДОЗЕР Т-170 ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Бульдозер должен быть укомплектован исправным огнетушителем и лопатой. Укомплектова­ние производится эксплуатирующей организацией.

Заправку Бульдозера горюче-смазочными материалами производить механизированным спо­собом при остановленном дизеле.

Своевременно устранять течи горюче-смазочных материалов из систем и сборочных еди­ниц Бульдозера. Не допускать на Бульдозере подтеков топлива и масла.

Электропроводка и агрегаты системы электрооборудования Бульдозера должны находиться в исправном состоянии.

При обнаружении на Бульдозере пожара:

Выключить «массу»;

Прекратить подачу топлива (остановить дизель);

Затушить пламя при помощи огнетушителя, накрыванием брезентом, забрасыванием зем­лей или песком, а также с использованием других подручных средств.

Запрещается использование воды для тушения воспламенившихся нефтепродуктов. Также запрещается:

Разводить огонь и курить у мест заправки и стоянки тракторов;

Оставлять Бульдозер после работы и после заправки у заправочного пункта;

Открывать пробки бочек с бензином ударами металлических предметов;

Подогревать дизель, топливный бак и топливопроводы открытым огнем;

Пользоваться открытым огнем при проверке уровня топлива и осмотре топливных баков.


4.6. БУЛЬДОЗЕР Т-170 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРЕДПУСКОВЫМ ПОДОГРЕВАТЕЛЕМ

ЗАПРЕЩАЕТСЯ прогревать дизель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией, во избежание отравления выхлопными газами.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ заправлять охлаждающей жидкостью перегретый котел подогревателя.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ работа подогревателя, если котел не полностью заполнен охлаж­дающей жидкостью.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ без продувки выхлопного патрубка, продолжительностью от 15 до 20 с, производить пуск подогревателя сразу после остановки или после попытки пуска.

Перед началом зимней эксплуатации Бульдозера снять и очистить поддон предпускового по­догревателя (ПЖД) от скопившихся пыли, мусора и масла, топлива.

При эксплуатации подогревателя следует помнить, что небрежное отношение с ним, а также эксплуатация неисправного подогревателя могут явиться причиной пожара, поэтому необходимо присутствие оператора на всем протяжении прогрева дизеля и работы подогре­вателя.

При появлении дыма или пламени из выхлопного патрубка (на установившемся режиме) следует немедленно выключить подогреватель, и после его остановки приступить к устранению неисправности. Не должно быть подтекания топлива из трубопроводов, крана и патрубка.

На зарядном устройстве

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при выполнении работ на зарядном устройстве

1. Общие требования

1.1. Настоящая инструкция содержит требования безопасности при работе с зарядным устройством. К работе на зарядном устройстве допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение и допущенные приказом директора филиала.

1.2. Работник должен знать правила пользования зарядным устройством. Рабочее место и помещение должно содержаться в чистоте, иметь хорошее освещение и не загромождаться.

1.3. В зоне нахождения зарядного устройства температура должна составлять от

1.5. В помещениях при эксплуатации не должно быть паров кислот и щелочей, а также газов, вызывающих коррозию металлов и повреждения изоляции, а также токопроводящей и взрывоопасной пыли.

1.7. При работе зарядным устройствам существуют следующие виды опасности:

Запрещается работать с устройством при снятом кожухе;

Запрещается производить ремонт устройства, подключенного к сети;


Подключение (отключение) заряжаемых аккумуляторных батарей, должно производится при выключенном выключателе соответствующего канала.

Рабочее напряжение зарядного устройства 220В, что является опасным фактором для жизни и здоровья работающего, во избежание поражения электрическим током запрещается эксплуатация устройства с повреждённой электроизоляцией и без защитного заземления;

При проведении ремонта, технического обслуживания зарядного устройства строго соблюдать меры пожарной безопасности ;

Запрещается допуск посторонних лиц к зарядному устройству.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Привести в порядок рабочую одежду; застегнуть обшлага рукавов так, чтобы не было свисающих концов, убрать волосы под плотно облегающий головной убор .

2.2. Внимательно осмотреть рабочее место, привести его в надлежащий порядок, убрать все мешающие работе посторонние предметы.

2.3. При работе пользоваться только исправными инструментами, приспособлениями и оборудованием.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Проверить исправность зарядного устройства (внешний осмотр).

3.2. Проверить состояние кабелей.

3.3. Проверить состояние клеммных зажимов.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях,

возникших во время работы зарядного устройства

4.1. Если при работе зарядного устройства появляются дым, искры, появляется запах электропроводки , необходимо немедленно остановить работу и принять меры к их устранению, доложив при этом руководству подразделения.

4.2. При возникновении возгорания устройства, немедленно отключить его от электросети, сообщить о пожаре руководству.

5. Требования безопасности после окончания работы

5.1. При окончании работ отключить устройства, снять зажимы с клемм аккумулятора, убрать рабочее место.

5.2. Отключить устройства от электросети.

5.3. Произвести осмотр зарядного устройства.

5.4. Привести в порядок рабочее место, инструмент и приспособления и сложить в отведенное для них место.

5.5. Сообщить о всех неисправностях и недостатках, замеченных во время работы, и о принятых мерах к их устранению.

5.6. Вымыть руки тёплой водой.

341. Проектирование, эксплуатация и ремонт электроустановок (электрооборудования, сетей электроснабжения) должны осуществляться в соответствии с действующими нормативными требованиями по безопасной эксплуатации электроустановок.

В электрических схемах должна быть предусмотрена защита потребителей от перегрузок и коротких замыканий.

342. На каждом объекте обогащения (переработки) полезных ископаемых должны быть в наличии оформленные в установленном порядке:

схема электроснабжения (нормального и аварийного режимов работы), утвержденная главным энергетиком организации;

принципиальная однолинейная схема с указанием силовых сетей, электроустановок (трансформаторных подстанций, распределительных устройств и т.п.), рода тока, сечения проводов и кабелей, их длины, марки, напряжения и мощности каждой уставок, всех мест заземления, расположения защитной и коммутационной аппаратуры, уставок тока максимальных реле и номинальных токов плавких вставок предохранителей, уставок тока и времени срабатывания защит от однофазных замыканий на землю, токов короткого замыкания в наиболее удаленной точке защищаемой линии;

отдельная схема электроснабжения для сезонных электроустановок перед вводом их в работу.

Все изменения в схеме электроснабжения в процессе эксплуатации должны отражаться на ней за подписью лица, ответственного за электроснабжение объекта.

343. На каждом пусковом аппарате должна быть четкая надпись, указывающая включаемую им установку.

При работе в электроустановках и на линиях электропередачи должны выполняться организационные и технические мероприятия, предусмотренные соответствующей нормативной документацией.

344. При обслуживании электроустановок необходимо применять электрозащитные средства (диэлектрические перчатки, боты и ковры, указатели напряжения, изолирующие штанги, переносные заземления и др.) и индивидуальные средства защиты (защитные очки, монтерские пояса и когти и др.).

Защитные средства должны удовлетворять действующим требованиям правил применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках, и подвергаться обязательным периодическим электрическим испытаниям в установленные сроки.

Перед каждым применением средств защиты необходимо проверить их исправность, отсутствие внешних повреждений, загрязнений, срок годности по штампу.

Пользоваться средствами с истекшим сроком годности запрещается.

В местностях с низкими температурами следует применять утепленные диэлектрические перчатки. Допускается применение диэлектрических перчаток совместно с теплыми (шерстяными или другими) перчатками.

345. Персонал, допускаемый к работе с электротехническими устройствами, электрифицированным инструментом или соприкасающийся по характеру работы с электроприводом машин и механизмов, должен иметь квалификационную группу по электробезопасности.

Все работники организации должны быть обучены способам освобождения пострадавших от действия электрического тока, оказания первой помощи пострадавшему от действия электрического тока и других травмирующих факторов.

346. Вновь смонтированные или реконструированные электроустановки, а также технологическое оборудование и пусковые комплексы, питающиеся от электроустановок, должны приниматься в эксплуатацию в порядке, предусмотренном действующими нормами и правилами безопасной эксплуатации электрооборудования.

При обнаружении в процессе осмотра электроустановок неисправностей работа по их устранению должна проводиться оперативно-ремонтным персоналом данной установки согласно перечню работ, проводимых в порядке текущей эксплуатации. Все другие работы должны проводиться уполномоченными на это лицами в установленном порядке.

347. Запрещается применять электронагревательные приборы и электрооборудование несерийного изготовления, установка и работа которых не соответствуют действующим правилам и нормам безопасности.

348. При обнаружении в процессе осмотра неисправности, которая согласно действующим Правилам эксплуатации электроустановок потребителей и Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей не должна устраняться одним лицом, обнаруживший неисправность обязан немедленно сообщить об этом своему непосредственному начальнику и сделать соответствующую запись в эксплуатационном журнале.

Устраняют такого рода неисправности по указанию вышестоящего начальника под наблюдением второго лица с соблюдением предусмотренных указанными правилами мер, обеспечивающих безопасное выполнение работ, и применением защитных средств.

349. Вносить длинные предметы (трубы, лестницы и т.п.) в помещения распределительных устройств и работать с ними вблизи электроустановок, где не все находящиеся под напряжением части закрыты ограждениями, исключающими возможность случайного прикосновения, разрешается только под наблюдением производителя работ или выделенного наблюдателя.

350. Включать и отключать отдельные производственные машины и механизмы с помощью пусковой аппаратуры могут лица, получившие разрешение на обслуживание этих машин и механизмов, прошедшие соответствующий инструктаж и имеющие право на самостоятельное их обслуживание. На пусковые устройства на время отключения должен быть вывешен плакат: «Не включать!».

351. Перед пуском временно отключенного оборудования его нужно осмотреть, убедиться в готовности к приему напряжения и предупредить работающий на нем персонал о предстоящем включении.

352. Места производства работ должны быть освещены в соответствии с действующими санитарными нормами.

353. Светильники должны быть расположены таким образом, чтобы можно было безопасно их обслуживать без снятия напряжения с электрооборудования. Это требование не распространяется на лампы, размещаемые в камерах закрытого распределительного устройства.

354. Для осветительных сетей должна применяться электрическая система с изолированной нейтралью при линейном напряжении не выше 220 В.

355. В помещениях с повышенной опасностью и особо опасных при установке светильников с лампами накаливания над полом ниже 2,5 м необходимо применять светильники специальной конструкции либо использовать напряжение не выше 42 В. Это требование не распространяется на светильники, обслуживаемые с кранов или с площадок, посещаемых только квалифицированным персоналом.

Если светильники расположены в цехах на большой высоте, обслуживание их возможно с помощью кранов, при этом работа должна выполняться в диэлектрических перчатках в присутствии второго лица. Светильники с люминесцентными лампами на напряжение 127-220 В допускается устанавливать не ниже 2,5 м при условии недоступности их контактных частей для случайных прикосновений.

356. Для питания светильников местного стационарного освещения с лампами накаливания должно применяться напряжение: в помещениях без повышенной опасности - не выше 220 В, в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных - не выше 42 В.

Допускается напряжение до 220 В включительно для светильников специальной конструкции:

а) являющихся составной частью аварийного освещения, получающего питание от независимого источника тока;

б) устанавливаемых в помещениях с повышенной опасностью (но не особо опасных).

Металлическая арматура светильников напряжением выше 42 В должна быть надежно заземлена.

357. Светильники с люминесцентными лампами на напряжение 127-220 В допускается применять для местного освещения при условии недоступности их токоведущих частей для случайных прикосновений. В помещениях сырых, особо сырых, жарких и с химически активной средой применение люминесцентных ламп для местного освещения допускается только в арматуре специальной конструкции.

358. Для питания ручных светильников в помещениях с повышенной опасностью должно применяться напряжение не выше 42 В.

Питание светильников на напряжение 42 В и ниже должно осуществляться от трансформаторов с электрически раздельными обмотками первичного и вторичного напряжения.

359. В помещениях особо опасных и вне помещений, а также при особо неблагоприятных условиях, когда опасность поражения электрическим током усугубляется теснотой, неудобством положения работающего, соприкасающегося с большими металлическими, хорошо заземленными поверхностями (работа в котлах, баках, цистернах и т.п.), для питания ручных и переносных светильников необходимо применять напряжение не выше 12 В.

360. При приготовлении растворов флотореагентов для местного освещения разрешается пользоваться только переносными лампами с напряжением не выше 12 В.

361. Применение в производственных помещениях открытых (незащищенных) люминесцентных ламп не допускается, за исключением помещений, не предназначенных для длительного пребывания людей.

362. Работники, направляемые на работу в условиях низкой освещенности и в ночное время, должны иметь индивидуальные переносные светильники.

363. Электроинструмент (электродрели, электрогайковерты, шлифовальные и полировальные машины, электропаяльники, вибраторы и т.п.) должен иметь двойную изоляцию.

а) не выше 220 В в помещениях без повышенной опасности;

б) не выше 42 В в помещениях с повышенной опасностью и вне помещений.

365. При наличии защитного пускателя, обеспечивающего дистанционное управление и автоматическое мгновенное отключение электроинструмента от сети в случае замыкания его на корпус или обрыва заземляющего провода, допускается эксплуатация электроинструмента под напряжением 220 В независимо от категории помещения, а также вне помещения.

366. При невозможности обеспечить работу электроинструмента на напряжение 42 В допускается использование электроинструмента напряжением 220 В, но с обязательным применением защитных средств (перчаток) и надежного заземления корпуса электроинструмента.

367. Штепсельные соединения, предназначенные для подключения электроинструмента, должны иметь недоступные для прикосновения токоведущие части и дополнительный заземляющий контакт.

368. Штепсельные соединения (розетки, вилки), применяемые на напряжение 12 и 42 В, по своему конструктивному исполнению должны отличаться от обычных штепсельных соединений, предназначенных для напряжений 127 и 220 В, и исключать возможность включений вилок на 12 и 42 В в штепсельные розетки на 127 и 220 В.

369. Для присоединения к сети инструмента следует применять шланговый провод; допускаются к применению многожильные гибкие провода (типа ПРГ) с изоляцией на напряжение не ниже 500 В, заключенные в резиновый шланг.

370. При осмотре электроустановок напряжением выше 1000 В одним лицом запрещается выполнять какие бы то ни было работы, а также проникать за ограждение, входить в камеры распределительного устройства и во взрывные камеры масляных выключателей. Осмотр оборудования, аппаратуры и ошиновки разрешается с порога камеры или стоя перед барьером.

371. При обнаружении соединения какой-либо токоведущей части электроустановки с землей запрещается до отключения ее приближаться к месту такого повреждения на расстояние менее 4-5 м в закрытых распределительных устройствах и 8-10 м на открытых подстанциях.

Приближение на более близкое расстояние допустимо только для выполнения операций с коммутационной аппаратурой, позволяющей ликвидировать замыкание на землю, а также при оказании необходимой помощи пострадавшим. В этих случаях следует обязательно обезопасить себя от действия шагового напряжения: надеть диэлектрические боты, уложить коврики или другие надежно изолирующие от земли средства.

Все операции необходимо выполнять в диэлектрических перчатках или с помощью изолирующей штанги.

372. На временных ограждениях должны быть вывешены плакаты: «Стой! Высокое напряжение!».

373. Ремонтные работы в электроустановках напряжением выше 1000 В необходимо проводить после выполнения организационных и технических мероприятий, предусмотренных действующими правилами эксплуатации электроустановок потребителей и правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок.

374. Производитель работы (наблюдающий), осуществляя надзор, должен все время находиться на месте работ. Оставаться в помещении установок напряжением выше 1000 В или на открытой подстанции одному лицу из состава ремонтной бригады, в том числе производителю работ (наблюдающему), не разрешается.

375. При необходимости отлучки производитель работ (наблюдающий), если на это время его не может заменить ответственный руководитель, обязан на время своего отсутствия вывести бригаду из помещения и запереть за собой дверь.

376. При перерыве работ в течение рабочего дня (на обед или по условиям производства работ) бригада должна выйти из помещения электроустановок. Плакаты, ограждения и заземления остаются на месте. Ни один из работающих не имеет права после перерыва войти в помещение установки напряжением выше 1000 В или в открытую подстанцию в отсутствие производителя работ или наблюдающего.

Допуск бригады после такого перерыва оперативный персонал не проводит. Производитель работ (наблюдающий) сам указывает бригаде место работ.

377. После полного окончания работы бригада убирает за собой рабочее место и затем его осматривает ответственный руководитель работ.

378. Передвижные ограждения (клетка или щит) должны иметь конструкцию, исключающую возможность случайного или ошибочного прикосновения работающих к токоведущим частям, оставшимся под напряжением, и перекрытия самим ограждением токоведущих частей. Должны быть также предусмотрены возможность безопасной установки и устойчивость ограждения.

379. Питание устройств связи и сигнализации, за исключением специальных транспортных устройств, должно производиться линейным напряжением не выше 220 В от осветительной сети, аккумуляторных батарей или выпрямительных установок. Для сигнальных устройств, кроме СЦБ, питаемых напряжением не выше 24 В, допускается выполнение линий неизолированными проводами.

380. На электродвигатели и приводимые ими в движение механизмы должны быть нанесены стрелки, указывающие направление вращения механизма и электродвигателя.

381. Коробки выводов электрических машин и пускорегулирующей аппаратуры должны быть надежно уплотнены и закрыты крышкой. Снятие крышек во время работы машин запрещается.

Выводы обмоток статора, якоря и полюсов должны иметь маркировку. На пускорегулирующих устройствах должны быть отмечены положения «Пуск» и «Стоп».

382. У выключателей, контакторов, магнитных пускателей, рубильников и т.п., а также у предохранителей, смонтированных на групповых щитах, должны быть надписи, указывающие, к какому двигателю они относятся.

383. После остановки электродвигателя на ремонт с питающего кабеля на щите или сборке должно быть снято напряжение, а на приводе выключателя вывешен плакат: «Не включать! Работают люди!»

Снять плакат «Не включать! Работают люди!» и включить машину можно только после того, как лицо, выполнявшее работы, сделает в журнале запись об окончании работ, а лицо, принявшее работу, сделает отметку о разрешении на включение электродвигателя.