23.09.2019

Где находится гроб господень в израиле. Катастрофа храма гроба господня, кувуклия и благодатный огонь реставрации


В преддверии великого православного праздника Пасхи я решил вспомнить о своей недавней поездке на Святую Землю в ноябре 2013 года. Во время моего недельного путешествия по Израилю посещению Иерусалима в общем и Храму Гроба Господню в частности, планировалось уделить особое внимание. Но не всем планам суждено было сбыться…

Как известно, подавляющее число туристов приезжают в Иерусалим ради одного — прогулки по Старому городу, в которую обязательно входит посещение Стены плача и Храма Гроба Господня, который, по преданию, построен на месте, где несколько тысяч лет назад был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. Я в этом плане не стал исключением. Кстати, здесь можно , в котором я останавливался во время пребывания в Иерусалиме.

Я, как путешественник экономный, сразу же отказался от идеи нанимать гида для экскурсии по Старому городу. Расценки, о которых писали в интернете, начинались от 200 долларов. Поэтому я просто скачал на Google Play приложение, посвящённое Иерусалиму, в которое было включено несколько экскурсий по Старому городу. Общая экскурсия была бесплатной, за последующие я заплатил по 30 рублей за каждую. Среди них была отдельная экскурсия по Храму Гроба Господня.

Электронный гид и Храм Христа Господня

Рассказ о том, почему я попал к главному христианскому храму позже намеченного времени, заслуживает отдельного поста, поэтому скажу сразу, что перед входом в Храм я оказался за час до его закрытия. Электронный гид повёл меня первым делом к Голгофе, которая находится справа от входа в Храм Гроба Господня. Здесь наблюдалась длинная очередь, но я терпеливо отстоял её и в итоге прикоснулся к горе, на которой, согласно Библии, был распят Иисус Христос. Не скажу, что испытал какие-то особенные ощущения, но особая торжественность момента всё же чувствовалась. В конце концов, не каждый день есть возможность побывать в подобном месте. Больше поразил тот факт, что свечки, которые можно поставить возле Голгофы, фактически бесплатны. То есть ты берёшь необходимое количество свечек и бросаешь деньги в специальный ящик. Сколько именно — решать тебе. Я взял три свечки и бросил в ящик 15 шекелей (около 150 рублей).

Из меня получится неплохой еврей =)

Камень миропомазания

После того, как я спустился вниз, то увидел Камень омовения (миропомазания), который заприметил ещё при входе в Храм Гроба Господня. Он расположен напротив входа, однако мой электронный гид повёл меня сначала на Голгофу. По преданию, именно на этом камне Иосиф и Никодим омывали Христа после снятия с распятия смирной и алоэ.

Приложившись к камню я направился в левую часть Храма, чтобы наконец попасть в Кувуклию — место, где накануне Пасхи, как и сегодня, ежегодно сходит Благодатный огонь. Каково же было моё разочарование, когда буквально перед моим носом из Кувуклии вышел священнослужитель, объявивший, что часы посещения священного места закончены. Спорить со священником и объяснять, что завтра утром я уезжаю в Эйлат, я не стал. И поначалу сильно расстроился, но потом, вспомнив, что по жизни я оптимист, подумал: оно и к лучшему, есть повод вернуться в Иерусалим ещё раз))))

Храм Гроба Господня — торжественно и прекрасно

Немного истории

Кувуклия — это часовня, которая построена каменной плитой Гроба Господня, считается главной христианской святыней Иерусалима. Ежегодно накануне православной Пасхи (именно православной, а не католической, которые, кстати, в этом году празднуются в один день) огонь загорается в Кувуклии и называется Благодатным. Последние 12 лет сразу после схождения Благодатного огня лампаду с его частицей отправляют в Москву. В этом году самолёт с лампадой приземлится в аэропорту Внуково-1 предположительно в 22.30 по мск. Сразу после этого Благодатный огонь доставят на патриаршее пасхальное богослужение в храм Христа Спасителя, которое начнётся около 23.00 по Москве.

Всех еще раз с наступающим праздником. Христос Воскресе!

Выиграйте билет в страну мечты. Принять участие .

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru . Много отелей дешевле, чем на Booking

Храм Гроба Господня (храм Воскресения) — это еще одно обязательное место для посещения всех туристов и паломников Иерусалима. Такого храма нет больше нигде на земле. В нём отсутствует вычурная пышность, но величие его заключается в неоспоримой святости.

В библейские времена именно в этом месте оросили и навсегда освятили грешную землю капли крови Спасителя. Храм, как и многие великие постройки, возводился столетиями.

История строительства храма начинается в 325 году, когда Иерусалим посетила мать императора Византии Константина — царица Елена. Она искала место распятия и захоронения Иисуса. Все указывало на языческий форум в саду за городской стеной, который по её приказу начали исследовать.

Среди множества могил, находившихся в этом месте (ранее здесь располагалось древнее кладбище), всё- таки удалось найти пещеру погребения Христа. Нашли и Голгофу, на которой был распят Спаситель. В IV веке над священным местом погребения по приказу Елены возвели храм, который получил название «Анастасиас» (Воскресение).

Его разрушали дважды, но затем вновь отстраивали. Таким, каким мы видим его сегодня, храм стал в XII веке.

Крупные колонны и массивные стены были построены крестоносцами. Интересно, что при строительстве они использовали как свои камни, так и камни времён Константина и Елены. Теперь под его сводами находилась не только пещера Воскресения, но и Голгофа, и ещё несколько христианских святынь, связанных с миропомазанием, распятием и погребением Спасителя. Все вместе они именуются — «Путём скорби»(via dolorosa). Улица с аналогичным названием пролегает через весь старый город.

Каждый день ключник — мусульманин открывает двери храма большим ключом, весом в полкилограмма. Два раза в неделю он полностью проверяет исправность замка и при необходимости сам ремонтирует его.

Божьим промыслом в VII веке Господь поручил охрану храма мусульманам. Когда в 638 году город оказался в руках сарацин, патриарх Иерусалима — Сафроний передал ключи от святыни халифу Омару и попросил охранять её и быть почётным хранителем ключей. Халиф поручил эту обязанность своему ближайшему соратнику Нусейбу. С тех пор все его потомки почитают за честь быть хранителями ключей. Ключник также играет роль посредника в спорах христиан за право покровительства Храму Воскресения.

Сегодня хранителем является Ваджих ибн Нусейбе. Этот представитель арабского рода владеет многими языками и зачастую с удовольствием проводит ознакомительные экскурсы для почетных гостей.

За порядком в храме и соблюдением всех религиозных церемоний, как и сотни лет назад, следят Кавасы — охранники, также являющиеся мусульманами.

Представители разных христианских конфессий долгое время вели споры о том, кто из них имеет больше прав на владение святыней. В 1852 году православным, католикам, сирийцам, армянам, коптам (христиане из Египта, которые считают себя самыми древними христианами) и эфиопам удалось договориться о территориальном распределении храма.

На первом месте по значению стоит православная церковь, владеющая почти половиной всего, что имеется в храме. Второе место занимают католики и армяне. Их значение почти одинаково. Копты и сирийцы подчиняются влиянию армянской церкви.

Все действия в храме (вплоть до ремонта) и богослужения строго расписаны между представителями разных конфессий. Запрещено вносить изменения во внутреннее убранство, поэтому всё здесь уже более 160 лет остаётся на своих местах. Но каждый год в этом месте происходит чудо, объединяющее всех христиан.

В священную пасхальную субботу на Храм Воскресения сходит божественный огонь. Учёные много веков бьются над загадкой природы его происхождения, но все их усилия в этом вопросе тщетны до сих пор.

Огонь каждый раз появляется в разном обличии: это и огненные шары, и огненная роса, и вспышки молнии и света. Церемония схождения божественного огня носит название Литании.

В первые минуты пламя настолько безвредно, что им можно даже умываться. Отсюда огонь отправляется в христианские храмы всего мира, где поддерживается весь год до следующей Пасхи.

Сам храм может вместить не более 10000 человек. Поэтому верующие с самого утра собираются у его ворот. Возглавляет церемонию иерусалимский патриарх, по молитвам которого сходит благодатный огонь.

Сегодня никто не оспаривает его право на совершение этого священного обряда. Но в 1579 году православным запретили молиться в храме. И тогда божественный огонь сошел не внутри, а за пределами святыни. Небесная молния ударила в колонну, стоявшую у дверей, и зажгла свечи в руках православных, которые находились у ворот.

Эта колонна, как немой свидетель Чуда Господнего, и сегодня находится на том же месте. Считается, что год, когда божественное пламя не спустится на землю, будет последним для людей. Поэтому паломники накануне пасхальной субботы соборуются и причащаются, как будто перед кончиной.

Сама часовня, куда снисходит благодатное пламя, разделена на две части: предел Ангела и Гроб Господень. В пределе Ангела хранится часть камня, закрывавшего вход в пещеру гробницы Спасителя. Дальше в маленьком помещении лежит плита, закрывавшая трёхдневное ложе Христа. Именно на ней рождается благодатный огонь, от которого зажигаются все светильники и свечи храма.

В нынешнем виде храм существует с 1810 года. При входе в него все главные святыни, можно окинуть взглядом одновременно. Что касается внешних стен, то сегодня, по сути, видна только одна из них, выходящая на южную площадь, сохранившуюся со времён крестоносцев. Из двух проходов, имеющихся в ней, только левый открыт для входа.

Первым делом при входе в храм следует взойти на Голгофу по лестнице, находящейся справа. В католическом пределе Голгофы находится место пригвождения Иисуса к кресту. Эта сцена изображена здесь на мозаике.

В православной части находится алтарь, под которым есть отверстие, считающееся местом казни Христа. Поэтому все верующие стремятся прикоснуться к этому месту. Но крест стоял немного дальше. Там, где сейчас располагается православное распятие.

Все иконы в этом пределе выполнены в православном стиле. Голгофу от Гроба Господня отделяют 33 шага, символизирующие число лет, прожитых Иисусом на земле.

Часто на иконах и фресках распятого Христа присутствует изображение черепа Адама.

По преданию Ной взял его на свой ковчег и затем предал земле на горе Голгофе, где впоследствии и произошло искупление грехов потомков первого Адама вторым Адамом. Через всю гору вниз идет трещина, в окончании которой действительно был найден человеческий череп. Голгофа переводится с арамейского как череп или голова.

Существует предположение, что по форме холм напоминал эту часть человеческого скелета, потому его так и назвали.

Прямо под Голгофой расположен предел Адама, принадлежащий иерусалимской православной патриархии. Здесь через специальное застекленное отверстие можно увидеть часть горы со знаменитой трещиной.

Как гласит легенда, в день распятия толпа зевак вокруг бесновалась и злорадствовала. И только двое смогли понять кто перед ними. Первый — распятый по правую руку от Иисуса преступник Дисмас, который за секунду до смерти признал Христа и попросил помянуть его в своём царствии. А второй преступник, Гестас издевался и требовал доказательств его божественной силы в виде спасения их троих.

Именно поэтому нижняя перекладина христианского креста наклонена. Одним своим приподнятым концом она указывает на Дисмаса, попавшего в Рай, вторым на Гестаса, попавшего в ад.

Уверовал во Христа и центурион Лангин. После его смерти, видя мучения Спасителя, он воскликнул, прозрев: «Истинно сей человек есть сын божий!» Сегодня в храме есть предел Лангина, куда приходят люди, имеющие проблемы со зрением.

При входе в храм находится мраморная плита, защищающая камень миропомазания. К ней стремится прикоснуться каждый христианин. Ведь именно здесь, по преданию, лежал Христос, снятый с креста.

Над камнем находятся лампады, которые символизируют сферы влияния в храме: четыре из них принадлежат православным грекам, две лампады относятся к армянской конфессии, одна — к коптской, и последняя — к католической.

Сегодня камень постоянно мироточит смесью из 40 составляющих, которой нет в природе. Миром назывались благовония и масла, которыми в древности омывали тело перед погребением.

Неоднократно предпринимались попытки выяснить природу этого явления. Что только не делали: ставили скрытые камеры, пристально наблюдали. Но ответа на этот вопрос так и не удалось получить. Сегодня на мироточащем камне можно освятить любой предмет, просто коснувшись ним его.

Перед камнем миропомазания находится центральная стена храма, украшенная огромной панорамой, выложенной из мозаики. На ней изображено снятие спасителя с креста и возложения его в гроб.

Пещеру, в которую перенесли тело Христа с камня миропомазания, стесали во время строительства. На её месте сегодня стоит часовня Кувуклия.

Она настолько мала, что её может посетить только пара человек одновременно. Поскольку паломников очень много, то пускают туда всего на пару секунд. За это время надо успеть стать на колени, прикоснуться к плите и помолиться. Служения у Гроба Господня разделены по времени. В ночное время его проводят православные, затем представители армянской церкви, и под утро католики.

После завоевания Иерусалима турками они многое унесли из храма. Один из наместников решил переместить плиту с Гроба Господня к себе в жилище. Иерусалимский священник незаметно провел по ней перстнем, после чего она треснула.

Наместник был поражён и, сочтя это плохим предзнаменованием, оставил её на месте. До сих пор мраморная плита, состоящая из двух частей, покрывает Гроб Господень, уберегая его от паломников, стремящихся унести частичку святыни с собой.

Справа от Кувуклии располагаются лампады с благодатным огнём, горящие весь год до следующей Пасхи. Верующие зажигают от них пучок из 33 свечей и сразу гасят, таким образом, забирая частичку пламени с собой. Если зажечь в своем доме эти свечи, то по поверью, их пламя отгонит все несчастья.

Закрытие храма Воскресения представляет собой тоже особый ритуал: ключник поднимается по вынесенной священником лестнице, закрывает двери храма и передаёт её через специальное отверстие назад.

Не просто ансамбль, это учебник истории и искусства под открытым небом. Великолепные здания, площади, дворы и парки, возводившиеся на протяжении нескольких веков династией Габсбургов, давно стали визитной карточкой Вены.

Полезная информация для туристов

Распространенной ошибкой является обычай ставить свечку за здравие прямо у подножия Голгофы. Здесь находятся свечи только за упокой, а за здравие ставятся неподалёку справа.

Если Вы хотите, что бы Ваши близкие были упомянуты в молитве, можно написать записку с именами на кириллице в именительном падеже и не более 10 имён и отдать её в руки монахам. Не пишите лишних слов. Ведь записки читают, не знающие русского языка греческие священнослужители.

Самые удачные часы для посещения храма — 8.00 или 17.00. В это время здесь находится минимальное количество туристов.

Женщины имеют право входить в храм в брюках, но только с платком на голове.

С разрешения одного из представителей трех конфессий есть возможность остаться в храме на ночь.

Как добраться до Храма Гроба Господня

Добраться до Яффских ворот можно на автобусах № 3, 19, 13, 41, 30 и 99. Оставшийся путь придётся проделать пешком.

Часы работы и цены на посещение Храма Гроба Господня

Время посещения зависит от месяца, в который Вы решили здесь побывать. С апреля по сентябрь он открыт с 5.00 до 20.00. А с октября по март с 5.00 до 19.00.Посещение храма является бесплатным.

Ни одна из конфессий не владеет ключами от храма. Ключи хранятся в арабской мусульманской семье. Каждый день представитель семьи Нусейбе открывает храм, а каждый вечер закрывает его. Процедуру закрытия может посмотреть каждый турист или паломник, а процедуру открытия нет, так как вначале отпирается дверь храма, а уже потом внешние ворота двора.

Обязанность следить за Храмом Гроба Господня семье Нусейбе поручил арабский халиф Омар, завоевавший Иерусалим в 637 году. С тех пор только они имеют право открывать и закрывать главные ворота. Однако семья Нусейбе не владеет ключами, хранение поручено другой семье – Джуда, которую уполномочил в этом турецкий султан в 16-м веке.

За порядком внутри следят охранники-мусульмане, которых называют “кавасы”. Их легко узнать по палкам, которыми они стучат об пол, и по фескам (на фото слева). Мусульмане обеспечивают порядок в храм уже 500 лет, с того момента, когда Иерусалим вошел в состав Османской Империи (турок).

Такое активное участие мусульман в жизни Храма Гроба Господня только к лучшему. Они не дают ни одной христианской конфессии доминировать.

В списке конфессий нет Русской православной церкви, но службы на русском языке в Храме Гроба Господня проводятся. Русские священники используют права и места богослужений Греческой православной церкви.

Протестантские церкви не имеют доступа к Храму Гроба Господня, и они считают настоящим местом погребения и воскрешения Христа другое место – Садовую могилу в Иерусалиме.

Первый христианский храм на этом месте был возведен еще в 335 году, с тех времен он много раз перестраивался. Очень немногие элементы остались тут с 4-го века. 2000 лет назад это место располагалось за пределами городской стены города Иерусалим, но позже город разросся и сейчас Храм Гроба Господня находится в Христианском квартале Старого Города Иерусалима.

Как добраться

Нужно доехать до Старого Города, войти в одни из ворот и найти Христианский квартал.

Проще всего доехать на такси, но стоит недешево. В этом случае просите довезти до Новых ворот, они ближе всего к Храму Гроба Господня.

Второй вариант – легкое метро Иерусалима, хотя гораздо больше этот вид транспорта похож на обычный трамвай. Сейчас в нем всего одна ветка, точно не заблудитесь. Станция “City Hall” находится рядом с Новыми воротами. Станция “Damascus Gate” находится рядом с Дамасскими воротами.

Третий вариант – на автобусе. Автобус 38 привезет вас в Еврейский квартал. Автобусы 1, 2, 3 и 21 останавливается у Дамасских ворот. Есть еще несколько автобусных маршрутов, которые останавливаются около Старого Города, но за них мы не ручаемся. О них лучше спросить на рецепшн вашего отеля.

Кого пускают внутрь

В Храм Гроба Господня доступ открыт всем вне зависимости от национальности и вероисповедания.

Археологи, исследовавшие святыню храма Гроба Господня в Иерусалиме после того, как с нее впервые за 450 лет была снята закрывающая ее мраморная плита, установили, что погребальное Ложе Христа сохранилось неповрежденным. Об этом сообщил в понедельник журнал National Geographic .

Плита с Гроба Господня в Старом Иерусалиме была снята 26 октября (впервые за 450 лет). Специалисты Национального технического университета Афин при поддержке израильских и армянских археологов проводили исследовательские работы в Кувуклии в течение последующих 60 часов.

Гроб Господень — высеченная в природной скале гробница периода Второго Храма, в которой находится каменное погребальное ложе (200 на 80 см, высота от пола 60 см). Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, разрушенную в 1009 году, называют Святым Гробом. Это помещение, устроенное в Кувуклии, символизирует пещеру, в которой было погребено Тело Христа. До наших дней сохранились лишь само ложе, часть стен пещеры и часть входа. К середине XVI века ложе было сильно повреждено паломниками, старавшимися отколоть частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки,оно было закрыто плитой белого мрамора в 1555 году.

Когда ученые сняли с гроба мраморную облицовку и слой каменных обломков, то увидели под ними другую мраморную плиту с крестом, вырезанным на ее поверхности. Историки предполагают, что она была сделана во время Крестовых походов.

Само же погребальное ложе оказалось абсолютно нетронутым, несмотря на то, что стены пещеры, в которой оно находилось, были разрушены вместе с первоначальным зданием храма Гроба Господня в XI веке.

Затем археологи подняли плиту на поверхность, чтобы очистить и оцифровать ее перед повторной установкой. «Это абсолютно поразительно. У меня дрожат колени, потому что я не ожидал этого…Мы не можем со стопроцентной уверенностью говорить, но, на первый взгляд, есть явные доказательства того, что гробница не пострадала за все это время. Ведь этим вопросом ученые и историки задавались в течение многих десятилетий», — сказал археолог Фредрик Хиберт в интервью журналу.

Кроме того, археологи подтвердили наличие известняка в стенах пещеры внутри Кувуклии, а также сделали небольшое окошко, чтобы верующие могли увидеть святыню впервые за несколько веков.

В Евангелиях, напомним, сообщается, что Иисус был похоронен за пределами Иерусалима, недалеко от места его распятия на Голгофе. Через несколько лет после погребения были значительно расширены границы Иерусалима так, что Голгофа и близлежащая гробница оказались в пределах города.

В IV веке святая равноапостольная царица Елена приказала начать раскопки на Голгофе. В результате был найден крест, на котором был распят Иисус. Царица распорядилась основать на этом месте Храм Гроба Господня.

В пятницу 9 ноября начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В ночь с субботы на воскресенье он совершит Божественную литургию в Храме Гроба Господня.

Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме – это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства – Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.

Портал “Православие и мир” предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям – вместе с фотографом .

Вход в Храм Гроба Господня. Ночь.

Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.

Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.

Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой – у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.

Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.

В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cв. Елены с 13 ступенями.

Справа виден вход вниз… Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.

В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем – 8 лампад (4 – греческие, 2 – армянские, 1 – латинская, 1 – коптская).

На фото коптский монах затепляет лампаду.

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Двор храма Гроба Господня.

Служители храма Гроба Господня, охранники.

Фасад храма Гроба Господня со стороны входа (южная сторона) – типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).

Очередь в кувуклию.

Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня).

Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г. (первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православного и католического) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве). Греческая перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» – «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс. лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его восточной части (троны Патриарха Иерусалимского у южного столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного). Над иконостасом – галерея с тремя выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж. входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

Кувуклия

Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах.

Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в три ряда – по числу основных исповеданий. В северной и южной стене – овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное – для армян, северное – для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Пещера храма Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения – от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20. 12). По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 г. ниша Св. ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без копт. часовни, восстановленной тридцатью годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али.