30.09.2019

Обучаем чтению дошкольников. Наиболее распространенные ошибки родителей. Что входит в состав курса


В соответствии с Государственной базовой программой развития ребенка «Я в Мире» – не самое главное задание для дошкольника, однако при желании детей и родителей уже в этом возрасте можно начинать и обучение ребенка чтению.

Старшие дошкольники любят рассматривать книжки, слушать, как их читают взрослые, они проявляют и проявляют желание научиться читать самим.

У отдельных детей интерес к буквам и желание научиться читать возникает значительно раньше. Поэтому важно в этой ситуации поддерживать желание детей познавать новое, избрав для этого соответствующие методы.

Яркая и привлекательная книжка поможет, с одной стороны, сделать процесс обучения чтению легким и интересным для детей, с другой – способствует общему развитию ребенка: его интеллекта, речи, мелкой моторики, словарного запаса, восприятие, расширение представлений о мире.

Надо поставить за цель не только , но и влиять на личностное развитие ребенка в целом, которое понимается, согласно структуры личности, как развитие способностей, характера, опыта, интеллекта, психофизиологических свойств (памяти, эмоций, ощущений, восприятия, мышления, чувств, воли).

С какого возраста можно начинать обучать детей чтению?

Трудно сказать однозначно, в каком именно возрасте стоит начинать чтению, поскольку это зависит от его индивидуальных особенностей. Поэтому с этим должен определиться и ребенок, и взрослый, проанализировав особенности развития конкретного ребенка.

В целом методика обучения чтению рассчитана на четырехлетних детей, то есть количество объектов на странице, величина букв, уровень сложности заданий, предлагаемые виды деятельности, темп выполнения заданий выстраивались с учетом возрастных особенностей детей именно этого возраста.

Однако двенадцатилетняя практика внедрения авторской методики свидетельствует о том, что предлагаемые задания посильные и интересные для трехлетних малышей, поэтому можно начинать учиться читать в трехлетнем возрасте (при желании ребенка), однако выполнять задачи стоит в два раза более медленном темпе и с большей помощью взрослого.

Нередко по предлагаемым пособиям начинали учиться читать пятилетние малыши, им интересно было выполнять задания, однако, по сравнению с четырехлетними детьми, они делали это в гораздо более быстром темпе.

Такая ситуация объясняется психологическими особенностями детей трех, четырех и пяти лет: разной скоростью протекания мыслительных реакций, разным уровнем сформированности мелкой моторики, разным уровнем сформированности навыков выполнения действий, различными познавательными потребностями и тому подобное.

Ознакомление детей с буквами и слогами

Ознакомление детей с буквами и слогами сопровождается иллюстративным материалом, использование которого позволяет параллельно апеллировать к обоим полушариям головного мозга, а значит органично соединить логическое и ассоциативно-образное мышление ребенка в восприятии нового.

Кроме того, работа с рисунками способствует расширению представлений детей об окружающем мире и обогащению их словарного запаса.

Важным является привлечение детей к разнообразным видам деятельности (рисование, вырезание, пение, танцы, конструирование, лепка, передвижение в пространстве и тому подобное), которые являются необходимыми для дошкольников.

Постоянное выполнение игровых заданий способствует как формированию навыков чтения, так и разностороннему развитию ребенка.

Авторская методика обучения детей чтению

В авторской методике заложен принцип максимального разнообразия. Для изучения одной буквы детям предлагается 5-6 заданий с использованием разных видов деятельности, которые призваны разнообразить их деятельность, удивить и порадовать их.

Задания в книге изложены в логической последовательности. Изучение каждой буквы предполагает определенный порядок действий: ознакомление с слогом, отыскивание определенных слогов среди других, выделение определенных слогов в словах в разных позициях (в начале, в середине и в конце слова, составление слов из уже известных слогов.

Такое многократное повторение слогов в разных вариантах и с использованием различных видов деятельности постепенно формирует в сознании ребенка механизм образования слогов.

Книга выполняет двойную функцию: рабочей тетради для детей с овладения процессом чтения и пособия для взрослых по вопросам организации и методики обучения.

Именно поэтому тот, кто работает с ребенком — педагоги, родители, дедушки или бабушки, гувернеры — может сэкономить время и уменьшить усилия для подготовки занятий с ребенком.

В то же время, взрослый имеет возможность проявить собственное творчество в способах подачи задач, в использовании дополнительных игровых приемов и проч.

Пособие адресовано одновременно воспитателям и родителям, благодаря чему обеспечивается согласованность их действий, избежания противоречий и ошибок в .

Предложенный учебно-методическое пособие учитывает требования Базового компонента дошкольного образования и базовой программы развития ребенка дошкольного возраста «Я в Мире» относительно речевого развития и обучения элементам грамоты детей дошкольного возраста.

Оно может быть использован в организации учебной деятельности детей в дошкольных учебных заведениях в форме занятий по обучению грамоте или индивидуальной работы, а также кружковых занятий для детей, которые проявляют ранний интерес и способности к чтению.

Кроме того, оно будет уместно в получении образования в практике семейного воспитания, гувернерства, в общеобразовательных и внешкольных учебных заведениях, которые готовят детей к школе.

Как работать с книгой

Сначала ознакомьтесь с содержанием книги. Это поможет вам составить общее представление о сущности игровых заданий, вида деятельности, последовательность выполнения задач.

Ознакомьтесь с условными обозначениями, которые используются на каждой странице книги. Условные обозначения в виде символа обозначают тот вид деятельности, который используется в определенном игровом задании. Знание условных обозначений создает определенные удобства в работе с ребенком.

С каждым заданием ознакомьтесь заранее, чтобы у вас было время подготовить необходимое оборудование (бумага, ножницы, клей, карандаш, пластилин, природные материалы и тому подобное).

Если на занятие вы выберете несколько задач, то, конечно, подготовьте все необходимое для их выполнения. Во многих случаях после формулировки задачи мелким шрифтом подаются методические рекомендации и советы, которые помогут вам подготовиться к занятиям с ребенком.

Формулируйте ребенку задачу так, как она записана в книге. Однако, если вы и ваш ребенок (ваши дети, группа детей) любите пофантазировать, можете несколько изменить: расширить текст задачи, дополнить его именами сказочных героев, любимых игрушек вашего ребенка, кличками домашних животных. То есть, сделайте так, чтобы задание звучало именно для вашего ребенка (ваших детей, группы детей).

Например, в книге задание записано так: «Помоги белочке собрать орешки на зиму. Вырежи и положи в дупло орешки с буквой И».

Вы можете использовать такой вариант: «Сынок, ты, наверное, знаешь, что белочка готовит себе запасы на зиму, чтобы пережить лютые морозы? Ей надо насобирать и семян и орехов. Поможем ей подготовиться к зиме. Белочка будет тебе очень благодарна. Мы с тобой вырежем орешки только с буквой И, потому что они самые вкусные и самые сладкие. А потом положим их в дупло».

Если у малыша есть любимая игрушка, ее можно использовать как действующее лицо в игровых задачах. Известно, что для 4-летних дошкольников мотив «помочь» – один из самых стойких. Малыши охотно кому-то помогают, чувствуя свою полезность, значимость.

Поэтому некоторые задачи можно предлагать в виде вымышленной истории, скажем такой: «У куклы болит животик, но она не знает дороги к больнице. Выложи ей дорогу из квадратов, на которых есть слоги с буквой…», «Твой медвежонок хочет научиться читать и писать буквы. Покажи ему в слогах букву…» и тому подобное.

Такой подход усиливает мотивацию ребенка к выполнению заданий, способствует формированию у нее добрых чувств к другим.

Выполняя задания, обращайте внимание на рисунки и просите ребенка называть изображенные предметы. Если он испытывает трудности, помогите ему и объясните значение непонятных слов. Это закрепит ее представление об окружающем мире, расширит словарный запас.

Выполняйте задания в определенной последовательности, потому что они не являются случайным набором, а составляют четкую и логично выстроенную систему.

Переход от чтения слов к текстам

Переход от чтения слов к текстам осуществляются постепенно по определенному алгоритму, который действует в пределах задач из одной темы. В основе этого алгоритма заложено движение от простого к сложному:

Обучение ребенка чтению слов разделен на отдельные (простые) процессы:

  • узнавание и называние букв;
  • узнавание и называние слогов;
  • выделение слогов в структуре слова;
  • называние слогов в слове, т. е. чтение слов.

Например, задание: «Найди и вырежи квадраты с буквой А». Сначала обратите внимание ребенка на то, что на странице нарисовано несколько квадратов (их можно даже сосчитать, обратите внимание на цвет, размер и т.д).

Затем пусть ребенок найдет и покажет тот квадрат, который она будет вырезать. Если он показал неправильно, еще раз покажите ему букву, а затем снова предложите найти квадрат с такой буквой.

Формирование навыков чтения

Для формирования у ребенка устойчивых навыков чтения нужно обращать его внимание на буквы и слоги. В процессе выполнения задания и после окончания пусть он называет букву, которую выучил; слоги, изображенные на рисунке.

Не забывайте о том, что обычно ребенку младшего возраста легче запомнить материал, если он проговаривает его несколько раз вслух.

Не обязательно предлагать малышу выполнять за одно занятие 5 – 6 задач.

Помните: продолжительность занятий не должна превышать 10 — 20 минут для 4-летних детей и 20 – 30 минут – для 5 – 6-летних.

Если ребенок проявляет желание, такие занятия можно немного удлинять и проводить чаще: и каждый день, и дважды-трижды в неделю. Как правило, игровые задания нравятся малышам, и они охотно их выполняют.

Обучение ребенка чтению на занятиях

Занятия можно проводить как групповые, так и индивидуальные. Если вы работаете с группой детей, удобнее, когда их меньше в группе. Оптимальной для работы в группе количество детей может колебаться от 10 до 15 человек.

Если количество детей в группе большая, стоит проводить обучение ребенка чтению подгруппами. Такой подход обусловлен необходимостью уделить внимание каждому ребенку во время выполнения задания, а чем больше детей, тем труднее это сделать педагогу.

Обучение ребенка чтению, надо учитывая их индивидуальные особенности: возраст ребенка, его физическое и психическое состояние, наклонности, интересы, желания.

Обычно четырехлетние малыши справляются с изучением одной буквы (и выполнением соответствующих задач) в течение недели.

Вполне понятно, что пятилетние дети выполняют предлагаемые задания и учатся самостоятельно читать значительно быстрее. Если вы начали обучение ребенка чтению раньше, чем в 4 года, темп усвоения учебного должен быть значительно более медленным: изучение одной буквы (и выполнения соответствующих задач) должно осуществляться в течение полутора или двух недель.

Постановка задач при обучении чтения

На занятиях по чтению малыш должен чувствовать себя комфортно. Так, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, варьируется количество задач, место и темп их выполнения:

  • можно позволить ребенку выполнять задания не за столом, а сидя на коврике или в каком-то другом месте комнаты;
  • когда ребенок непоседлив, следует увеличить для него количество подвижных задач;
  • если малышу нравится красить, стоит позволить ему раскрасить все детали рисунка, а не только те, которые предусмотрены заданием;
  • ребенок медлительный — не следует форсировать выполнение заданий – это только повредит делу. Пусть продвигается присущим ему темпом;
  • не стоит упрекать малыша, если он чего-то не понял или выполнил задание неправильно. Пусть попробует еще раз или выполнит другую подобную упражнение.

Такой подход обусловлен целью деятельности: способствовать общему развитию детей, дать им положительные эмоции и привить .

Ни в коем случае не надо заставлять ребенка читать, ибо принуждение вызывает сопротивление и возмущение. Не стоит говорить: «Надо учиться читать», «Андрюша не хочет читать, но нужно», «Сегодня будем учить буквы» и тому подобное.

Вообще очень важно, чтобы процесс обучения чтению сопровождали положительные эмоции. Иначе ребенок быстро будет уставать, будет чувствовать дискомфорт, трудности и тому подобное.

Не забывайте хвалить маленьких учеников за их успехи, выражая радость, восторг, поддержку по этому поводу: «Ты молодец!», «Как хорошо ты справился с задачей!», «В следующий раз получится еще лучше!».

Техника обучения чтению

Книга имеет несколько разделов: сначала рекомендуется обучение ребенка чтению букв, которые обозначают гласные звуки; затем учатся читать открытые слоги и начинают читать простые слова; далее дети овладевают словами, содержащими йотированные буквы, мягкий знак и апостроф.

По сравнению с первым и вторым изданием руководства, в этом издании есть определенные изменения ознакомлением с образами букв. Так, на каждой странице, которые начинаются задания на усвоение букв, цветные поля содержат изображения как большой, так и маленькой буквы.

Кроме того, часть задач предполагает оперирование изображениями больших букв, а часть – изображениями маленьких букв. Это обусловлено необходимостью усвоения детьми образов большой и маленькой букв как подготовки детей к чтению обычных текстов, в которых есть и те, и другие.

Этапы обучения

Знакомить детей с буквами следует начинать с тех, что обозначают гласные звуки (раздел 1). Это надо делать последовательно, по очереди. Для изучения каждой буквы предлагается 5 – 6 задач: сначала – на ознакомление с буквой, затем – на ее нахождения в слогах и словах (ребенок показывает пальчиком, раскрашивает, подчеркивает, обводит, вырезает и т. п).

Выполняя задания раздела 1, не стоит заставлять ребенка сразу читать слоги. На этом этапе он только усваивает буквы, обозначающие гласные звуки и знакомится со слогом как наименьшей языковой единицей.

Для примера приведем задание на запоминание буквы В:

  • помоги ежику собрать груши с буквой В, соединив их карандашом;
  • своим телом изобрази букву В;
  • твоя любимая игрушка забила ножку, поплачь вместе с ней, произнося: «У-у-у…»;
  • составь из спичек букву В;
  • найди букву В, что спряталась в слогах, обведи ее карандашом;
  • раскрась в красный цвет клубнички, на которых есть слоги с буквой У.

Если ребенок свободно ориентируется относительно гласных звуков, переходите к изучению букв, обозначающих согласные, и чтение открытых слогов (раздел 2).

Чтение закрытых слогов можно усвоить на дальнейших этапах работы.

Заметим: для дошкольников важным является запоминание звуков, а не букв, поскольку малыш, увидев, скажем, изображения буквы Б, должен сказать [б], а не [бэ], и [в], а не [ве], [г], а не [е] и тому подобное.

А алфавитные названия букв ребенок без проблем выучит в школе, когда будет знакомиться с азбукой.

Одновременно нужно учить малышей замечать и образовывать с буквой, что изучается, открытые слоги (согласный + гласный) и находить эти слоги в словах.

Читайте их вместе с ребенком. Желательно это повторить несколько раз.

Так, изучая букву Б, предложите задачи:

  • раскрась барабан с незнакомой буквой, познакомься с буквой Бб;
  • выложи букву Б из природного материала;
  • напиши букву Б в каждом квадрате и узнай, что сказал барашек;
  • побарабань в барабан, произнося слоги ба, бо, бу, бэ, бы, би, маршируючи по комнате;
  • изготовь аппликацию, вырезав и приклеив шляпку каждой девочке;
  • найди и обведи в словах слоги с буквой б.

Во время выполнения задания необходимо следить, чтобы ребенок сразу читал вслух слоги, а не буквы, из которых они состоят).

В случае необходимости можно предложить малышам выполнить упражнение несколько раз – главное, чтобы они научились читать слоги правильно и быстро.

Следовательно, изучая каждую букву, желательно пройти такие этапы работы:

  1. Ознакомление с буквой, нахождение ее среди уже известных.
  2. Ознакомление со слогами, которые образуются с помощью этой буквы.
  3. Нахождения слога с новой буквой среди других слогов.
  4. Нахождения слога с новой буквой в словах. (Отметим, что не всегда открытый слог, который обводит ребенок в слове, совпадает с составом слова.
  5. Скорее мы просим ребенка обвести буквосочетание согласный + гласный, который для удобства называем составом. То есть, ребенок должен обвести определенную букву для обозначения согласного с последующей буквой в обозначении гласного звука.)
  6. Повторение ранее изученных слогов, составление из них слов; конструирование слов из новых слогов.

Если ребенок уже может свободно образовывать открытые слоги и уверенно их читать, стоит дать ему возможность читать одно — и двусложные слова.

Это усилит интерес к чтению, ведь иметь дело со словами гораздо интереснее, чем со слогами. Если возникают трудности, надо помочь ребенку прочитать слово. Вы, например, читаете первый слог, а малыш пусть прочитает второй.

Когда ребенок усвоит все согласные звуки, научится читать слоги, образующиеся с ними, овладеет одно — и двусложные слова, переходите к изучению слогов с йотированными буквами (раздел 3).

Обучение ребенка чтению этих слогов составляет для малышей определенные трудности, поскольку, в начале слова йотированные буквы обозначают два звука, которые нужно слитно произносить: я = [й] + [а], ю = [й] + [у] и тому подобное.

В середине или в конце состава после согласного йотированные буквы обозначают один звук и употребляются для смягчения предыдущего согласного звука.

Все это надо объяснить малышу, потренироваться вместе с ним в произношении новых звуков, сначала выполнить задания, которые предусматривают чтение слогов, в которых йотированные буквы обозначают два звука, а затем те, в которых они обозначают один звук. Далее предлагается закрепить знания о йотированных буквах, отыскав их в словах.

Ознакомление с мягким знаком и апострофом

После ознакомления с йотированными буквами ознакомьте воспитанников с мягким знаком, апострофом и особенностями чтения слогов с ними.

Уместно пояснить, что мягкий знак употребляется для смягчения предыдущего согласного, а апостроф — для раздельности произношения йотированного и предыдущего согласного. Сначала дети учатся читать слоги с мягким знаком и апострофом, а потом отыскивают их в словах.

Следующий этап – обучение ребенка чтению закрытых слогов (раздел 4).

Закрытые слоги (гласный + согласный) дети часто читают наоборот. Чтобы исправить эту ошибку, можно предложить следующие игровые задания:

  • дорисуй бабочкам крылышки, соединив точки. Прочитай слоги, написанные на крылышках;
  • соедини линией елки, на которых есть слоги с одинаковыми буквами;
  • выложи из палочек слоги: ша – аш, ну – ун, те – ит.

Выполняя эти задания, ребенок учится замечать различие между закрытыми и открытыми слогами, правильно их читать.

Затем следует перейти к изучению открытых слогов с несколькими согласными (согласный + согласный + гласный), чтение которых вызывает у детей определенные трудности, преодолеть которые помогут специальные задачи (раздел 5):

  • найди ключик к каждому замку (соедини их линией);
  • вырежи и разложи кирпича на грузовики;
  • вырежи слоги, которые бегут к книжке.

Объясните детям технику чтения таких слогов: сначала надо прочесть первый согласный, а дальше слитно читать открытый слог. Например: т⁞ра, к⁞ло и тому подобное.

Стоит обратить особое внимание на слитное прочтение буквосочетаний дж и дз, о чем подсказывает дужка, которая написана сверху над буквосочетаниями.

После того, как закончено обучение ребенка чтению разных типов слогов, переходите к чтению слов (раздел 6). Сделать этот переход плавным и интересным для ребенка опять же помогут игровые задания.

Загрузка...

Многим современным родителям приходиться заниматься обучением своих детей чтению еще в дошкольном возрасте. Ведь во многих лицеях и школах к первоклассникам предъявляются достаточно серьезные требования: ребенок уже должен уметь читать, писать и размышлять логически. Безусловно, эти навыки позволяют легче освоиться во время обучения и быстрей влиться в учебный процесс.

С чего начать?

На самом деле подготовка к чтению начинается еще в самом раннем возрасте. Прежде всего, стоит начать не с самого чтения, а общего познавательного развития ребенка. Такому развитию очень способствуют простые задачки на логику, мелкая моторика и совершенствование речи.

Несколько примеров игр для детей 4 лет

  • Продолжи слово. Учимся придумывать слова, развивать фантазию и речь.

Бросая ребенку в руки мяч, произнесите начало какого-нибудь слова. К примеру, слог «Ма». А ребенок, возвращая вам мячик должен его продолжить и сказать «Ша» или «Шина». Обязательно произносите потом слово целиком: Маша или машина. Затем немного усложните и задайте определенную тему для загаданных слов. К примеру, фрукты, транспорт или имена.

  • Звуковая загадка. Учимся развивать память и слуховое внимание.

Подготовьте несколько детских музыкальных инструментов или игрушек: дудочка, погремушка, колокольчик и т.д. Продемонстрируйте по очереди все звуки, чтобы ребенок их запомнил. Затем попросите его отвернуться и угадать, какой предмет сейчас издает звук. Постепенно усложняйте игру и чередуйте несколько звуков по очереди. Такая игра тренирует слуховое внимание, которое так необходимо при обучении чтению.

  • Подарок для игрушки . Учимся определять первую букву в слове и развивать воображение.

Устройте праздник любимой игрушке вашего ребенка. Пусть у нее сегодня будет День Рожденье. Предложите ребенку подобрать подарок для игрушки, и нарисовать его. Главное условие игры, чтобы первый звук в названии подарка был тот же, что и первый звук в названии игрушки. Например, подарки для куклы начинаются только на букву к: краски, ксилофон, кубики. А для мишки – мяч, мед, машина. Чем больше вариантов назовет ребенок, тем лучше.

Хорошим пособием в такой игре станут картинки или карточки с различными изображенными предметами. Предложите малышу подобрать подарок и выбрать один из изображенных на картинке.

Такая игра помогает развивать способность к звуковому анализу слов, необходимому при чтении.

  • Дорисуй-ка. Учимся дополнять фигуры, развивать внимание и мелкую моторику. Для рисования существует множество вариантов игр.

Рисование по образцу учит ребенка концентрироваться при работе со знаками, а так же способствует лучшему запоминанию букв и правильному воспроизведению слов при чтении.

Учим буквы

Неотъемлемой стадией на пути к чтению, является изучение букв. И чем интересней и увлекательней будет этот процесс, тем быстрей ребенок все выучит. Чтобы процесс запоминания букв шел легко и продуктивно, существует несколько простых правил педагогики.

  • Ребенку проще будет запомнить букву, если он ее сначала нарисует или сам слепит из пластилина. Так же отличным вариантом будет сложение букв из палочек, пуговок, камешков и т.д.
  • Важно при этом не перегружать детскую память и не стараться запомнить более двух букв в день.
  • Учить буквы, правильно произнося их звук. Например, букву М произносить не звуком «эм», а именно коротким «м». Иначе, ребенок будет путаться при чтении и неправильно произносить слоги.
  • Не стоит начинать обучение прописным буквам, пока ребенок еще освоил не все печатные.
  • Чтобы ребенку легче было запоминать буквы, пусть сам придумает, на что похожа каждая из них. Например, сравнить их с различными предметами.

Учимся читать по слогам

В настоящее время существует множество учебной литературы для обучения дошкольников. И каждый родитель подбирает наиболее подходящий и интересной вариант букваря или азбуки для детей, которые только учатся читать. В них используются различные методики для чтения по слогам. Где-то рассматривается вариант протягивания звуков, а где-то переходы от буквы к букве в виде красочных картинок.

На самом деле, при чтении мы уже не задумываемся и не отдаем себе отчет, что все слоги получаются у нас сами собой, потому что произносятся автоматически. Именно запоминание помогает нам читать быстро и без запинок. Поэтому к обучению детей нужно тоже подходить с такой же целью. Каждый слог нужно проговаривать по нескольку раз, искать в словах и картинках.

Читаем слова

Когда ребенок хорошо освоит и запомнит сочетание слогов, начинается чтение слов. В этот момент важно научить ребенка понимать смысл прочитанного. Этому так же способствуют различные задачки и игры с картинками.

Вставь букву

Эта игра очень эффективна при начальном обучении чтения слов. Для нее потребуются три картинки к словам из трех букв. К примеру: лук, дом и кот. Подпишите под картинками первую и последнюю букву, а на месте гласной оставьте пробел. Предложите ребенку отгадать пропущенную букву в слове. Выполняя это задание, он будет размышлять, и подбирать по очереди буквы. Таким образом, в этой игре ребенок учится осмысленному чтению, понимает смысло различительное значение букв, развивает фонематический слух.

Картинка со словом

Самая распространенная игра со словами. Часто продаются готовые варианты в виде лото. Ее легко сделать самостоятельно, подготовив заранее картинки и подписав на них печатными буквами слова. Нужно разрезать картинку со словом пополам, чтобы ребенок смог сам подобрать две половинки одной картинки.

Закончи слово

Для этой игры потребуется несколько картинок от раскрасок или открыток. К картинкам на скрепку прикрепляются начальные слоги слов, обозначающих изображенные предметы. А окончания слов нужно положить перед ребенком, чтобы он сам выбрал из них подходящие.

Еще несколько секретов и полезных советов о том, как быстро и правильно научить ребенка читать, смотрите видео


При обучении ребенка чтению очень важно давать задания в легкой, игровой форме, чтобы поддерживать интерес. Главное при этом, не переусердствовать с нагрузкой и подбирать пособия по возрасту и по способностям малыша. Всегда проявляйте терпение и усердие, тогда ваш ребенок обязательно будет хорошо подготовлен к школе и быстро научится читать.

Не стоит надеяться, что вашего ребенка всему научит школа. Как первым шагам учит малыша мама, так и азам чтения основу закладывать следует с первых лет жизни. Нельзя приступать к изучению буквенной азбуки на «голом» месте – прививайте тягу к литературе малышу заранее, до того, как он пойдет в первый класс.

Начните с развития речи

Прежде чем научиться читать, ребенок должен научиться разговаривать. И правильность речевого развития напрямую зависит от их окружения. Чем интеллигентнее родители, чем больше внимания они уделяют подрастающему поколению, тем легче ребенку развиваться.


Начиная первые общения с взрослыми посредством гуканья, постепенно малыш пробует имитировать речевые звуки, которые слышит ежедневно. И если сначала это всего лишь отдельные слоги, то уже лет с 2-х нормального развития ребенок может оперировать простыми предложениями.

Дальше – больше, малыш переходит к словоформам. И чем активнее будут родители общаться с ребенком, тем более разговорчивым он будет (в хорошем смысле). Основным подспорьем в развитии речи малыша станет чтение, т.е. книги, которые будут читать вслух взрослые своим детям.

Развивайте интерес малыша к чтению

Естественно, маленький ребенок самостоятельно читать не может. Но приучать его к общению с литературой можно уже с первых лет жизни. Именно детские книги формируют правильное речевое развитие малыша. Чем чаще ребенок будет видеть книгу в руках родителей, тем больше доверия у него возникает к ней, и тем быстрее со временем появляется желание научиться самостоятельному чтению.


Следует превратить чтение в своеобразный ритуал – сказки, потешки, колыбельные лучше всего воспринимаются перед сном. Чем четче и правильнее будет произношение взрослого во время чтения, с эмоциональной окрашенностью, тем более запоминающимися будут услышанные ребенком фразы.

И тем яснее у малыша будут возникать зрительные образы. А это в дальнейшем поможет в обучении чтению. Ведь чем лучше ребенок мыслит образами, тем быстрее и легче он учится.

О пользе семейного чтения


И в дальнейшем даже журналы и книги, стоящие на полках (а не в руках у родителей), будут ассоциироваться с положительными эмоциями и притягивать к себе внимание ребенка. Иными словами, чтение малышу книг прививает любовь к литературе на всю жизнь, давая толчок к быстрейшему обучению самостоятельному чтению.

К тому же чтение для детей способствует их духовному единению с родителями, доставляя всем радость. И у ребенка формируется ощущение семейного комфорта, которое он ассоциирует с книгами. В семье, где присутствует культ книги, у детей быстрее развивается тяга к чтению.

Читайте вместе с детьми

Лучший способ, позволяющий подготовить ребенка к самостоятельному чтению, читать книгу, сидя с малышом рядом. Он должен видеть страницы книги, на которых прописан текст. Это позволит сначала визуально привыкнуть к буквам, вовлекающим в мир таинства.


Первые детские книги не зря богаты красочными иллюстрациями. С их помощью можно воспринимать услышанное образами, прорисованными на картинках. И когда ребенок пойдет в первый класс и начнет буквы складывать в слова, знакомые фразы уже будут восприниматься именно образно, что позволит быстрее и легче научиться читать.

Постарайтесь во время чтения сказки или потешки водить пальчиком ребенка по буквам, чтобы малыш видел, какое именно слово вы читаете. Зрительная память в дальнейшем поможет правильному обучению.

Как правильно обучать ребенка чтению?

Чем раньше ребенок будет готов к восприятию, тем лучше – пойдя в 1-ый класс, он должен освоить азы чтения. Даже если малыш ходит в детский сад, где с ним занимаются по специальной методике, родителям также следует выделять время для совместного занятия.

Как же правильно подойти к самому процессу, чтобы обучение давалось легко? Учить детей насильно нельзя – все должно происходить в игровой форме. При выборе методики следует учитывать и возраст, с которого началось обучение.


Но в любом случае не стоит учить именно буквы – начинать следует с фонетического звучания. Ребенку легче будет ассоциировать написанный символ с тем звуком, который он привык воспринимать на слух.

Обучение дается легче, если каждый пройденный урок будет повторяться многократно. С момента изучения звуков и до чтения по слогам следите за четким произношением речи малыша.

Этапы обучения


Затем приходит очередь глухих звуков;

Шипящие оставьте напоследок.

  • Каждый выученный звук повторяйте перед тем, как приступите к изучению следующего. «Повторение – мать учения» - эта фраза должна стать путеводной нитью всего процесса обучения.
  • Параллельно с изучением звуков приступайте к формированию слогов (и самым первым может стать «ма», что ребенку будет близко и душевно). Прочитывайте вместе с малышом слог, как бы пропевая его. У ребенка должно возникнуть ощущение, что согласный звук как бы стремится к гласному. Это поможет произносить звуки в паре.
  • Не стремитесь сразу же выученные слоги формировать в слова. Пусть сначала ребенок поймет сам принцип соединения гласных и согласных звуков в пары. Закрепляйте знание на несложных слогах, постепенно переходя к труднопроизносимым.
  • Научив ребенка составлять слоги, где первым идет согласный звук, приступайте к более сложной структуре, где впереди гласная («ом», «аб» и т.д.).
  • Освоившись с отдельными слогами, переводите детей к чтению простых слов. Начните с тех, что состоят из 2-х слогов, далее – 3-х слоговые. Но первые слова, которые будет читать ребенок, должны быть ему знакомы и ассоциироваться с понятными образами.

Правильное произношение – залог быстрого обучения

Знаете, как научить ребенка читать быстро? Пусть он каждый изучаемый звук, слог пропевает, но делает это четко. Когда перейдете к произношению слов, поначалу слоги следует петь по-отдельности, с каждым последующим разом сокращая между ними промежутки. И в конечном итоге все слово нужно петь на одном дыхании.


Но чтобы чтение у детей не ассоциировалось только с пением, закрепление материала должно проходить уже в нормальном произношении, с четким выговором звуков. При этом, когда вы перейдете к чтению предложений, учите ребенка делать правильные паузы перед знаками препинания.

Когда лучше начинать обучение?

Во сколько лет дети должны уметь читать, задаются многие родители вопросом. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько психологически подготовлен ребенок к обучению. Но однозначно следует сказать, что учеба не должна начинаться непосредственно перед школой, когда дети собираются в 1-й класс.

Детей можно начинать учить и в возрасте 3 лет, если сам ребенок изъявляет к этому желание. Но насильно усаживать их за книги не стоит – это может отбить желание к последующему обучению.

Самый оптимальный восприимчивый возраст, когда следует подготавливать в 1-й класс, - 5 лет. И параллельно с чтением следует учить детей писанию (пока только печатными буквами), что поможет им закрепить навыки чтения.

Как понять, что ребенок готов?

Чтобы понять, как учить ребенка чтению, следует первоначально определиться, готов ли малыш к такому обучению. Для этого первоначально протестируйте степень развития ребенка.


Обучение по методу Никитиных

Классики отечественного воспитания супруги Никитины полностью отошли от традиционных принципов обучения, взамен выдвинув свои. Они считают, что на занятиях детям следует предоставить полную свободу творчества. Только тогда у них появится интерес к обучению.

Не стоит ограничивать самостоятельность детей – всю работу они должны выполнять сами. Третье правило – сочетание умственных занятий с физическими упражнениями (т.е. обучение в игровой форме).

Вовлекайте ребенка в совместную деятельность – например, можно подготовить вместе пособия для занятий. И тогда малыш легче и быстрее будет воспринимать материал. Но главный стимул для успешного обучения – похвала даже за самую незначительную победу. И никогда нельзя акцентировать внимание на промахах.


Вот основные принципы, по которым Никитины обучали своих детей (и применить их можно как на детях 3-х лет, так и 5, и 7):

  • Нельзя навязывать ребенку определенную программу обучения – он сам выбирает, в форме какой игры ему интереснее .
  • Не стоит объяснять малышу ход игры. Облеките учебу в сказку, где каждому участнику отведены свои роли.
  • На первых этапах игры-учебы взрослые – активные участники. В дальнейшем, когда ребенок освоится, продолжать занятия он уже сможет самостоятельно.
  • Перед обучающимся малышом всегда нужно ненавязчиво ставить задачи, которые на каждом новом этапе будут усложняться.
  • Не смейте подсказывать ребенку – учите его думать самостоятельно.
  • Если ребенку сложно справиться с новым заданием, не заставляйте его – отступите на шаг назад и повторите пройденное.
  • Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, или наступил предел его возможностей (временный), прекратите на время обучение. Вернетесь к учебе, когда малыш попросит. А он это сделает обязательно, т.к. все дети любят играть.

Николай Зайцев – новатор обучения

Традиционное обучение по принципу «фонемно-вербальному» закрепощает свободу речи обучаемого ребенка и формирует у него комплексы, затормаживая развитие – так считает педагог Николай Зайцев.

Он разработал свою уникальную методику, больше похожую на игру, чем на урок. Дети свободно перемещаются по классу (комнате). При этом они могут прыгать, бегать и т.п. Осваивать учебный материал можно в любом положении – в движении или сидя, лежа. И начинать это следует раньше – примерно лет с 3-х.


Все пособия размещены на стенах, досках, шкафах, столах. Обычно это набор кубиков из картона. Они разных размеров и различной окраски. На одних гранях изображены одиночные буквы, на других – слоги (как простые, так и сложные), на третьих – согласные с мягким или твердым знаком.

Предварительно кубики могут быть в форме заготовок, которые учитель склеивает вместе с детьми. При этом внутрь следует положить специальные наполнители:

  • в кубики с глухими звуками лучше заложить палочки (деревянные и пластмассовые);
  • для звонких звуков подойдут бутылочные крышечки из металла;
  • внутри кубиков с гласными звуками спрячутся колокольчики.

Кубики должны отличаться по размерам (как одинарные, так и двойные). Для мягких складов - маленькие, для твердых – большие. Определенную роль играют здесь и цветовые решения – каждому складу соответствует свой оттенок.

Помимо кубиков в качестве пособий применяют и таблицы, где собраны все известные склады. Это позволяет ребенку видеть весь объем, который предстоит изучить. И это намного облегчает работу педагога.


Еще один момент, который позволяет достаточно легко освоить чтение – это письмо. Оно должно идти параллельно. Прежде чем озвучить изучаемые звуки (не буквы), ребенок сам должен научиться их переводить в знаки. Делать это можно различными способами: водить по листу бумаги карандашом, по таблице – указкой либо выкладывая кубики.

Различные методики обучения

В среде педагогов постоянно идут споры о том, как правильно научить ребенка читать, какую при этом использовать методику. А их существует достаточно много, и у каждой есть как свои поклонники, так и противники.

Например, девизом Масару Ибуки в воспитании является известная большинству фраза «После 3-х лет уже поздно». Японский педагог основывает свою методику на убеждении, что самые восприимчивые к обучению дети в возрасте до 3-х лет, на периоде формирования клеток мозга.

Сродни и методика Павла Тюленева, который создал свою систему «Мир». Основная ее идея – успеть раскрыть потенциал ребенка. Педагог считает, что начинать следует с первых минут рождения. По его мнению, дети могут научиться читать и писать раньше, чем начнут ходить.


Но какие бы ни были разработаны методики обучения ребенка (по Монтессори, Фребелю, Лупан и т.п.), все педагоги сходятся в одном – обучение должно принимать форму игры и основываться на любви к детям. Зная, как научить ребёнка быстро читать, у вас всё получится.

Прошло то время, когда в школу отдавали детей, не умеющих читать. Сейчас детей начинают знакомить с грамотой гораздо раньше, и обязанность эта ложится, как правило, на родителей. Кто-то учит детей «по старинке» — по азбуке и по слогам, а кто-то наоборот берется за современные методики обучения чтению, каких сейчас немало (самые популярные из них – методики Домана и Зайцева). Какой же подход выбрать, чтобы обучение прошло с удовольствием, и чтобы малыш действительно проникся любовью к книгам? Ведь можно сколько угодно нахваливать новую современную методику, но если занятия по ней проходят из-под палки и только портят ваши отношения с ребенком, то грош ей цена.

Сегодня я попытаюсь осветить основные методики обучения чтению, их достоинства и недостатки, а также расскажу про то, как заинтересовать ребенка чтением. Я очень надеюсь, что статья поможет вам определиться с направлением, в котором нужно двигаться. Ну а про конкретные игры и занятия читайте в новом разделе « ».

Таисия начала читать самостоятельно свои первые слова из 3-4 букв в 3 года 3 месяца. Сейчас ей 3 года 9 месяцев, она уже более уверенно читает длинные слова и короткие предложения. Нет, сказки еще не читает, но самое главное, ей очень нравится сам процесс чтения! Она с удовольствием пишет мне письма, и может по собственному желанию достать книжку-малышку, чтобы немного почитать. На нашем пути освоения грамоты были как ошибки, так и интересные находки, в итоге сформировалось четкое представление о том, как сделать обучение увлекательным. Ну, обо всем по порядку.

Изучение букв по азбуке

Чуть ли не обязательными покупками для малыша считаются азбуки, кубики и прочие игрушки, где каждая буква сопровождается картинкой. С их помощью многие родители довольно рано начинают знакомить малыша с буквами и уже года в два могут похвалиться друзьям, что их ребенок знает весь алфавит. Только после этого, дело дальше никак не продвигается, выучив все буквы, ребенок почему-то читать не начинает. «Буквы знает, но не читает» — должно быть, вы слышали о такой проблеме, а, может, и сами уже столкнулись с ней.

Дело в том, что когда вы вместе с малышом многократно просматриваете красивые картинки, помещенные в азбуке рядом с буквами, и повторяете «А – арбуз», «Н – ножницы», в сознании ребенка появляются стойкие ассоциации между буквой и картинкой. За буквой закрепляется вполне конкретный образ, который потом мешает объединять буквы в слова . Так, простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз».

Еще хуже, если показывая малышу буквы в азбуке, родители произносят не звук, который соответствует этой букве, а название буквы. То есть не «Л», а «Эль», не «Т», а «Тэ». Стоит ли говорить, что ребенок совершенно не понимает, почему «Сэ-у-мэ-кэ-а» вдруг должно превратиться в «Сумка». Печально, но именно такое произнесение букв встречается во всевозможных «Живых азбуках » и звуковых плакатах . Если вы все-таки учите малыша отдельным буквам, то проговаривайте только звук, который этой букве соответствует . Но прежде, чем заучивать отдельные буквы ознакомьтесь и с другими методиками освоения чтения.

Чтение отдельных слогов и буквари

Еще одни помощники в занятиях – это буквари. Их основная задача именно научить ребенка сливать буквы в слоги, а из слогов составлять слова. Есть только одна проблема – зачастую они бывают очень скучны для ребенка. Особенно если речь идет о малыше до 4-5 лет. Прежде чем ребенок доберется до чтения слов, ему предложат перечитать дюжину однотипных ничего не значащих слогов. Честно скажу, даже на меня нагоняют тоску скучные колонки слогов вроде «шпа-шпо-шпу-шпы». Безусловно, по букварю можно научиться читать, но опять же вопрос – насколько это будет интересно вашему чаду. Редко можно услышать, чтобы букварем увлекся ребенок до 4,5-5 лет, но многие даже в этом возрасте при виде букваря не хотят слышать о чтении.

Почему чтение слогов навевает на детей скуку (будь то слоги в букваре или на каких-то самодельных карточках)? Все просто: для малыша МА, МИ, БА, БИ не имеют ни малейшего смысла , они не обозначают ни один реальный предмет или явление, ими нельзя поиграть, да и что с ними делать – вообще непонятно! С точки зрения ребенка это просто какой-то набор закорючек. Дошкольник больше ориентирован на мир игр, чувств и ощутимых объектов, знаковая система как таковая ему еще не слишком интересна. Но вот что любопытно: если вы составите эти самые закорючки в слово, которое обозначает что-то конкретное и знакомое, то вы сразу заметите искорку в глазах ребенка. Стоит только малышу уловить связь между буквами и реальным миром, и он будет относиться к занятиям уже совсем по-другому. Отсюда первое правило увлекательного обучения чтению :

Не откладывайте чтение слов в долгий ящик, как можно раньше начинайте читать именно слова ! Пускай это будут совсем короткие и простые слова, вроде ДОМ или АУ, но они будут иметь для ребенка смысл!

Возможно, тут у вас возникнет вопрос, как можно читать слова, если «он и двух букв связать не может». Как решить эту проблему, читайте дальше.

Чтение по методике Домана и наш не самый удачный опыт

Из всех методик чтение по Доману, пожалуй, кажется, самым непривычным для нашего понимания. В этой системе малышу в быстром темпе на карточках показываются сразу целые слова, много слов! По утверждению Домана, ребенок очень быстро начинает запоминать написание показываемых ему слов и постепенно приходит к их чтению. «Но ведь невозможно запомнить все слова русского языка!» — должно быть, подумали сейчас вы. Однако Доман утверждает, что в процессе многократных показов ребенок не просто фотографически запоминает слова, он учится анализировать их состав. И просмотрев немало слов, малыш вскоре начинает понимать, как построено слово, из каких букв состоит, и как собственно его читать. А, усвоив это, он сможет читать не только те слова, которые вы ему показывали, но и совершенно любые.

Я очень долго скептически относилась к чтению по Доману , оно казалось мне совершенно противоестественным, но все-таки пример тех детей, которые научились читать по этой методике, подтолкнул меня начать занятия. Так как сомневалась я долго, начали мы с дочкой только в 1,5 года (Доман рекомендует начинать уже с 3-6 месяцев). Действительно, вскоре после начала занятий дочь начала узнавать демонстрируемые ей слова. Стоило только положить перед ней 2-4 слова и спросить, где написано, например, «Собака», она в 95% случаев показывала правильно (даже если я спрашивала ее о словах, которых она раньше не видела!), но вот читать сама дочь никак не начинала. Более того, постепенно мне стало казаться, что чем дальше мы продвигались, тем тяжелее ей становилось. Все больше в ее глазах я видела именно попытку угадать, а не прочитать.

Если вы поищите отзывы о методике в сети, то вы встретите как людей, напрочь разочаровавшихся в методике, так и тех, кто действительно научил своих детей читать и непросто читать, а с довольно приличной скоростью. И вот что я заметила: всех людей, которые достигли успеха в этом нелегком деле, объединяет одно – они начали занятия очень рано, месяцев до восьми. Именно этот возраст Доман называет оптимальным и не случайно: чем младше ребенок, тем лучше развита у него способность воспринимать образ слова целиком, постепенно эта способность утрачивается, и ребенок ближе к 2 годам все больше нуждается в буквенном анализе слова.

Итак, было бы неправильно называть методику полной чушью, как многие сходу это делают. В ее пользу говорит масса детей, научившихся читать, по всему миру. Но я и не буду склонять вас к ней, ведь Таисия так и не научилась по ней читать Могу сказать только одно: если вы не начали занятия по Доману до года, то уже и не начинайте, не тратьте нервы ни себе, ни ребенку.

Помимо побуквенного чтения и чтения целым словом есть еще один подход – складовый. Основоположником метода считается Николай Зайцев. Он определяет склад как минимально-произносимую единицу, которую ребенку легче всего воспринять. Именно склад, а не букву и не слог, ребенку легче всего сказать и прочитать. Складом может быть:

  • слияние согласной и гласной (ДА, МИ, БЕ…);
  • отдельная гласная в качестве слога (Я -МА; КА-Ю -ТА);
  • отдельная согласная в закрытом слоге (КО-Ш -КА; МА-Я-К );
  • согласная с мягким или твердым знаком (МЬ, ДЪ, СЬ…).

Таким образом, склад никогда не состоит больше, чем из двух букв, и этим он выгодно отличается от слога , который может состоять и из 4, и из 5 букв, а также может включать нескольких подряд идущих согласных (например, слог СТРУ в слове СТРУ-Я), что довольно сложно прочесть начинающему читателю.

Написание слова по складам значительно облегчает ребенку чтение, но это не единственное, что предложил Зайцев. Зайцев предложил отодвинуть в сторону скучные буквари и поиграть со складами! Он написал все склады на кубиках и предложил с ними массу игр и попевок. То есть, занимаясь по методике, мы полностью исключаем занудные указания вроде «Прочитай», «А здесь что написано?», мы просто играем и вовремя игры многократно показываем и озвучиваем ребенку склады и слова. Стоит отметить, что в методике Зайцева буквы целенаправленно не изучаются, они выучиваются сами благодаря множеству игр со складами .

Сама по себе идея игрового подхода к занятиям, конечно, не нова. Игры со словами предлагаются и у Тепляковой , и в тех же кубиках Чаплыгина . Но именно складовый принцип дает методике Зайцева весомое преимущество: ребенок видит как все слово целиком, так и его составные легкочитаемые части (склады) . В результате малышу легче ориентироваться в слове, и процесс слияния складов в слова проходит быстро.

Основным материалом методики Зайцева являются всем известные кубики . Однако, я вовсе не хочу сказать, что кубики – это такое уж необходимое пособие для обучения ребенка чтению. можно устроить и просто написав слова на карточках, выделяя склады разными цветами.

Так какую же методику выбрать и когда учить ребенка читать?

Хотя невозможно однозначно ответить на вопрос «Как правильно учить ребенка читать?», можно совершенно точно утверждать, что главный залог успеха в освоении чтения – это игровой подход . Будете ли вы использовать в своих играх кубики Зайцева , Чаплыгина или просто карточки со словами – это второстепенно, главное, чтобы в занятиях было больше активных игр, где слова можно двигать, переставлять, прятать, обводить карандашом, где участвуют любимые игрушки малыша, интересные картинки и т.д. (Особенно это важно для детей от 1,5 до 5 лет). Более конкретно про первые игры для интересного чтения можно почитать .

Методика обучения чтению должна выбираться соответственно возрасту ребенка. Для детей до 1,5-2 лет больше подходят методики обучения целым словом (как методика Домана-Маниченко).

После 2 лет у детей все больше появляется потребность в анализе структуры слова, и потому обучение целым словом становится все менее эффективным. Но в то же время и механизм слияния отдельных букв в слоги в этом возрасте детям еще плохо понятен. А вот склады уже вполне под силу. Поэтому наиболее эффективными в этом возрасте являются игры со словами и складами, написанными на карточках, кубиках и т.п.

Ближе к 4-5 годам дети уже могут заинтересоваться букварем, игры со словами и складами также будут не лишними.

При подборе занятий также помните: малышу всегда интереснее читать слова, а не отдельные буквы и слоги . Когда он видит связь между прочитанными буквами и каким-то конкретным, знакомым ему предметом, любимой игрушкой, когда читает вывески и названия товаров в магазине он начинает понимать, что чтение это не просто мамина блажь, а действительно полезное умение.

Какой возраст оптимален для начала занятий? Одни мамы являются сторонницами раннего обучения чтению, другие же наоборот – принципиально не учат детей читать раньше 4-5 лет, полагая, что это против природы и интересов ребенка. Да, действительно если принудительно усадить 2-3-летнего ребенка за букварь и требовать от него слияния букв в слоги, то можно раз и навсегда отбить у него любовь к чтению. Но если обучение происходит в процессе игры, и малыш получает удовольствие от занятий, то какой смысл откладывать занятия до 5-летнего возраста? Ведь чтение – это один из способов развития мозга маленького человека. Раннее приобщение к знаковой системе языка совершенствует зрительное восприятие ребенка, расширяет словарный запас, развивает логику, наконец. Поэтому если родители преследуют именно эти цели, а не стремятся к завистливым взглядам друзей, то в раннем обучении нет ничего плохого.

Начинайте обучение тогда, когда это будет интересно вам и ребенку. Главное, не давите на малыша и не требуйте от него быстрых результатов! Занимайтесь с удовольствием!

И не забудьте заглянуть в статью с первыми играми-читалочками:

Принято считать, что каждое новое поколение детей умнее своих родителей. И правда, современные малыши раньше начинают ходить и говорить, с года, а то и раньше посещают развивающие студии, где активно тренируют память, учатся общаться, читать, рисовать, считать. Молодым родителям приходится соответствовать своим детям, осваивая всё новые и новые методики обучения чтению и другие принципы раннего развития.

Подготовительный этап

Несколько десятков лет назад считалось вполне нормальным, если ребёнок приходил в первый класс школы, не умея писать, читать и считать. Но это время прошло, и сейчас, чтобы не отставать от сверстников, к началу обучения в школе нужно серьёзно подготовиться. По мнению некоторых педагогов, начинать учиться читать необходимо с 5−6 месяцев. Другие предлагают способы обучения чтению детей 5 лет. Слушать их или нет - личное дело родителей, но существует несколько советов, которые существенно упростят обучение и сделают его приятным времяпровождением для мамы и малыша.

Как подготовить малыша к чтению:

  1. Развивайте речевые навыки. С первых дней жизни малыша с ним необходимо разговаривать. Уже через несколько месяцев после рождения ребёнок порадует родителей долгожданным «Агу!». Это и станет первой ступенью к коммуникации. Затем грудничок начнёт пытаться повторять звуки, похожие на разговор взрослых, потом эти звуки сложатся в простейшие слоги, слова, а к 2−2,5 годам в небольшие предложения. Отличным помощником в этом процессе станет чтение. Конечно, пока не самостоятельное, а чтение детских книг взрослыми.
  2. Выработайте у ребёнка стойкий интерес к чтению. Среди всех игрушек и пособий для раннего развития особое место родителям необходимо отвести книгам. Яркие, красочные, с интересными рисунками книжки-малышки вызовут неподдельный интерес у ребёнка. Чем чаще ему читать, с выражением, чётко, эмоционально, тем быстрее кроха научится образно, ассоциативно мыслить, что облегчит дальнейшее обучение.
  3. Показывайте положительный пример. Читать малышу сказки, знакомить с детскими стишками, потешками и прибаутками - это, конечно, хорошо. Но недостаточно. Только у ребёнка, который каждый день видит в руках у родителей книги и журналы, можно воспитать настоящую любовь к чтению. Ведь в этом случае малыш будет воспринимать его как общее увлечение для всей семьи, приносящее радость и комфорт.

Как понять, что ребёнок готов учиться читать:

  • карапуз хорошо разговаривает, его речь понятная, связная;
  • у малыша большой словарный запас, у него развито образное и логическое мышление;
  • ребёнок умеет говорить предложениями;
  • есть способность пересказывать то, что услышал от взрослых;
  • ребёнок ориентируется в пространстве и во времени, различает стороны света;
  • отсутствуют дефекты дикции (важен индивидуальный подход, необходима консультация с логопедом).

Если вы основательно подготовились к чтению и по всем признакам малыш уже готов к новым знаниям и умениям, важно определиться с методикой обучения чтению дошкольника в домашних условиях.

Традиционная фонетическая методика

На сегодняшний день эта методика является наиболее распространённой, её применяют в школах и детских садах, по её же принципам учились читать несколько последних поколений. Методика основывается на обучении звукам (фонетике), которые затем в сознании ребёнка постепенно складываются в слоги, слова, предложения и целые тексты.

Эта методика популярна, так как благодаря своей последовательности и чёткости даёт стопроцентный результат. Согласно её принципам, научиться читать можно в несколько этапов.

Изучение букв и звуков

Если вы решили заниматься с малышом по традиционной методике, начинать необходимо с изучения букв. Важно запомнить их написание, научиться отличать друг от друга, и только потом переходить к чтению. Одной из самых важных рекомендаций является то, что, называя букву, произносить следует звук, который она обозначает. Делается это для того, чтобы ребёнок не запутался, и со временем ему не пришлось объяснять, почему «Эс О Ка» читается как «СОК».

Переход к чтению слогов

На этом этапе у детей чаще всего возникают определённые трудности. Чтобы помочь ребёнку осознать связь между отдельными звуками, слог преподносят как единое целое. Взрослый, проводящий занятие, чётко и правильно произносит слог, после чего ребёнок за ним повторяет. Для максимально быстрого преодоления этого этапа рекомендовано воспользоваться советами из методики Надежды Жуковой, о которой речь пойдёт позже.

Чтение слова, предложений и текста

При переходе к чтению целых слов важно, чтобы ребёнок понимал смысл прочитанного слова. Поэтому на этом этапе важно останавливаться на каждом слове, уточнять у малыша, всё ли ему понятно.

Когда ребёнок освоил чтение слов, можно переходить к последнему этапу традиционной методики обучения чтению детей дошкольного возраста - чтению текстов. На этом этапе родителям следует запастись терпением, так как дети, запросто читающие и понимающие отдельные слова, могут столкнуться с трудностями восприятия текста.

Проблемы с чтением текстов:

  • ребёнок может не понимать смысла предложения или абзаца, полностью сконцентрировав внимание на сложном слове;
  • иногда дети пытаются не прочитать слово, а угадать его смысл по аналогии со словами с похожим написанием;
  • некоторые детки заменяют буквы в словах, снова-таки основываясь на образах других конструкций.

Нельзя заставлять дошкольников читать, принуждать перечитывать один и тот же текст. Это может вызвать негативное отношение к чтению в целом и не принесёт желаемого результата. Также не стоит слишком рано ждать беглого чтения - дети 4−5 лет чаще всего к этому ещё не готовы.

Авторские методики

Разобравшись с основными этапами обучения читать, которые являются основополагающими в любой методике, можно выбрать один из многочисленных методов, предлагаемых отечественными и зарубежными педагогами, который подойдёт именно вашему ребёнку.

Кубики Николая Зайцева

Этот метод подойдёт тем родителям, которые хотят, чтобы их дети научились читать как можно раньше. Обучение по кубикам Зайцева происходит в форме весёлой игры: ребята могут свободно передвигаться по комнате, стоять или даже лежать.

Суть метода заключается в том, что на кубиках разного цвета и размера написаны склады - сочетания гласных и согласных букв, согласных и твёрдого либо мягкого знака, одиночные буквы. Дети, играя в кубики, создают из них различные комбинации, учатся составлять слова. Ещё одной особенностью этих кубиков является то, что внутрь каждого из них помещается предмет, способный издавать звуки: в кубиках с глухими звуками находятся деревянные палочки, если написана гласная буква - колокольчик и так далее. Таким образом, у ребёнка развивается не только умение читать, но и музыкальный слух, интеллект, чувство ритма.

Глен Доман, Павел Тюленев, Масару Ибуки

Всех этих педагогов связывает одно - они придерживаются той точки зрения, что, чем раньше начинать обучение ребёнка чтению, тем лучше.

По методике Глена Домана, малышу уже с 3−6 месяцев показывают карточки, на которых написаны слова целиком, без деления на звуки и слоги. Метод рассчитан на то, что ребёнок, регулярно наблюдающий одни и те же комбинации букв, запоминает их и со временем учится читать. Следует отметить, что этот метод работает, если начинать обучение именно с указанного возраста. Дети старше 1 года хоть и запоминают показываемые слова, в дальнейшем стараются не прочесть их, а угадать, что делает метод нерезультативным.

Масару Ибуки знаменит своим девизом: «После трёх лет уже поздно». Согласно его теории, до 3 лет - это именно тот возраст, когда ребёнок наиболее восприимчив к новым знаниям и умениям, ведь это время самого активного развития головного мозга.

Метод Надежды Жуковой

Имея за плечами многолетний опыт работы логопедом, Надежда Жукова разработала свою систему обучения, основанную на традиционной методике, и даже издала свой Букварь. В методике Жуковой упор сделан на чтении слогов, так как для ребёнка проще выделить в слове именно слог, а не звук.

Педагог предлагает учить не весь алфавит по порядку, а отдельные звуки: вначале гласные, затем согласные. Причём уже после знакомства с гласными можно сразу же складывать их в слоги (АО, УО, УА), и только потом переходить к согласным.

В Букваре Надежды Жуковой родители найдут подробные методические рекомендации по применению метода.

Ребус-метод Льва Штернберга

Особого внимания заслуживает сравнительно новая методика обучения чтению - ребус-метод Льва Штернберга. Этот подход к обучению действует следующим образом. Начинается процесс со словарной игры, в ходе которой малышу предлагается «обрубить» слова: взрослый говорит «корова», ребёнок должен сказать «ко…», «замок» - «за…» и т. д.

Когда навык освоен, слова учителя заменяются на карточки-подсказки, на которых при помощи рисунков изображены слова. Например, на карточке нарисованы дыня и рак. Ребёнок «обрубает» эти слова, у него получаются слоги «ды…» и «ра…», а если их сложить, получим новое слово «дыра». С каждым занятием картинки усложняются, растёт количество рисунков, малыш учится составлять более длинные слова.

Методика Марии Монтессори

Особенность этого метода заключается в том, что обучение чтению начинается не с изучения букв или звуков, а с их написания. В этом малышам помогают специальные таблицы: буквы, вырезанные из шершавой бумаги и наклеенные на картонные карточки. Повторяя за взрослым звук, ребёнок «рисует» его - обводит пальчиком букву на табличке. После этого ребята учатся складывать звуки в слоги, слова, предложения.

Методика Монтессори признана педагогами всего мира очень результативной . К сожалению, она предназначена для применения в учебных заведениях профессиональными педагогами, поскольку рассчитана на групповые занятия, да и дома будет довольно проблематично подготовить необходимый дидактический материал.

Обучение чтению по Ольге Соболевой

Основная цель метода Ольги Соболевой - привить детям любовь к чтению, свести к минимуму механическое заучивание слов без интереса и удовольствия. Построена эта система обучения на ассоциативном мышлении. Изучая новую букву, малыш не механически запоминает её, а связывает её с каким-то похожим образом или даже героем любимой сказки. Весь процесс выстроен в форме игры, информация подаётся для всех типов восприятия: визуально, аудиально и кинестетически, то есть дети на одном занятии слышат, видят и могут физически ощутить новую информацию.

Эта методика не подойдёт родителям, которые хотят, чтобы всё было чётко и поэтапно. Такой подходят оценят, скорее, творческие личности.

Кубики Чаплыгина

Эти деревянные кубики кардинально отличаются от картонных кубиков Зайцева. В набор входит 10 кубиков и 10 блоков, каждый из которых состоит из двух кубиков, вращающихся вокруг своей оси. На каждой стороне всех кубиков написаны буквы, из которых можно составлять слова. Ребёнок учится читать в игровой форме: держит кубики в руках, переворачивает их, вращает, складывает слова, произносит их, запоминает.

Современная педагогика насчитывает десятки различных методов обучения чтению в домашних условиях. По мнению Ольги Тепляковой, детям намного проще начинать обучение с привычных слов, которые «живут» вокруг них, чем с незнакомых букв и слогов. Популярностью пользуется в последнее время так называемый «Способ 66», обещающий, что малыш начнёт бегло читать через 66 дней.

Какую бы из существующих методик вы ни выбрали, помните, что ваш ребёнок индивидуален. Не стоит предъявлять к нему завышенные требования, учитывайте возраст и способности малыша, и результат не заставит себя долго ждать.