26.09.2019

Если человек повесился как хоронить. Как поминают самоубиенных? Радоница - время поминать самоубийц, утопленников, некрещеных


Самоубийство - самый тяжкий человеческий грех. Хоро­нить таких людей надо за кладбищенской оградой, и этот уго­лок самоубийц никак ограждать нельзя. Иначе душа покой­ного будет сильно мучиться. Если самоубийцу похоронить среди обычных людей, то его душа получит дополнительные истязания на том свете и будет мстить тому, кто заточил его тело за кладбищенскую ограду. Обычно это родные. Потой же самой причине на могилах самоубийц нельзя ставить крестов, их нельзя отпевать. Над самоубийцами в церквах читается особая молитва.

Чтобы найти утонувшее тело, надо спустить на воду бухан­ку хлеба с ртутью внутри, и она остановится точно над телом

Не совсем точно. Когда душа в момент смерти покидает тело, то оставляет за собой тонкий серебристый путь. Душа человека имеет большое содержание серебра. Хлеб с ртутью остановится в том месте, где утонул человек, где остался серебряный след. А само тело к этому времени может сне­сти течением далеко в сторону.

Если выстрелить из ружья, то утопленник всплывет

Неправда.

Утопленник сам всплывает на третий день

Только в том случае, если тело не зацепилось за корягу ими какое-нибудь другое препятствие.

После смерти связь между душой ителом человека со­храняется. Душа, желая, чтобы тело похоронили повсем правилам, поднимает его на поверхность.

Если вытащили тонущего человека, его нельзя класть на землю

Да. Остатки жизненных сил человека могут уйти взем­лю. Надо хоть что-нибудь подстелить под него.

Первый покойник на новом кладбище обязательно попа­дет в Ад

Нет, неправда. Просто одному на кладбище лежать не­уютно, и вскоре он потянет за собой еще одного.

Земля с могил родственников обладает защитными свой­ствами

Сама земля ничем не обладает, но вера человека в чудо­действенность земли действительно помогает. Человек про­граммирует себя на удачу.

Веревка, на которой повесили человека, может снимать головную боль. Кольца от гробов лечат от ревматизма. Мы­ло, которым мыли покойника, исцеляет от ломоты в кос­тях и т.д.

Очень дурные инеправильные суеверия. Все предметы, связанные со смертью, обладают не целебными, а, наоборот, губительными свойствами. Недаром все эти предметы исполь­зуются в колдовстве для наведения порчи или даже смерти.

Если человек умер в Пасху, то он сразу в Рай попадет

Да. Пасха - великий праздник, вэто время врата Рая открыты для всех.

Другие приметы и суеверия

Баня

Считается, что:

Баня - место нечистое, поганое;

В ней живут черти, кикиморы, банник;

Ночью нельзя мыться;

По воскресеньям и христианским праздникам тоже нельзя;


Нельзя мыться без креста;

Нельзя мыться в нетрезвом виде (черти замучат). На самом деле:

Баня (ванная комната) - действительно нечистое мес­то. Потому что там человек с помощью воды смывает с себя не только обычную грязь, но и невидимую энергетическую. Обычная грязь уходит в слив на полу, а энергетическая грязь остается в помещении.

В бане живет только банник - невидимый сгусток энер­гии, похожий на домового. В отличие от домового банник - существо более черное, так как ему постоянно приходится иметь дело только с грязной человеческой энергетикой. Бан­ник живет только в отдельно стоящих помещениях. Если баня находится в доме, то там банника нет, это уже территория домового. В ванной комнате банника нет. Ночью и по воскресеньям мыться не рекомендуется. Но­чью черные силы усиливают свое воздействие. В момент же мытья человек находится в расслабленном состоянии, поэ­тому очень велик риск получить удар по здоровью от вся­кой нечисти.

Та же самая ситуация и с воскресеньем. В воскресный день вообще не рекомендуется работать. Организм после тру­довой недели требует отдыха и восстановления жизненных сил. А мытье тела - это на самом деле не развлечение, а рабо­та. Недаром после хорошей баньки человеку требуется отдых. Во время мытья в бане или ванне нательный крестик, наоборот, надо снимать. Потому что крестик цепляет на себя черную энергетику. Когда вы будете мыться с крестиком на шее, то чернота, вместо того чтобы стечь с вас на пол, будет держаться за крест. А вот уже после мытья можете надеть на себя крест, ион опять начнет выполнять свою защитную функцию.

О нас

Суициды входят в первые 10 причин смерти, нанося огромный ущерб обществу. Ежегодно в мире кончают жизнь самоубийством более 1,4 млн человек. Христианская церковь негативно относится к самоубийцам .

Подготовка и проведение церемонии погребения самоубийцы окружены массой суеверий и противоречий. В большинстве случаев похороны самоубиенных значительно отличаются от обычного ритуала. В старину их хоронили в лесу или на поляне за кладбищем. В некоторых деревнях число самоубийц настолько увеличивалось, что получалось два кладбища – для праведников и преступников перед богом и людьми. Сегодня такая традиция в больших городах прекратила свое существование, тогда как в отдельных селах и деревнях люди по-прежнему самоубийц погребают отдельно .

Верующие люди считают, что среди мирных покойников, которые отжили свой век, нет места таким грешникам. Самоубийцы не должны нарушать покой праведников. Как известно, человек, праведно отживший свой век, попадает в рай, где и покоится его светлая душа. А душа самоубийцы попадает в ад. Чтобы она по пути не прихватила и чистую душу, хоронить самоубийц необходимо отдельно от других покойников.

Для самоубийц есть несколько запретов, которые его родственники просто не могут нарушить, иначе сами станут великими грешниками. Во-первых, покойника нельзя отпевать перед погребением . Во-вторых, хоронить душегуба можно только на третьи сутки, при этом родным и близким запрещено его оплакивать и целовать . В-третьих, запрещено поминать покойника на Литургии и панихиде , а также нельзя заказывать сорокоуст за упокой души усопшего .

Тем не менее, как в Русской Церкви, так и в других Поместных Православных Церквах, сочли возможным, тщательно исследовав обстоятельства, приведшие каждого конкретного члена Церкви к самоубийству , допускать отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии психического расстройства, душевной болезни. На этом основании церковные учреждения по благословению правящего епископа могут выдавать разрешения на отпевание самоубийц , в отношении которых точно известно, что самоубийство было совершено ими не в состоянии душевного озлобления или холодного расчета, не в порыве богоборчества, а в состоянии психического нездоровья. Так, например, в 1991 году Московская Патриархия приняла решение об отпевании Марины Цветаевой. При внимательном исследовании всех обстоятельств ее елабужского самоубийства пришли к выводу, что назвать ее сознательным богоборцем нельзя, ни Бога, ни Церковь она никогда не хулила, от Христа не отрекалась, а ее самоубийство было результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом, разрухой. Кроме того, церковь разрешает хоронить по церковному обычаю так называемых «случайных самоубийц» – то есть не рассчитавших дозу алкоголя, выпивших по ошибке яд, случайно разрядивших в себя ствол при чистке оружия, вывалившихся из окна и т.д. и т.п., а также тех, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой. Церковь разрешает отпевать самоубийц , которые не умерли сразу, а имели время для покаяния (так отпевали Пушкина, хотя дуэль приравнивается к самоубийству). Особого внимания заслуживают случаи, когда человек был убит, но убийцы постарались инсценировать самоубийство . Если есть хоть малейший повод сомневаться в том, что это было самоубийство – т.е. покойный никогда не выказывал таких намерений и т.п., то отпевание , как правило, совершается. Так, например, был отпет Сергей Есенин, невзирая на официальную версию самоубийства.

Но следует знать, что страдать из-за греха самоубийства будут родные и близкие грешника, в особенности потомство. Так что стоит подумать и обратиться к Библии, прежде чем совершать такой поступок.

Продажа памятников, оград и всех необходимых принадлежностей для осуществления полного комплекса ритуальных услуг в Волгограде и области

Ритуальная служба

«Векъ» - компания, осуществляющая продажу памятников, оград могильных (столы, стулья и др.), и различных ритуальных принадлежностей для безупречной организации ритуальных услуг социальной программы. Мы оказываем всестороннюю помощь людям, столкнувшимся с потерей близких.

Мы осуществляем:

Продажу памятников (гравировка и установка), могильных оградок, столов, скамеек (и их установка),

Продажу различных ритуальных принадлежностей (гробы, постельные принадлежности для погребения, венки, кресты, одежда и т.д.).

Обращаем Ваше внимание на то, что минимальный заказ на ритуальные принадлежности составлет 10000 руб. !!!

Самоубийц не хоронят по православному обряду, их не отпевают, не поминают, за них не молятся. Это широко известные истины для верующего христианина. Но когда беда случается с близкими, нам тяжело поверить, что мы ничего не способны сделать для родного человека.

На просторах интернета можно найти немало рассуждений о том, можно ли поминать самоубийц, какие молитвы всё-таки разрешено использовать, если человек повесился или как-то иначе сам расстался с жизнью.

Самоубийца совершает непростительный грех, но возможны исключения

Быть христианином - значит жить по-христиански. Любой грешник, если он вовремя покаялся, может получить прощение Господне. Но это не касается самоубийц. Они добровольно расстаются с жизнью, то есть совершают грех. А вот покается у них возможности уже нет. Поэтому самоубийство называют самым страшным грехом.

Иначе говоря, самоубийца своим поступком изымает себя из лона православной церкви, а вернуться туда уже не может.

Однако не всё так однозначно.

Бог смотрит не на поступок, а в душу.

Поэтому далеко не каждого самоубийцу можно записывать в грешники.

Например, мученица Пелагея Тарсийская добровольно вошла в печь, чтобы не дать себя казнить палачам. Теперь церковь почитает её как святую.

У самоубийц могут быть разные причины. Один расстаётся с жизнью от отчаяния, другой совершает героический подвиг, а третий не ведает, что творит, ибо страдает от душевного недуга.

Паисий Святогорец как-то сказал безутешному отцу самоубийцы, что раз сын выбросился с пятого этажа, значит, имел достаточно времени, чтобы покаяться. Предсмертная молитва способна сотворить чудо.

Не все самоубийцы - грешники: важную роль играет причина поступка

Бог видит и знает всё. Поэтому нельзя утверждать, что все самоубийцы не будут прощены и попадут в ад. Некоторые случаи стоит рассматривать отдельно - этим занимаются епископы, но не рядовые священники. Поэтому без разрешения нельзя отпевать и поминать даже самоубийц, погибших в результате душевного недуга.

4 популярных вопроса о самоубийцах: как хоронить, отпевают ли, ставить ли свечку и когда поминать?

Как хоронят самоубиенных христиан?

По церковным канонам самоубийц хоронят за пределами кладбища. Но со временем правила становятся менее строгими. Часто родственники даже устанавливают над могилой крест. С точки зрения православной традиции, это совершенно бессмысленное действие. На судьбу самоубиенного не повлияет то, как его хоронят.

Похороны самоубиенных лишены христианской атрибутики

Почему не отпевают самоубиенных?

Отпевание - это православный обряд, а значит, проводить его можно лишь в отношении души, которая находится в лоне православной традиции. Самоубийца своим поступком вычёркивает себя из неё. Отпевание самоубиенных - это уже «юрисдикция» Всевышнего. Наши обрядовые действия никак не могут помочь этой душе, потому отпевать повешенного или любого другого самоубийцу не принято.

Умерший всецело в руках Бога, но не церкви

Можно ли ставить свечку за упокой суициднику?

Нельзя. Принцип здесь тот же: душа самоубийцы уже не вверяет свою судьбу церкви. Значит, ритуальные действия вроде свечек не принесут ей ничего полезного. Никакое поминовение в храме не разрешено. Свечи ставятся за тех, кто до смерти оставался христианином.

Нет. Душа самоубийцы в руках Бога

Троицкую Родительскую Субботу, когда поминают всех усопших, относится ли это к самоубийцам? Или в какой день поминают их?

Самоубийцы ни в какие даты не поминаются в храме. Исключения делаются только для психически больных людей, которые не отдавали себе отчёт - и то, на это нужно получить разрешение высшего духовенства.

Самоубийц в храме не поминают

За самоубийц есть молитва - чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Православных родственников часто беспокоит, можно ли молиться за самоубиенных? Да, это осуществимо. Но не в храме, а домашней молитвой. Церковная традиция сообщает, что это довольно тяжёлое занятие. Подвижникам молитва за самоубийц давалась с большим трудом.

Можно ли отмолить самоубийцу таким способом? Такой задачи не ставится. Главная цель - это утешение родных и поддержка души умершего. Хотя, некоторые священники говорят, что всё зависит от того, как молиться. Это не общая для православия идея, она спорна. Чаще говорят, что душа самоубийцы уже сделала свой выбор, и молитва о самоубиенном не может использоваться для манипуляции её судьбой, волей Бога и правилами загробного мира.

И всё же чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго - едва ли не единственный способ помолиться за самоубийцу и найти утешение.

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1:

Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари :

Помилуй нас, Господи помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце, грешнии приносим, помилуй нас.

Слава :

Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне:

Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да на погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианского.

Псалом 50-й.

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Слава :

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

И ныне:

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Молитва

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Премудрость.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Честнейшую Херувим:

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Также известна другая молитва, с похожим названием - канон о самовольно живот свой скончавшем. Её приводит митрополит Вениамин Федченков, ссылаясь на о. Нектария Оптинского. Рекомендуется читать её 40 дней.

Канон о самовольне живот свой скончавших

КАНОН, ГЛАС 2-й

(читается келейно и с благословения духовника)

ПЕСНЬ 1

Ирмо́с: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила; воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь, славно бо прославися.

Всемилостивый Господи, помилуй мя по милости Твоей, пети Тебе начинающа и молитися о убившемся дерзко, да не в суд ми сие будет, ни в осуждение, Судие Праведнейший.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Да не будет молитва моя во грех, яко кроткий Давид глаголет: ниже во отягощение души самовольней смерти предавшемуся; но мученик мольбами оставление прегрешений наших даруй нам.

Богатую милость присно всем источая, Всеблагий Христе Боже, и ныне рабу Твоему (имя), нами Тебе молящемуся, помилование даруй и с преставльшимися во благочестии причти, аще и нечестиво скончался в неразумии.

Утвердивши колеблемый ум мой, Мати Божия, укрепи мя Божественными повеленьми Рождшагося из Твоего освященного чрева и упразднившего, Владычице, адово мрачное царство, со дерзновением неосужденно молитися об усопшем (имя).

ПЕСНЬ 3

Ирмо́с: На камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя: возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Твоея красоты сиянием озаритися усопшему благоволи, в вере с почившими, богатый в милости; Ты бо еси Бог наш Единый безгрешный и многомилостивый.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

На месте прохлаждения в вечнем покоище сподоби прияти и раба Твоего, малодушие жизнь свою пресекшаго: Ты бо еси Един Сильный и немощи наша на Ся восприявый, Господи Боже наш.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

В чертозе небеснем водворитися, Владыко, приими раба Твоего (имя рек), да не услышит он праведнаго Твоего гласа: «не вем тя», аще и воистину повинен есть сему.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Умерщвленных нас воздвигла еси, Богородице, жизни нетленней Жизнодавца рождши; и раба Твоего (имя) возведи из ада преисподнейшаго, Сына Твоего о милости умоляющи.

ПЕСНЬ 4

Ирмо́с: Пою Тя, слухом бо. Господа услышах и ужасохся: до мене бо идеши, мене ища заблуждшаго. Тем многое Твое снизхождение, еже на мя, прославляю, Многомилостиве.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Во уповании на Тя, Боже, изнемогшего, и насилием вражиим одоленнаго, раба Твоего пощади, Спасе презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Милосердия имый неизследимую бездну, Господи, бездну греховную раба Твоего покрый, Человеколюбче,- омыв Кровию Своею грех неведения и маловерия его.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Живыми господствуя и мертвыми владычествуя, помилуй и раба Твоего (имя), власть бо имаши всякую на небеси и на земли, Христе Боже, Отцу соседый и Духом вся очищаяй.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Исцелила еси, Богородительнице, Евино поползновение окаянное; Зиждителя бо родила еси, исправити могущаго тварь погибающую: Того моли и сего раба (имя) неключимаго, заповедь Божию преступившего, спасти по единой милости.

ПЕСНЬ 5

Ирмо́с: Света подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас: разве бо Тебе иного Бога не знаем.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Умертвишася и во дно адово поползнувшагося возведи, Боже, преступление того заглаждая; на Кресте бо грехи наша пришел еси омыти честною Кровию Своею, Христе, Искупителю всяческих.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Спасти нас пришедый, Христе Боже, приими ныне и наша недостойная моления о рабе Твоем (имя), да муки вечныя избавиши, помилован будет с нами, Спасителю Преблагий.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Молим Тя, Слове Божий, аще и дерзновенно сие, прогнева бо Тя раб Твой (имя), обаче благодатию Твоею умоляем, не возгнушайся молитв наших и помилуй нас, вкупе вси бо повинны есмы пред Тобою, Всесвятый Владыко.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Под кровом Твоим, Мати Божия, спасаются вси надеющийся на Тя: Твоим заступлением защити и нас, и сподоби со дерзновением неосужденно молити Сына Твоего о живот свой скончавших безнадежно (имя).

ПЕСНЬ 6

Ирмо́с: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Из земли создавши человека, Боже, и в землю ныне возвратишася, пощади, Господи, в неразумии сокрушившаго скудельный сосуд свой: можеши бо, Владыко Творче, и паки возставити его от истления.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Неизреченный и непостижимый, Господи, щедротами несказаннаго Человеколюбия Твоего помилуй живот свой скончавшаго, презирая согрешения его, яже в ведении и неведении содеянная.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Озаритися милостию Твоею сподоби, Владыко, вольне оставльшаго (имя) житие свое и к свету Твоему возведи, из тьмы несветимыя изымая, милосердия ради.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Избавительнице, усердно призывающим Тя, Пречистая Владычице, Сына Твоего умоли скончавшагося (имя) ущедрити: живота и смерти Владыку родила еси.

ПЕСНЬ 7

Ирмо́с: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть; Христос же простре благочестивым отроком росу духовную: Сый благословен и препрославлен.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Во ад с душею, яко Бог, сошедый, и в рай разбойника с Собою введый, помяни и ныне раба Твоего (имя), преступлением многим Тя прогневавша, ныне же Тебе нами молящася бедне.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Един безгрешный, в мертвых волею вменился еси, да умерщвленных силою человекоубийцы воскресивши с Собою, от державы того исхити и раба Твоего, Всесильне.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Радость присносущную даровати нам Воскресением Своим изволивый, от мрачнаго горькаго царства изми раба Твоего (имя), да от муки вечныя свободившися, узрит себе одесную Тебе, Судие Многомилостивый.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Сияние славы Отчей, плотию от Тебе явившегося умоли, Пресвятая, из адовы мглы свободити непотребнаго раба Твоего (имя), той бо яко Матерь, Тебе нами просит.

ПЕСНЬ 8

Ирмо́с: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющия: Благословите, вся дела Господня, Господа.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Смертное царство Своею смертию разоривый, Божественною же силою вход в вечный живот отверзый, не затвори благоутробия Твоего и рабу Твоему, аще и прегрешившему, обаче из ада ныне горце взывающа.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Красоты Твоея насладитися сподоби, студ греха безобразнаго очищая умершаго смертию поносной: Един бо еси, Владыко, греха свободен, крестною смертию за нас умертвился еси.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Исправити хотя падших в персть смертную, Сам смерти причастен явился еси, Безсмертный, от смертных удолий силою Твоею возведи раба Твоего (имя), лютою смертию поползнувшагося.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Велия воистину есть Рождества Твоего тайна, Богомати: Бога воплотившагося родила еси; Его же моли, яко Сына Твоего, спасти бедне скончавшагося (имя): имаши бо дерзновение к Рождшемуся от Тебя Благоутробному Спасу мира.

ПЕСНЬ 9

Ирмо́с: Яже прежде солнца Светильника Бога возсиявшаго, плотски к нам пришедшаго, из боку девичу неизреченно воплотившая, Благословенная, Всечистая, Тя, Богородице, величаем.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Имеяй власть живых и мертвых, пощади, Спасе, раба Твоего (имя), смертию горькою скончавшагося: Тебе бо от Отца Твоего дадеся живити и миловати, ихже хощеши, Сыне Божий.

Припев: Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Преславное множество святых Твоих, Христе, непрестанно молит Тя за грешныя рабы Твоя, да помилуеши ихже волиши милосердием Твоим и геенны вечныя избавиши.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Благости воистину пучина неизследимая, благодатию Твоею помилуй прогневавшаго Тя раба Твоего (имя), и нас молящихся.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Достойно Тя, Богородице, ублажающе, к Тебе, яко Матери нашей, притекаем надежно; сами себе и брата нашего (имя), малодушие скончавшагося, Тебе Заступнице и с Тобою Христу Богу предаем смиренно.

За самоубиенных есть также молитва Льва Отпинского и молитва святому Уару

Молитва Льва Оптинского:

Лев Оптинский

Преподобный старец

«Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

А можно ли молиться за самоубиенных так, чтобы облегчить их участь? Православная традиция знает такие примеры, но для этого необходимо совершить настоящий молитвенный подвиг. Для таких целей существует молитва святому Уару. Она не только о самовольно ушедших из жизни, но и о тех, кто не крещён в православную веру и о вероотступниках.

Для чтения молитвы мученику Уару нужно взять благословение у священника

Тропарь, глас 4-й

Воинством святых страстотерпец страждущие законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша

Молитва

О, святым мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаемь, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Помимо молитв для облегчения участи самоубийцы православная традиция рекомендует совершать добрые дела: помогать нуждающимся, заботиться о тех, кто испытывает лишения, и т.д.

По каноническим традициям Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается. Канонический запрет на это связан с богоборным характером самоубийства как такового. Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий. Следовательно, тот, кто самовольно лишает себя жизни, кощунственно отвергает этот дар. Это в особенности должно сказать о христианине, жизнь которого вдвойне есть дар Божий - и по естеству, и по благодати искупления. Налагающий на себя убийственную руку христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя. Само собой понятно, что такое деяние может быть плодом только полного неверия и отчаяния в Божественном Промысле, без воли которого, по евангельскому слову, и волос не упадет с головы верующего. А кто чужд веры в Бога и упования на Него, тот чужд и Церкви. Она смотрит на вольного самоубийцу как на духовного потомка Иуды предателя, который, отрекшись от Бога и Богом отверженный, «шед удавился».

«»
Поэтому по церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, преступники, убитые во время разбоя, люди, настоявшие на эвтаназии) и подозреваемых в самоубийстве (например, утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на церковных кладбищах.

Тем не менее, как в Русской Церкви, так и в других Поместных Православных Церквах, сочли возможным, тщательно исследовав обстоятельства, приведшие каждого конкретного члена Церкви к самоубийству, допускать отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии засвидетельствованного третьими лицами психического расстройства, душевной болезни. На этом основании епархиальные церковные учреждения по благословению правящего епископа могут выдавать разрешения на отпевание самоубийц, в отношении которых точно известно, что самоубийство было совершено ими не в состоянии душевного озлобления или холодного расчета, не в порыве ропота или богоборчества, а в состоянии психического нездоровья.

Так, например, в 1991 году Московская Патриархия приняла решение об отпевании Марины Цветаевой. Основанием для ее церковного поминовения было ходатайство диакона Андрея Кураева, одного из наиболее авторитетных современных богословов и большого ценителя и знатока творчества Цветаевой. При внимательном исследовании всех обстоятельств ее елабужского самоубийства о. Андрей Кураев мог, вероятно, прийти к выводу, что назвать ее сознательным богоборцем нельзя, ни Бога, ни Церковь она никогда не хулила, от Христа не отрекалась, а ее самоубийство было результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом, разрухой.

Кроме того, церковь разрешает хоронить по церковному обычаю так называемых «случайных самоубийц» – то есть не рассчитавших дозу алкоголя, выпивших по ошибке яд, случайно разрядивших в себя ствол при чистке оружия, вывалившихся из окна и т.д. и т.п., а также тех, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой.

Церковь разрешает отпевать самоубийц, которые не умерли сразу, а имели время для покаяния (так отпевали Пушкина, хотя дуэль приравнивается к самоубийству).

Особого внимания заслуживают случаи, когда человек был убит, но убийцы постарались инсценировать самоубийство. Если есть хоть малейший повод сомневаться в том, что это было самоубийство – т.е. покойный никогда не выказывал таких намерений и т.п., то отпевание, как правило, совершается. Так, например, был отпет Сергей Есенин, невзирая на официальную версию самоубийства.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "По каноническим традициям Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV V..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом