23.09.2019

Кто есть святой дух. Большинство православных россиян верит, что Святой Дух исходит «и от Сына


Дух Святой – зачем Он нам

Продолжаем разговор о Таинстве миропомазания. Что привносит в нашу жизнь Святой Дух?

Святой Дух. Мозаика собора Святого Марка в Венеции. XI-XIII века.

Человек может познавать Бога только в Духе Святом.

Человек может побеждать грех только Духом Святым.

Человек может уподобиться Христу только силой Святого Духа.

Эти три действия Третьего Лица Святой Троицы и определяют Его роль в нашей жизни. Он – единственный «Посредник» между нами и Богом. Дух Святой – мост, раскинутый над пропастью первородного греха, некогда разделившей человека с Творцом; мост, по которому мы переходим из состояния вины, греха, стыда и страха (см. Быт 3) в состояние сыновних и близких отношений с Богом. В Духе Святом наш Господь открывается и переживается как Отец (Рим 8:15).

Именно поэтому для ранней Церкви было очевидно и наглядно, что сыновья и дочери Божии суть те, кто в своей жизни «водимы» Духом Святым; а «тот, кто Духа Христова не имеет – тот и не Его» (Рим 8:9). Ежедневное руководство Духом Святым должно было переживаться на практике (см. Деян 8:29).

Без Духа Святого Церковь была бы всего лишь одним из множества религиозных институтов нашей планеты, а каждый христианин – всего лишь адептом этой религиозной организации. К сожалению, именно такой взгляд на христианство предопределил его «кризис» в современном обществе. Без «узнавания» таинственного действия Святого Духа в Церкви, без прислушивания к Его голосу, без следования Его руководству верующие теряют ту самую «соль», которая одна только и делает христианство новой Жизнью, радостной Вестью, а не еще одной «человеческой, слишком человеческой» системой.

Церковь – это община учеников Христа, исполненная и постоянно исполняемая Святым Духом. Церковь – это семья детей Божьих, тех, кто доверился Ему и кого Дух берет за руку, ведя через всю жизнь к полному и совершенному уподоблению Христу в Царстве Небесном (в Вечности). Такой Церковь задумана, такой она создана. Исторический же путь Церкви из столетия в столетие – это тернистый путь, в ходе которого предательства и отступления от первоначального Замысла постоянно и терпеливо врачуются, исцеляются той же благодатью Святого Духа, что неизменно пребывает в самом сердце Церкви.

Итак, Дух Святой открывает нам Бога Отца и Христа как нашего Господа и Спасителя – да; Он раскрывает перед нами Церковь как нашу общую семью, собранную вокруг Христа и Его Евхаристической Трапезы.

Тайная вечеря. Миниатюра из армянского Евангелия 1232 года

Но Дух открывает нам и нас самих! Он раскрывает богатство и красоту нашей личности, со всей ее хрупкостью и дарами. Он стремится постепенно преобразить все наше существо. Потому что Он любит нас. И более и более высвечивает те грани, которыми каждый из нас начинает становиться отдаленно похожим на Христа…

В этом смысле можно сказать, что дар Святого Духа дается для служения другим, для полного раскрытия личности человека в таком служении. Ранняя Церковь прекрасно это осознавала: очень часто, в момент схождения Духа, верующие сразу же переживали необычайные действия в себе духовных даров: пророчества, особой вдохновенной молитвы, исцелений и др. (1 Кор 12). Дар, через который Дух Святой проявляется в каждом конкретном верующем, соответствует отчасти его природным склонностям, особенностям характера, а отчасти отражает неисповедимые пути Промысла об этом человеке.

И сейчас, как и 2000 лет назад, Дух Святой все еще осиявает верующих и ищущих Его, хоть и не всегда это происходит столь же наглядно и ярко – однако, если благодать коснулась сердца, она обязательно оставит в нем некое «внутреннее свидетельство», знание (ср. 1 Ин 2:20). Считать иначе означало бы отвергать Церковь как таковую, обесценивать все дело Христово и, по мысли великого византийского мистика прп. Симеона Нового Богослова , впасть в наихудшую из ересей.

Но, так же, как и в случае с Крещением, благодать Миропомазания необходимо углублять и раскрывать в себе в течение всей дальнейшей жизни. Иначе христианин останется бесплодной смоковницей (Мф 21:18-19). Какие же плоды должно иметь вселение Святого Духа в христианина? Их перечисляет ап. Павел: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22-23).

Эти плоды вызревают только при условии теснейшего общения с Духом Святым, в прямом смысле сотрудничества с Ним. А оно, в свою очередь, проходит по четырем основным каналам:

— молитва;

— Таинства (особенно Евхаристия);

— чтение Слова Божия;

— общение с людьми, с братьями и сестрами по вере, и все вытекающие отсюда поступки, слова и мысли.

Конечно, такое деление условно: в конце концов, абсолютно все в нашей жизни должно одухотвориться – стать «духовным», т. е. причастным благодатному действию Святого Духа. Но это – христианское совершенство. А до тех пор, пока мы на пути к нему, необходимо использовать указанные «инструменты». Свят. Феофан Затворник высказывает такую мысль, что благодать Миропомазания – как огонь, скрывающийся под пеплом наших страстей, забвения, небрежности: следует раздуть этот огонь трудом молитвы и других христианских добродетелей. А прп. Серафим Саровский даже учил , используя наглядные образы из жизни купцов, что этими добродетелями нужно «торговать духовно», т. е. смотреть, какие из них дают каждому из нас больше благодати Святого Духа: «дает вам более благодати Божией молитва и бдение – бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради рассуждайте» (беседа прп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым). Эти образы могут кого-то смутить своей кажущейся «меркантильностью», словно вся жизнь христианина вращается вокруг собственного эго и его духовной пользы. На деле же здесь заключена глубокая истина: то дело, тот труд, при исполнении которого человек ощущает благодать в большей мере, чем при других занятиях, указывает на его призвание и служение в Церкви и в мире, формирует его как личность. Это и есть тот личный и уникальный дар (или дары) Святого Духа конкретному человеку, который дается, в конце концов, ради одной цели: возрастания в любви. Если внимательно, с рассуждением и советом с духовными наставниками, братьями и сестрами во Христе прислушиваться к этому тихому веянию Святого Духа (ср. 3 Цар 19:12), можно – и безусловно нужно! – найти ответ на часто задаваемый вопрос: «к чему меня призывает Бог?»

И это не так трудно, как иногда кажется. По остроумному замечанию прот. Алексия Уминского , Бог не скрывает от нас Свою волю (а Его призвание – это всегда и самая большая радость для самого человека!), словно некий ребус. Отец заинтересован в том, чтобы Его дети были счастливы. Реализация личности христианина – не что иное, как его ответ на Божий призыв лично к нему, и полнота этой реализации зависит от полноты самоотдачи в следовании водительству Духа.

Вот сколько даров, смыслов и целей заключено в самом малоизвестном Таинстве Церкви. Если Крещение является отправной точкой христианского пути, то Миропомазание в самом себе заключает семя его конечной цели – «обожения», когда все существо человека преображается, претворяется и обновляется нетварными энергиями Святого Духа. Все же последующие Таинства Церкви, равно как и все его труды, призваны раскрыть тот потенциал, который дан в Миропомазании. И если ученик Христов станет, как губка, напоенная благодатью, так что она течет и изливается из всего его существа реками воды живой (Ин 7:38–39) – иными словами, если он станет святым – это и есть тот совершенный плод, рост и созревание которого началось в таинстве Миропомазания. А на меньшее Евангелие не согласно…

P. S. В завершение приведем самый известный гимн Симеона Нового Богослова о Святом Духе:


Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух,

Не говорите, что без Него возможно спастись,

Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная,

Не говорите, что Бог невидим людям,

Не говорите, что люди не видят Божественного света

Или что это невозможно в настоящее время!

Это никогда не бывает невозможным, друзья!

Но очень даже возможно желающим.

Самая известная молитва заканчивается такими словами: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», при этом мало кто имеет полное представление обо всех трех описанных участниках. На самом деле это важные личности в христианстве, которые являются неразделимой частью Господа.

Святой Дух – мистика или реальность?

Существуют разные варианты описания и представления Святого духа, но на самом деле это третья ипостась единого Бога. Многие священнослужители описывают его, как действующую силу Господа и он может послать ее в любое место для исполнения собственной воли. Многие объяснения, касающиеся того, как выглядит Святой Дух, сходятся к тому, что это нечто невидимое, но имеющее видимые проявления. Стоит отметить, что в Библии его представляют руками или пальцами Всевышнего, да и имя его нигде не описывается, поэтому можно прийти к выводу, что он не является личностью.

Еще один важный момент, который интересует многих – символ Святого Духа в христианстве. В большинстве случаев его представляют голубем, который в мире символизирует мир, правду и невинность. Исключением является икона «Сошествие святого Духа», где он представлен языками пламени, расположенными над головами Богородицы и Апостолов. Согласно правилам православных соборов на стенах запрещено представлять Святого Духа в виде голубя за исключением иконы Богоявления. Эту птицу еще используют, чтобы описать дары Святого Духа, о которых будет сказано ниже.

Святой Дух в православии

Долгое время богословы вели беседы, касающиеся природы Бога, пытаясь прийти к решению о том, является ли он единой личностью или же целесообразно остановиться на триединстве. Важность Святого Духа связана с тем, что через него Господь может действовать в мире людей. Многие верующие уверены, что он несколько раз за историю человечества нисходил на некоторых людей, которые получали .

Еще одна важная тема – плоды Святого Духа, под которыми подразумевается действие благодати, ведущей к спасению и совершенству. Они являются важной частью духовной жизни каждого христианина. Приобретенный дар Святого Духа должен приносить плоды, помогая человеку справляться с разными страстями. К ним относят любовь, воздержание, веру, милосердие и так далее.


Признаки отсутствия Святого Духа

Верующие люди никогда не будут преувеличивать собственные достоинства, гордиться, стараться быть выше, обманывать и совершать других действие, которые считаются греховными. Это указывает на то, что в них присутствует Святой Дух. Те, кто грешен, лишены помощи Господа и шанса на свое спасение. Присутствие Святого Духа можно определить по нескольким признакам.

  1. Человек легко определяет свои слабые стороны, которые требуют корректировки.
  2. Иисус Христос принимается, как Спаситель.
  3. Существует желание изучать Божье слово и жажда общения с Господом.
  4. Желание прославлять Бога в своих словах, песнях, действиях и так далее.
  5. Происходит изменение характера и плохие качества, заменяются хорошими, что делает человека лучше.
  6. Верующий понимает, что он не может дальше жить для себя, поэтому он начинает создавать Божье Царство вокруг себя.
  7. Стремление общаться с другими людьми, например, в церкви. Это нужно для общей молитвы, поддержки, оказываемой друг другу, совместного прославления Господа и так далее.

Семь даров Святого Духа – православие

Особые действия божественной благодати, которые происходят в душе верующего человека и дают силы на совершений действий ради ближнего своего и Высших сил, принято называть дарами Святого Духа. Их много, но основными являются семь:

  1. Дар страха Божия . Многие люди видят в такой формулировке некое противоречие, поскольку вместе используются такие два слова, как дар и страх. Объясняется это тем, что человек имеет склонность чувствовать себя самодостаточным и совершенным, а это отдаляет его от Господа. Только осознавая величие Бога, можно увидеть реальность мира, избегая совершения серьезных ошибок, поэтому страх является источником блага.
  2. Дар благочестия . Господь прощает грехи и постоянно спасает людей, проявляя милосердие. Дары Святого Духа в православии реализуются посредством молитвы, совершения литургии и так далее. Благочестие также подразумевает милосердие, то есть оказание помощи нуждающимся. Проявляя снисходительность к окружающим, человек поступает, как и Бог по отношению к людям.
  3. Дар ведения . Расшифровывается он, как познание истин, основанных на вере и любви. Стоит заметить, что здесь подразумевается интеллект, сердце и воля. Дары Духа Святого показывают, что нужно познавать мир через Бога и тогда никакие искушения не собьют с праведного пути.
  4. Дар мужества . Очень важен он для спасения и противостояния разным искушениям, которые встречаются на пути в течение жизни.
  5. Дар совета . Человек ежедневно сталкивается с разными ситуациями, где нужно делать выбор и иногда для принятия правильного решения пригодится духовный совет. Святой Дух помогает оставаться в гармонии с Божественным планом спасения.
  6. Дар разума . Он необходим для того, чтобы познать Бога, который открывается в Священном Писании и в Литургии. Первый вариант является источником вдохновения для перехода к божественному знанию, а во второй подразумевает принятие Тела и Крови Господа. Все это помогает человеку .
  7. Дар премудрости . Дойдя до этой последней ступени, человек будет находиться в единстве с Богом.

Хула на Святого Духа

Многие религиозные термины для большого количества людей являются незнакомыми, так есть те, кто не знает, что хула является осознанным отвержением благодати Господа при ее очевидном действии на человека, то есть это богохульство. Иисус Христос говорил о том, что она подразумевает отрицание и оскорбление. Утверждал он еще то, что хула на Святого Духа не простится никогда, поскольку в него Господь вкладывает Божество Свое.

Как стяжать благодать Святого Духа?

Фраза была введена в использование Серафимом Саровским во время беседы, касающейся сути веры. Стяжать Святого Духа – это приобретать благодать. Чтобы этот термин был понят всеми верующими, Саровский истолковал его максимально подробно: у каждого человека есть три источника желаний: духовная, собственная и бесовская. Третья заставляет человека совершать поступки из гордыни и корысти, а вторая предоставляет выбор между хорошим и плохим. Первая воля от Господа и она подталкивает верующего делать добрые дела, накапливая вечные богатства.

Как общаться с Святым Духом?

К святым и трем ипостасям Бога можно обращаться несколькими способами, например, посредством молитв, при чтении Слова Божьего или Святого Писания. Допускает церковь общение в обычном диалоге. Призывание Святого Духа можно осуществлять при помощи нескольких советов.

  1. Необходимо уединиться, взяв и прочитав несколько листиков Библии. Важно расслабиться и освободиться от всех мыслей.
  2. Общение начинается с обычного разговора, поэтому нужно представиться.
  3. Человек должен понимать и ощущать, что Святой Дух живет внутри него.
  4. Во время общения можно задавать разные вопросы, просить об обучении и так далее. Прислушивайтесь к шепоту и внутреннему голосу.
  5. Чем чаще верующих проводит подобные сеансы, тем сильнее он ощущает голос Господа.

Православные молитвы Святому Духу

На сегодняшний день известно много молитвенных текстов, которые помогают людям в трудные минуты. Актуальной является тема – можно ли молиться Святому Духу, и с какими просьбами можно к нему обращаться. Разрешается использовать, как специальные тексты, так и говорить все своими словами. Большое значение имеет искренняя вера и отсутствие дурных помыслов. Молиться можно в церкви и в домашних условиях.

Молитва призывания Святого Духа

Самый распространенный молитвенный текст, который можно произносить в любое время, когда чувствуется, что нужна помощь Высших сил. Он помогает прожить день в духовной чистоте и спокойствии. Молитва о принятии Святого Духа направлена к Богу, и она помогает получить семь даров, о которых описано выше. Текст является короткий, но при этом в нем сконцентрирована огромная сила, помогающая найти утешение и обрести спокойствие.


Молитва Святому Духу на исполнение желания

Сложно встретить человека, не мечтающего о лучшей жизни и надежда, что когда это все станет реальностью, всегда остается в сердце. Если желания имеют только благие намерения, то сила Святого Духа может помочь воплотить их в реальность. Важно использовать представленный текст только, если потребность в реализации своего желания огромна. Обращаться к Святому Духу нужно на рассвете, повторяя текст молитвы три раза.


Молитва о помощи Святому Духу

Сложные времена периодически наступают в жизни многих людей и чтобы справиться с возникшими проблемами, можно обратиться к Высшим силам. Есть специальная молитва Святому Духу, которая поможет приобрести уверенность в своих силах, разобраться в сложившейся ситуации и стать . Произносить ее можно в любом месте и в любое время, когда возникло желание. Текст лучше выучить наизусть и повторять его три раза.


Святой Дух неотделим от Бога и составляет с Ним единое созвучие и великолепие, как лучи света, исходящие от Солнца, неотделимы от своего источника и составляют с ним одно целое. Святой Дух – это рука . Его действенная всемогущая сила, которая все преобразовывает и обожествляет. Святой Дух – есть дыхание Бога. Всевышний вечно рождает из Себя, в своем дыхании, Святого Духа или Духа Божьего, а это значит, что Святой Дух по своей природе вечен, как и Бог. Так как Дух Божий одно единое целое с Богом, Он имеет сознание Бога, Божественную Волю и Его качества: , спокойную радость, жизнеутверждающую силу, милосердие, вездесущность, всеведение и многое другое. Через Святой Дух эти качества Бог бескорыстно, с любовью дарит всему мирозданию. Дух Божий – есть первичная энергия Бога, и она бело-прозрачная, легкая и прохладная.

Дух Божий – есть движущая сила, которая приводит все существующее в движение, ибо все движется, следуя за вдохом Бога. Этот процесс называется эволюцией (от плотной материи к более тонкой, незримой). В этом процессе Он все обращает (возвращает) к Себе. А выдох Бога – это процесс инволюции (от тонкого к более плотной материи), где Он проявил в творении всего существующего, ибо все из Него произошло. Он есть начало и конец всему. Святой Дух поддерживает жизнь всего существующего, защищает законы Бога и приводит их в исполнение, воздает по справедливости и милосердию. Он все вокруг животворит, лелеет, утешает и вразумляет, лишь бы мы перенесли свой взор на Него и попросили Его о милости.

Святой Дух — путеводитель и наставник, друг и помощник. Он защищает нас за правду и отдает себя как дар в помощь всему живому и людям. Ибо Бог обещал нам помощь Святого Духа гонимым за Него и дарование Святого Духа всем просящим о том. Дух Божий – есть вдохновение, порыв к Вечной жизни. Он открывает или проявляет себя миру по своему благоволению. Он является благоуханием и Светом Бога. Святой Дух – есть личностное и безличностное существующее. Он себя открывает как личным выражением жизни, образом Бога и Богом, а безличностью Святой Дух себя проявляет как неведомой, незримой силой.

Как стяжать Святой Дух

Святой Дух – есть порыв Любви Бога или сила Любви Бога. Дух Божий – есть красота и свет Божественной Истины, которая находится во всем существующем. Святой Дух – есть свобода и бесстрашие, а не дух рабства и боязни. Он делает нас праведниками, уводя наше сердце, достоинство и честь от греха, безумия, страсти и невежества. Дух Божий, так же как и Господь, близок к нам, так как Он вселяется в нас и соединяет нас с Богом. Все духовные подвижники стяжали (притягивали) Святой Дух, посредством духовных практик, и таким образом они обретали подобие Бога. Стяжая Дух Божий, они одухотворялись или обожествлялись, становились одно целое с Богом.

В нашей жизни мы можем притягивать Святой Дух: когда мы правильно мыслим, делаем мудрый шаг или совершаем благой поступок по отношению к людям и миру; вспоминаем о Боге; исполняем Его Волю и т. п.

Совершая такие действия, срабатывает : «подобное притягивает подобное» или закон притяжения: «куда или на кого мы обращаем свой внутренний взор, то это нас и поддерживает», такова Воля Бога. На духовном пути развития, когда мы, что-либо осознаем, то в этот момент к нам устремляется Святой Дух и закрепляет в нашем разуме и сердце истинное знание. Святой Божий Дух воздействует на нашу душу, который нас делает мудрыми и любящими, сострадательными и милосердными, нежными и ласковыми. Он возвещает нам весть от Бога и дает вдохновение на благое деяние. Святой Дух делает человека целителем, верующим, смиренным, пророком или возвестителем Воли Божьей. Когда Святой Дух овладевает нами в полной мере, мы становимся орудием Божьего промысла в этом мире.


Метки: ,

Хорошо известно, что католический и православный символы Веры имеют одно различие в восьмом члене. Непрекращающаяся дискуссия об этом различии, т.наз. спор о filioque, является одним из важных факторов, препятствующих полному взаимному признанию и каноническому общению между западными и восточными христианами.

Восьмой член православного символа Веры гласит:

«(Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».

В западной традиции используется католическая формулировка:

«(Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца и Сына исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки».

Западное христианство не является вполне единым по этому вопросу. В 1978 Синод англиканской церкви рекомендовал перейти на восточно-православную формулировку. Однако этот переход так и не состоялся и вряд ли состоится ввиду наблюдающейся эволюции католичества в сторону сближения с англиканством и умеренным протестантизмом. Католики вообще не слишком категоричны. Многие униатские церкви, вошедшие в католическую церковь канонически и принявшие католическую догматику, продолжают использовать восточно-православный символ веры без filioque. Некоторые богословы с обоих сторон видят данный спор как более лингвистический чем доктринальный, т.е. считают, что filioque является скорее вопросом формулировки, чем догмы. Предлагались и промежуточные редакции, например что «Святой Дух исходит от Отца через Сына».

Интересно, что православная формулировка как она есть, т.е. понимаемая буквально, католической формулировке не противоречит. Действительно, говоря что Святой Дух исходит от Отца, мы не утверждаем, что он не может исходить от Сына, следовательно filioque явно не отрицается. Таким образом, противоречие связано не c самой формулировкой Никео-Константинопольского Символа Веры, а с её интерпретацией в исключительном смысле. Произнося слова «от Отца исходящего», мы подразумеваем «только от Отца исходящего», хотя в самом Символе Веры «только» не содержится. Отсюда следует один из логически возможных способов примирения: признать допустимость обоих формулировок, не отрицая права католиков считать свою формулировку более полной. Однако для православных это вряд ли приемлемо, так как такое примирение намекало бы на возможную неполноту Никео-Константинопольского Символа Веры.

Несмотря на огромное количество информации исторического характера по поводу данной дискуссии, удивляет почти полное отсутствие ссылок на богословские доводы по существу. Такое впечатление, что дискуссия происходит больше на церковно-канонической и философской чем на евангельской почве. Обе стороны больше ссылаются на решения соборов и требования логической стройности троичной догматики, чем на Св. Писание или на духовный опыт верующих. При чтении этой литературы иногда возникает странное ощущение, будто внутреннее устройство Божества зависит от процедурной правильности принятия церковных решений или от отточенности формулировок философских сочинений.

Не претендуя на решение тысячелетнего спора, я пытаюсь здесь собрать и сформулировать основные факты Евангелия в поддержку каждой точки зрения. Все эти доводы не являются абсолютными. Практически все пункты из приводимого ниже списка могут быть интерпретированы в духе обоих традиций. Однако в определенных случаях одна из точек зрения довольно явно представляется более естественной и правильной чем другая.

Доводы в пользу восточно-православной точки зрения (Святой Дух исходит от Отца):

1. Рождение Иисуса от девы было силой Св. Духа (Мф. 1:18,20. Лк. 1:35). Естественно считать, что земное рождение Иисуса отражает его сыновнее отношение к Богу-Отцу, и что Отец родил Сына пославши для этого Св. Духа.

2. Одновременное явление всех трёх лиц Св. Троицы наблюдается в акте крещения Иисуса, когда Бог говорит «Сие есть Сын мой возлюбленный» и посылает Св. Духа в виде голубя (Мк. 1:10,11. Мф. 3:16,17. Лк. 3:22). Назвать Иисуса Сыном очевидно мог только Отец. Естественно считать, что Он же посылает Иисусу Св. Духа. Примечательно, что образ Бога-отца, посылающего Св. Духа в виде голубя на Иисуса, весьма распрстранен именно в католическом искусстве, в частности в изображениях сцен распятия и крещения.

3. Ссылки на Св. Дух имеются и в Ветхом Завете, в частности в книгах пророка Исайи (Ис. 59:21, 61:1), т.е. до земной жизни Иисуса. Примечательно, что текст Ис. 61:1 избирает Иисус для чтения в синагоге и последующей проповеди (Лк. 4:18-30).

4. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит: «И я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с Вами вовеки, Духа Истины...» (Ин. 14:16.17), далее «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя мое...» (Ин. 14:26) и «Когда же придет Утешитель, которого я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит...» (Ин. 15:26). Здесь последняя фраза может рассматриваться как свидетельство самого Иисуса против filioque. Остальные цитаты допускают обе интерпретации.

Доводы в пользу западно-христианской редакции (Святой дух исходит от Отца и Сына):

1. Первое открытое появление Св. Духа (обещанное Иисусом) было после распятия во время Пятидесятницы. Так как это событие происходит всего через 10 дней после Вознесения, естественно считать причастным к нему воскресшего Иисуса. Именно после воскресения и вознесения Иисуса Св. Дух становится активным в первых церквах. Когда апостолы в «Деяниях» объясняют, какой силой они творят чудеса, они иногда ссылаются на имя Иисуса, иногда на силу Св. Духа, что может рассматриваться как указание на то, что эти два понятия в то время четко не различались. Совместное исхождение Св. Духа видится естественным проявлением единения Отца с воскресшим и вознесшимся на небо Сыном и отражает точку зрения верующих, ожидающих спасения и помощи именно через Христа.

2. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит: "Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне" (Ин. 14:11) и "Я и Отец - одно" (Ин. 10:30) утверждая этим Свою единосущность Отцу. Но если Христос полностью единосущен Отцу, получив от Него при рождении все, кроме отцовства, то и исхождение Святого Духа Он также от Него получает. Этот аргумент использован в католическом катехизисе.

3. В Новом Завете церковь понимается как Тело Христово. Однако всякое тело имеет и душу. Может быть, этой душой следует считать сам Св. Дух, который в данном случае является также и Духом самого Христа?

Апостол Павел в послании Римлянам не разделяет понятия «Дух Божий» и «Дух Христов». Для него - это единый дух, который живет в сердцах верущих (Рим. 8:9-11). Присутствие этого Духа в собственной жизни он ощущал непосредственно, и вопрос о filioque наверное показался бы ему надуманным. Ап. Павел, добившийся мирного сосуществования в единой церкви иудео-христиан и обращенных язычников, придерживавшихся порой противоположных точек зрения по важнейшим аспектам религии и этики, был бы наверное удивлен, увидев, что его наследники раскололи единую прежде церковь на две взаимно несовместимые части несмотря на отсутствие существенных различий по подавляющему большинству богословских вопросов.

Приведенная в заголовке иллюстрация выражает католические представления о Троице. Близкий по структуре канон существует и в православной иконописи и называется Новозаветной Троицей. Однако наиболее известным изображением Св. Троицы в православном мире является знаменитая икона Андрея Рублева, которая выражает не столько полноту троичной догматики, сколько живой опыт созерцания Св. Троицы, подчеркивает единосущность всех трёх Лиц и их загадочное со-бытие в любви и вечной гармонии. В Рублевской Троице отношения между тремя Лицами остаются Их интимной внутренней тайной, о которой они ведут тихую нескончаемую беседу вокруг евхаристической чаши.

Не могли бы вы объяснить, что понимают под Святым Духом?

Отвечает священник Афанасий Гумеров , насельник Сретенского монастыря:

Святой Дух - третье Лицо Пресвятой Троицы. «Господь есть Дух» (2 Кор.3:17). О Божестве Его ясно говорится в Священном Писании. Псалмопевец Давид свидетельствует: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев» (2 Цар.23:2-3); «Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому<...> Ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:3-4). Святой апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор.3:16).

Святой Дух равен Отцу и Сыну. Спаситель, посылая учеников на проповедь, повелел им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19-20). Св. апостол Павел, заканчивая послание, призывает все три Лица Божественной Троицы: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор.13:13).

Мир сотворен при деятельном участии всех трех Лиц Пресвятой Троицы: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:1-2); «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов.33:4).

Святой Дух все оживотворяет и освящает: «доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом» (Ис.32:15). «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк.4:18-19); «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:5-6).

Св. пророк Исаия называет семь дарований Святого Духа: «и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (11:2-3).

Духом Святым совершались все пророчества: «и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком» (1 Цар.10:6); «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил.2:28).

Перед Своими крестными страданиями Иисус Христос обещает ученикам послать им Святого Духа, Которого называет Утешителем: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26). Это евангельское место очень ценно в богословском отношении, ибо показывает, что святые апостолы, как и пророки, писали по наитию Святого Духа.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день ветхозаветной Пятидесятницы привело к рождению новозаветной Церкви (Деян.2:1-21). Благодатью Святого Духа совершаются все семь церковных Таинств.