23.09.2019

 Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Горница тайной вечери


В Иерусалиме их, по меньшей мере, две. И вообще, в этом городе всего «по паре», а то и более: две Голгофы, два дома первосвященника Каиафы, куда Иисуса привели на допрос, две или более Претории, три тюрьмы Иисуса…

У христиан она считается местом Нового Завета между Богом и людьми, потому что великое таинство Евхаристии было провозглашено именно здесь, во время последней пасхальной трапезы Иисуса с учениками.

Где же могла происходить эта последняя трапеза Иисуса с учениками?
Евангелист Лука пишет (Лк.22:10):

«Он сказал им: «Вот, при входе вашем в город встретится с вами человек, несущий кувшин воды. Последуйте за ним в дом, в который войдет он».

Кувшин воды – это условный знак, известный лишь Иисусу да тому человеку, которого должны встретить ученики. Скорее всего, это был слуга, посланный за водой. Значит, дом, в котором должна произойти трапеза, находился неподалеку от городских ворот. А иначе зачем же слуге нести кувшин через весь город, ведя за собой по пятами подозрительную группу учеников-галилеян? Галилеяне в городе чужаки, их могли заметить, и тогда вся затея была бы обречена на провал.

Ворота, через которые ученики вошли в город, находились, скорее всего там, где расположены кварталы ремесленников и торговцев, а не дома знати, царские дворцы и и покои храмовых священников. В местах, где жили богачи, за водой ходить было не нужно: в каждом доме имелись свои водные цистерны. Значит, эти ворота вели в Нижний город, и назывались они в то время «воротами ессеев». Известный исследователь Евангелий, бенедиктинский монах Баргил Пикснер считает, что во времена Иисуса в этом районе жили ессеи - представители религиозного течения, во многом отличного от традиционного иудаизма.

О размерах комнаты можно судить по количеству людей, которых она вмещала (Деян.1:13-16):

«И, придя, взошли в Горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
(было же собрание человек около ста двадцати ): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса».

Еще один факт косвенно указывает на место Горницы Тайной Вечери. Это обращение апостола Петра к братьям по вере в день Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на апостолов (Деян.2:29):

«Мужи, братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня ».

Но причем здесь царь Давид, который умер давным-давно, и про какой гроб говорит апостол Петр?

Слово «гроб» не должно смущать вас. Более понятным было бы употребление слова «могила» или «гробница». И могила (гробница, склеп, мавзолей) царя Давида действительно существовал в древнем Иерусалиме. И место последней трапезы Иисуса с апостолами могло находиться рядом с ним.
Вот что повествует нам Библия: «И почил Давид с отцами своими, и погребен был в городе Давидовом» ((3 Цар. 2:10)
Историк Иосиф Флавий пишет, что эта могила действительно находилась в Иерусалиме до его разрушения римлянами в 70 году н.э..
А богатый испанский еврей из города Туделы по имени Беньямин рассказывает, что видел эту могилу на Сионской горе. И было это уже в 12 веке, когда в Иерусалиме вовсю хозяйничали крестоносцы.

Крестоносцы, как известно, отличались отменной изобретательностью! Не найдя настоящей могилы, которая вот уже почти 11 столетий лежала в руинах разрушенного города, они построили каменный саркофаг и поместили его на первом этаже церкви, а на втором выстроили большую залу и во всеуслышание заявили, что в ней-то и происходила Тайная Вечеря Иисуса. Поговаривают, что и орден "Приората Сиона" (тот самый, что у Дэна Брауна в "Коде Да Винчи") был основан именно здесь. И паломники, посещавшие Святой Город, истово молились как на могиле великого библейского царя и пророка, так и на месте, где Иисус омыл ноги Своим ученикам.

Но иерусалимский век крестоносцев бесславно окончился в 1187 году неподалеку от города Тверии. Проиграв битву у "Рогов Хиттина", они вскоре сдали Иерусалим великому Саллах ад-Дину, или попросту, Саладину. Этот монарх, в отличие от сегодняшних арабских правителей, отличался великодушием, а также неплохим отношением к изгнанным евреям, коренным жителям этих мест. И позволил некоторым из них поселиться в Иерусалиме.

Евреи же, прибыв в Иерусалим, решили заняться излюбленным своим промыслом - устройством синагоги. А поскольку к Храмовой горе, главной своей святыне, мусульмане их не подпускали, то выбор пал на другую святыню, пусть "пониже рангом", но тоже неплохую. С той поры на Сионской горе на этом самом месте стали возноситься молитвы Предвечному.

Все складывалось не так уж плохо для евреев, если бы завистливые мусульмане не "вспомнили" вдруг, что Давид - это не иудейский, а мусульманский пророк по имени Дауд, и пора вернуть его могилу в лоно ислама! И на долгие годы лишили бедных евреев права поклоняться праху великого царя. А богатым это право, естественно, предоставлялось, но за солидный "бакшиш". Вот и читали они Тору над древним саркофагом, установленным здесь их заклятыми врагами-крестоносцами. Затем место было продано ордену францисканцев.

Кенотаф на могиле царя Давида в Иерусалиме .

Но правда в конце концов восторжествовала, и овладев Иерусалимом, израильское правительство навечно отдало евреям право молиться у гроба, который вопреки обещаниям святого Петра, "до сего дня" уже не принадлежит его законным владельцам - францисканским монахам. Они все продолжают судиться с израильским истеблишментом, который объявил территорию гробницы Давида и Горницы Тайной Вечери собственностью государства Израиль.

А что же евреи, спросит меня догадливый читатель, они что, не знают, где молятся? Отвечу, что наиболее сообразительные из них пытались задать этот каверзный вопрос своим раввинам. Но беспредельная еврейская мудрость гласит, что хоть Давид реально не похоронен в этой комнате, но уже столько поколений евреев молились здесь, что дух его давно переселился в эти места. Вот и мы, следую советам раввинов и нашего Минтуризма, заводим туристов в синагогу, где стоит кенотаф, покрытый бархатным покрывалом с надписью «Царь Давид жив и существует». И говорим нашим наивным гостям, что находимся на могиле великого израильского царя. Кстати сказать, израильский историк Михаэль Ави-Йона, автор замечательного макета иродианского Иерусалима, что находится сейчас в государственном музее Израиля, не поверил ни раввинам, ни экскурсоводам. Он поместил мавзолей Давида в южную часть аристократического квартала в Верхнем городе. Макет мавзолея выглядит весьма внушительно и напоминает один из сохранившихмя древних некрополей Кидронской долины - так называемую «могилу Захарии».

Мавзолей царя Давида на макете иродианского Иерусалима (государственный музей Израиля)

Короче, все сводится к тому, что саму могилу никто не видел. А если и видел, то не факт, что в ней покоились останки великого царя. Поэтому верить «очевидцам» мы с вами не будем, примем как факт устоявшуюся многовековую традицию и поднимемся по лестнице на второй этаж в саму Горницу Тайной Вечери!
Перед нами просторная комната, выстроенная в стиле ранней готики. Никаких икон и распятий здесь нет. Зато колонны в центре Горницы явно свидетельствуют о своем византийском происхождении: когда-то на этом месте стояла церковь, построенная в пятом веке нашей эры.
Как и любой христианский храм на Свтой земле, церковь была разрушена, и ее руины дожидались прихода крестоносцев. Ну а что было потом - вы уже знаете.


Горница Тайной Вечери на Сионской горе

Обратите внимание на небольшую арку и мраморную колонну справа от выхода. На капители вы увидите барельеф – два пеликана терзают грудь третьего. Искупление через самопожертвование - типичный сюжет христианской символики того времени, характерный для крестоносцев, один из лучших образцов, найденных на территории Иерусалима.
О том, что тут когда-то была мечеть, свидетельствуют надписи, посвященные пророку Дауду и турецкому султану Сулейману Великолепному, правителю, возродившему к новой жизни древний, многострадальный Иерусалим.

Проходя мимо святых мест на Сионской горе, можно прочесть название Тайной Горницы на латинском – Coenaculum . Это слово означает в переводе «верхнюю комнату в римских домах». Его ввел в христианский обиход святой Иероним, который перевел на латинский язык Ветхий и Новый заветы. А жил он, как вы помните, еще в 4-м веке, во времена византийского присутствия на Святой Земле. И знал кое-то такое, о чем сейчас только догадываются. Например то, что дом Тайной Вечери был, оказывается, двухэтажным! Поэтому благодарное человечество не забыло блаженного старца и установило в его честь Всемирный день переводчика.
Кстати, будете в Вифлееме - не забудьте поклониться его келье, которая находится на территории Храма Рождества.

Здесь родилась Новозаветная Церковь. Здесь Спаситель на Тайной Вечере установил Таинство Причащения, здесь на апостолов сошел Дух Святой и была произнесена первая апостольская проповедь.

Две обители – два полюса

Когда-то в этом районе Иерусалима, находящемся вне стен Старого города, жили первосвященники, кипела жизнь. Строить жилища на вершине Сионской горы, откуда открывался прекрасный вид на окрестности, могли лишь богатые люди. Кто был хозяином дома, который, рискуя навлечь на себя беду, в дни гонений на Спасителя предоставил Ему и Его ученикам кров, доподлинно неизвестно, но предполагают, что это был состоятельный человек, близкий кому-либо из апостолов или даже Учителю.

Сионская горница оказалась самым удобным местом для собраний учеников Христа. Она находилась наверху, прямо под крышей дома, была довольно просторной и удачно расположенной – сюда не доносился шум городских улиц. Помещение делилось на две части: ближайшая от входа стала местом Тайной Вечери, а в соседней совершилось Сошествие Святого Духа.

В тот день, когда Учитель собрал учеников, чтобы разделить с ними свою последнюю трапезу, в доме иудейского первосвященника Каиафы обсуждался план захвата и казни Спасителя. Примечательно, что жилище Каиафы было всего в нескольких минутах ходьбы от Сионской горницы – обитель добра и обитель зла оказались совсем рядом. Так и в нашей жизни: грех и добродетель нередко соседствуют друг с другом.

Избрание Матфия

В своей прощальной беседе с учениками Господь, желая их ободрить, говорит: «Я умолю Отца и Он даст Вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, Духа Истины… Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам » (Мф. 14, 16-17, 26). Спаситель пожелал, чтобы после Его смерти и Воскресения апостолы не расходились по домам, а вернулись все вместе в Иерусалим и готовились к принятию Святого Духа. Прибежище учеников Христа – Сионская горница – вновь собрала под своим кровом апостолов. Но на этот раз их было только одиннадцать – Иуда, раскаявшись в содеянном, лишил себя жизни.

Собрания учеников
после Вознесения Христа

Кто займет его место? Таким человеком должен быть тот, кто долго находился рядом с Христом и был свидетелем Его Воскресения. Наиболее подходящими кандидатурами признаны двое: Иосиф – сын Варсавы, прозванный Иустом, и Матфий. Но имя более достойного апостолы назвать не решаются – они хотят знать волю Спасителя. Тогда, помолившись, бросили жребий. Он указал на Матфия, который и стал двенадцатым апостолом.

Сошествие Святого Духа

На пятидесятый день после Воскресения Спасителя в Сионской горнице на молитвенное собрание собралось около 120 человек. Здесь были апостолы и другие ученики Христа, жены-мироносицы и Сама Матерь Божья. Все ждали явления Духа Святого, но как именно это произойдет, никто не знал. Был третий час дня по местному времени. Вдруг послышался шум, как будто от сильного ветра, и заполнил собою весь дом. Вслед за этим знамением с неба сошли огненные языки – ровно двенадцать по числу апостолов – и остановились над каждым из них. У Божественного огня было необычное свойство: он ярко светил, но совершенно не жег. Так, на избранных учеников Христа, по слову Божьему, сошел Дух Святой.

Он даровал апостолам ни с чем не сравнимую радость, небывалый прилив сил и воодушевление. Они тут же стали благодарить и громко славить Господа. При этом оказалось, что апостолы – в большинстве своем малограмотные рыбаки – вдруг заговорили на разных языках и наречиях, обрели дар красноречия и убеждения. Небесный огонь с новой силой зажег в их сердцах огонь веры. После крещения Святым Духом апостолы преисполнились уверенности в своей правоте, стали мужественными и бесстрашными, а ведь еще вчера это были необразованные и робкие люди.

Первая проповедь

По случаю иудейского праздника Пятидесятницы в Иерусалим пришло много евреев из разных стран. Сильный и непонятный шум на вершине Сионской горы привлек внимание огромной толпы – все хотели знать, что происходит. Иудеи обступили дом, где собрались ученики Христа. И тогда апостолы поднялись на крышу Сионской горницы и стали славить Господа на разных языках. «Не все ли они галилеяне? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?» – шумела толпа.

Апостол Петр, воодушевленный происшедшими событиями, вышел вперед и произнес первую апостольскую проповедь. Она была простой и краткой, но так как устами Петра говорил Дух Святой, слова его проникали в самые огрубевшие сердца. Многие из уверовавших по слову апостола тут же всенародно покаялись в своих грехах и крестились, так что к вечеру число последователей Христа возросло до 3000 человек.

Пятидесятница стала днем рождения Христианской Церкви и днем памяти о величайшем событии, когда Дух Святой открыто явил Себя как Третье лицо Триединого Бога. Вот почему мы называем этот праздник Троицей.

Апостольский путь

В переводе с греческого слово «апостол» означает «посол, посланник». Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям истину, избранные ученики Христа стали послами Христианской Церкви в самых дальних уголках земли. Но прежде чем разойтись, апостолы бросили жребий, кому куда идти. Петру выпал жребий проповедовать веру Христову в Риме, Матфею – в Палестине и Италии. Фоме досталась Индия, Варфоломею – Армения, а Иакову Алфееву – Южная Палестина и Египет. Любимый ученик Христа Иоанн пророчествовал в Малой Азии – Эфесе и Патмосе, Симон – в Ливии и Абхазии, а Иуда Фаддей в Персии. Филипп проложил путь в далекую Скифию. А вот апостол Андрей дошел до тех мест, откуда началась Киевская Русь, поэтому и почитается он на нашей земле особо. Единственным из всех апостолов, кто остался в городе, был Иаков Зеведеев. Он стал главой Иерусалимской Церкви и без малого тридцать лет укреплял в христианской вере не только жителей Иерусалима, но и всей Палестины.

Тропарь праздника святой Троицы. Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

…Всюду, где прошел апостольский путь, появлялись христианские общины. Несмотря на страшные гонения, Церковь Христова только росла и укреплялась с каждым годом – ведь в ней пребывал Дух Святой. Церковь была и будет непобежденной «вратами ада», как обещал Господь, до самого конца мира. Ей уже более двух тысяч лет, а начиналась она с маленькой горстки людей, собравшихся однажды в доме на горе Сион.

Сейчас это удивительное место почти всегда безмолвно, оно лежит вне туристических маршрутов, но если вам придется побывать в Иерусалиме, непременно поднимитесь на гору Сион, зайдите в ту самую горницу, которая стала матерью всех христианских Церквей.

Важно, чтобы как можно больше паломников посещало Святую Землю, ибо паломничество – это духовный заряд для человека. Прикосновение к святыням многим людям дает укрепление веры, а зачастую – и переосмысление жизни, изменение чувств. Святая Земля оказывает огромное духовное влияние.
Святейший Патриарх Кирилл

Подготовила Людмила Николаева

(5) пребывали в беспокойстве. Они помнили, что еще при жизни Иисус обещал воскреснуть на третий день после Своей смерти. Старейшины предполагали, что может произойти скандал, если последователи Назарянина похитят тело и объявят о Его воскресении. Чтобы это предотвратить, они предприняли меры предосторожности: у гробницы, вырубленной в скале, поставили стражу, а камень, закрывающий вход, опечатали. Но - кто бы мог подумать? - именно на третий день утром к ним прибежали охранники и сообщили, что при появлении неких женщин у гроба явился ангел, который отвалил камень от входа и возвестил о воскресении Назарянина. И действительно, из гробницы исчезло!

Это известие привело членов синедриона в сильное замешательство. Чтобы выйти из создавшегося положения, они распустили слух о том, что ночью, когда стража спала, злоумышленники украли останки казненного. Однако и после этого чувство тревоги у них не прошло: старейшины опасались, что сторонники Иисуса воспользуются случаем и попытаются поднять народное возмущение против синедриона. Но проходил день за днём, а в народе никакого ропота не было. В синедрионе задавались вопросом: если всё спокойно, то зачем и кто похитил тело Иисуса? Впрочем, через несколько недель, старейшины успокоились. Им хотелось быстрее забыть о плотнике из Назарета. Правда, в синедрион поступали сведения, что в среде друзей Назарянина говорят о Его воскресении, но эти люди были незначительны и никакой опасности устоям общества не представляли.

Между тем сами испытывали тревогу. Они ожидали преследования со стороны первосвященников и старейшин. Даже сейчас, придя в Иерусалим с Елеонской горы, где ещё раз убедились в божественности Иисуса Христа, они ничего не предпринимали для распространения Его учения среди народа. Да и кто откликнется на их проповедь, если большинство жителей Иерусалима совсем недавно восстали на Господа и отдали Его на казнь римлянам? Однако апостолы не впали в малодушие, не стали скрываться от соглядатаев синедриона и не разошлись по собственным домам, которые у большинства находились вне Иерусалима, в Галилее. Господь велел им не отлучаться из города и ожидать крещения Духом Святым, поэтому апостолы решили готовиться к этому великому событию. Они собирались вместе для молитвы и духовных бесед. В определенное время апостолы посещали Иерусалимский храм, где участвовали в общественном иудейском богослужении.

Местом своих собраний ученики Христа избрали горницу одного из иерусалимских домов, расположенных на холме Сион. В Священном Писании не упоминается, кому из жителей города принадлежал этот дом, но многие исследователи Нового Завета полагают, что его хозяин был близок к апостолам и, вероятно, сам был последователем Господа(6).

Горница представляла собой верхнюю комнату, которая находилась непосредственно под плоской крышей дома. Она имела большую площадь и была удалена от шума улицы, что делало её очень удобной для собраний учеников Христа. Считается, что именно в этой горнице Господь совершил тайную вечерю и после Своего воскресения дважды явился апостолам.

Духовная подготовка к принятию продолжалась в горнице десять дней. И хотя апостолы много времени проводили в Иерусалимском храме, горница имела для них особое значение: именно здесь они осознавали своё единство во Христе и чувствовали скорое рождение Церкви Христовой. Кто же участвовал в молитвенных собраниях в горнице? Там собирались ближайшие ученики Господа: апостолы Петр, Иаков Заведеев, Иоанн, Андрей, Филипп, Фома, Варфоломей, Матфей, Иаков Алфеев, Симон Кананит, прозванный Зилотом, и Иуда Иаковлев, известный ещё под именем Леввей или Фаддей. Прибежище апостолов посещали и другие ученики Христа. В числе собиравшихся в горнице была также и Пречистая Дева Мария с названными братьями Господа, детьми Иосифа 06-ручника.

На одном из собраний, когда присутствовало сто двадцать человек, апостол Петр предложил восполнить лик апостольский. Он сказал, что, как и предрекали древние пророки, один из ближайших учеников Христа, Иуда Искариот, предал Его и, совершив самоубийство, сам наказал себя за это. На его место нужно избрать достойного. Собравшиеся в Сионской горнице согласились с предложением апостола Петра.

Может возникнуть вопрос: апостолов избирал Сам Господь, почему же на этот раз ученики дерзнули сделать выбор сами? Была ли у них на это власть? Безусловно, была. Если бы Христос пожелал Сам избрать нового апостола, Он сделал бы это во время одного из Своих явлений ученикам после воскресения. Но Христос этого не совершил, предоставив такую возможность апостолам. Этим Господь показал, что, возносясь на Небо к Богу Отцу, Он оставил на земле не горстку уверовавших в Него людей, но Церковь, которую наделил Божественной властью и благодатной силой.

Да, в сионской горнице присутствовал начаток великой христианской Церкви! Первое место в ней занимал апостол Петр. Особое положение в Церкви ему определил Сам Христос. Все это хорошо знали. Однако при выборе нового апостола Петр не стал решать этот вопрос единолично. Предстояло совершить первое деяние, касающееся всей Церкви. Поэтому Петр предложил всем собравшимся найти кандидата на звание апостола.

Каким требованиям должен был отвечать кандидат? От него не требовались всестороннее образование, высокие интеллектуальные способности или значительное общественное положение. Всё необходимое для апостольского служения ему дарует Дух Святой. Но кандидат должен быть очевидцем жизни Христа с момента Его крещения до вознесения. И особенно важно было то, чтобы он вместе с апостолами видел воскресшего Христа и общался с Ним. Ведь вся его дальнейшая деятельность должна стать живым свидетельством о Христе. Немаловажным условием избрания была и ранее доказанная верность кандидата Сыну Божию.

Кандидатов, отвечающих всем требованиям, оказалось двое: Иосиф, сын Варсавы, прозванный Иус-том, и Матфий. Кто же из них более достойный? Апостолы рассудили, что это знает только Господь. Пусть Он Сам изберет угодного Себе. Ведь Он обещал всегда пребывать в Своей Церкви. От лица всего собрания апостол Петр сказал:

Ты, Господи, сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место(7).

Все помолились и бросили жребий. Он указал на Матфия, который и был причислен к одиннадцати апостолам.

В горнице между уверовавшими во Христа царили любовь, единодушие и… ожидание.


Апостолы - в переводе с греческого языка означает «посланники». Посланниками у древних евреев называли людей, осуществлявших связь между иудейскими общинами. В Ветхом Завете это имя иногда присваивалось пророкам, получавшим от Бога повеления сообщать израильскому народу Его волю. В Новом Завете обычно апостолами называют двенадцать избранных последователей Христа, которые постоянно сопровождали Его во всех путешествиях. В Евангелиях, однако, они чаще называются учениками, но в последующих книгах Нового Завета, начиная с Деяний святых апостолов, после рассказа о сошествии Святого Духа, эти двенадцать человек именуются только апостолами. Учениками же в Деяниях называются или вообще все последователи Христа, или те, кто учился у апостолов.

Наименование апостолов также получили другие семьдесят учеников Христа, которых Он избрал, как и двенадцать, для проповеднической деятельности. Обычно их называют апостолами от 70-ти. Позднее к апостолам был причислен Павел, именуемый, как и Петр, первоверховным апостолом.

Во время земной жизни Христа некоторые апостолы из числа 70-ти перестали быть Его учениками. После крестной смерти Господа число отпадших увеличилось ещё более. По вознесении Спасителя лик семидесяти апостолов восполнялся постепенно. К нему были причислены наиболее ревностные сподвижники двенадцати апостолов и ученики апостола Павла.

Толкователи Священного Писания обращают внимание на символику чисел. По их мнению, число 12-ти апостолов соответствует количеству колен Израилевых, а число 70-ти апостолов - количеству древних старейшин избранного народа. Таким образом, апостолы стали родоначальниками нового Израиля - Христовой Церкви.

В книгах Нового Завета апостолом иногда именуется человек, ревностно служивший благовестию Христа. Это в дальнейшем дало повод называть равноапостольными святых, деятельность которых явилась продолжением служения апостольского (равноапостольные Мария Магдалина, Нина, князь Владимир и др.).

Сионская го́рница она же Мечеть Пророка Дауда (Давида)

В священном Писании гора Сион именуется городом Давидовым, жилищем и домом Божьим. В скалах Сиона были гробницы первых израильских царей. Здесь же находится и Сионская го́рница, в которой Иисус Христос совершил Тайную вечерю со своими учениками. Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы, видимым образом сошел Святой Дух. Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь, апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» - совершали Божественную литургию. Поэтому Сионская го?рница и называется матерью всех христианских церквей.


Двор Сионской Го́рницы

Это малое святилище, сохранившееся даже и во время гонений на христиан в первые века после Рождества Христова, во времена Константина Великого было отмечено величественной базиликой. Эта базилика указывается на древних картах под названием "Святой Сион", по словам очевидцев ее потолок поддерживало 80 колонн, и в ней хранился терновый венец Спасителя. Сама Сионская горница, в которой сохранялся древний алтарь, примыкала к зданию с правой стороны, не входя в него.

Ныне существующее здание, носящее название Сионской Го́рницы, построено крестоносцами в XII веке. Ранее на этом месте была церковь, возведенная св. равноапостольной Еленой в IV веке, впоследствии разрушенная. До XVI в. Сионская Го́рница находилась во владении францисканцев, затем была превращена в мечеть. В го́рнице имеются две часовни, располагающиеся одна над другой. Собственно горницей является верхняя. От средневековых строений сохранилось несколько колонн и свод с изображением пасхального агнца. На нижнем этаже находится синагога и «Гробница царя Давида».

В 614 году базилика была разрушена персами, после чего неоднократно восстанавливалась и снова разрушалась. Но в начале 13 века она была разрушена мусульманами и больше не восстанавливалась, само же здание Сионской горницы при этом уцелело. Крестоносцы, на недолгое время отвоевавшие Святую землю у арабов, изобразили на верхнем этаже го?рницы Тайную вечерю, а в нижнем Умовение ног апостолам.

В XIV веке король Сицилии Роберт Анжуйский за большую сумму купил у султана Дамасского весь участок с развалинами и горницей и подарил францисканским монахам "в вечное" пользование. Однако в XVI веке халиф Сулейман отнял у христиан это место, превратив здание Сионской горницы в мечеть. Такие действия со стороны Сулеймана были связаны с легендой о том, что именно под Сионской горницей находится могила царя Давида, почитаемого и мусульманами. Нижняя часть стала считаться гробницей Давида, в верхней был установлен михраб (особое молитвенное место - навес, указывающий направление Мекки) сохраняющийся и поныне.


Сионская Го́рница находится во втором этаже здания

Помещение Сионской го́рницы, как на первом, так и на втором этаже, всегда было разделено на две части. Ближайшая от входа часть послужила собственно горницей Тайной вечери; в соседней же, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Святого Духа, в нижнем этаже полагали явления Спасителя по Воскресении, помещения эти, свободно сообщались друг с другом. Но когда мусульмане устроили там мечеть, внизу, под горницей Сошествия Святого Духа, они поставили каменный саркофаг, обозначавший место погребения Давида, и воспретили вход во весь нижний этаж; наверху также разделили обе комнаты глухой стеною. Во время войны 1948 г. в купол над горницей Сошествия Св. Духа попал снаряд, и вход туда прекратился совсем. Позже мечеть отошла в демаркационную полосу, и всякое богослужение в ней прекратилось.

С образованием Израильского государства "гробница Давида" стала местом поклонения евреев: на богатые ковры, ее украшающие, каждый год существования государства возлагается ими золотая или вызолоченная корона. Поблизости устроена синагога.


Сионская го́рница

Верхнее же помещение, столь драгоценное для христиан, пустое и безмолвное, доступно для посещения свободно и бесплатно.

Сюжет из цикла "Святыни Христианского мира" - Святыни Сионской го́рницы

Находится перед Распятием Христовым, слева - знаменитое "Игольное ушко", через которое можно было попасть в Иерусалим при закрытых городских воротах

Археологические данные не говорят нам о сути Крестной жертвы и Воскресении Христовом, но они позволяют нам понять контекст Евангельских событий. Данные раскопок дают зримое подтверждение веры, с их помощью мы понимаем, что в Евангелиях содержится именно исторический, а не мифологический рассказ.

Где прошла Тайная вечеря?

В наше время в Иерусалиме показывают примерное место Тайной вечери, которое носит название Сионской горницы. Она представляет собой остатки церкви, построенной около XIV века францисканцами и впоследствии переделанной арабами в мечеть. Поэтому мы должны понимать, что нынешняя Сионская горница не является тем самым помещением, в котором проходила Тайная Вечеря. Более того, само местоположение дома, описанного в Евангелиях, мы можем установить только примерно.

Горница тайной вечери

В настоящее время под Сионской горницей находится синагога, в которой показывают гробницу царя Давида. Если это действительно та самая гробница, то становятся понятны слова апостола Петра, сказанные в день Пятидесятницы: Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня (Деян 2 :29).

В этот день апостолы собрались в том же месте, где совершалась Тайная вечеря, а им по преданию являлся дом апостола Марка. Апостол Петр как будто указывает на гробницу. В таком случае действительно Сионская горница может быть связана с гробницей царя Давида, поскольку по преданию семья апостола Иоанна Марка была хранительницей гробницы царя Давида.

Каким город был при Ироде?

Ирод использовал при строительстве римские технологии того времени. И, действительно, мы находим развалины прекрасных больших зданий римского периода существования города. Храмовая платформа даже по современным меркам впечатляет размерами.

В Евангелии есть слова, которые говорят о том, что апостолов поражала мощь иерусалимских строений: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! (Мк 13 :1).

Где Христос шел на Голгофу?

Наибольшие вопросы с археологической точки зрения вызывает так называемый Скорбный Путь Господа, или Via Dolorosa, по которому многочисленные христианские паломники проходят от Гефсимании до храма Гроба Господня .

Иерусалимская улица Виа Долороза, что в переводе означает "Путь страданий", проходит сегодня по той дороге, которую пришлось преодолеть Иисусу на пути к месту казни. Несмотря на прошедшие века.

Надо понимать, что Via Dolorosa - это путь крестного хода католических паломников. Он окончательно утвердился после крестовых походов в XIV веке. Францисканцы решили, что вероятное место расположения претории Понтия Пилата - это крепость Антония. Маршрут крестного хода, который раньше проходил южнее Храмовой платформы, был перенесен ближе к крепости. Но византийские паломники ходили иначе, и этот путь был гораздо ближе к тому, что можно установить на основании данных археологии.

К такого рода памятным местам Иерусалима, как Via Dolorosa, надо относиться, как к некой иконе на местности. А икона, как известно, хотя и не передает, в отличие от портрета, изображение с доскональной точностью, тем не менее открывает путь к встрече с событием или изображенным лицом.

Где Пилат судил Христа?

Другой вопрос, который для археологов остается открытым, - это место суда Пилата над Христом. Вероятно, это событие происходило не в крепости Антония, а в бывшем дворце Ирода Великого, который находился в распоряжении Понтия Пилата.

Интересно, что Иосиф Флавий описывает действия прокуратора Иудеи Гессия Флора именно во дворце: «Флор переночевал в царском дворце, а на следующий день приказал поставить перед дворцом судейское кресло, на которое он взошел. Первосвященники и другие высокопоставленные лица, как и вся знать города, предстали перед этим судилищем» (Иудейская война. II, 14:8).

Где находится Голгофа и Гроб Господень?

Другой не менее серьезный вопрос, который уже не первый век волнует умы людей, - подлинность места страданий Спасителя и подлинность самого Гроба Господня . После восстания Бар Кохбы (132-135 гг.), Иерусалим был окончательно перестроен и превратился в римский город Элия Капитолина. На месте Гроба Господня и Голгофы был возведен огромный храм Афродиты. Находившаяся вне стен города Голгофа возвышалась над участком каменоломни, который был полностью засыпан и выровнен. При этом сам скалистый выступ Голгофы высотой около 5 метров стесан не был, а выходил прямо на улицу. Следовательно, когда епископ Макарий и равноапостольная царица Елена искали Крест и Гроб Господень, имелся заметный ориентир, и место не могло потеряться. Крест Господень был сброшен в водосборную цистерну, ставшую непригодной из-за трещины. Отверстие цистерны видно и сейчас в потолке над местом обретения Креста.

Голгофа

В XIX веке английский генерал Гордон, справедливо предполагая расположение Голгофы вне стен города, решил, что она находится совсем в другом месте. Эта теория, правда, не учитывала того, что границы Иерусалима времен Христа и границы современного города не совпадают.

Тем не менее в качестве альтернативной Голгофы была определена скала, расположенная севернее Иерусалима, напоминающая по форме череп, с двумя могилами внутри. Это место известно как Садовая могила.

Таким образом, в настоящее время традиционные конфессии, а именно: православные, католики, армяне, сирийцы и эфиопы - считают подлинным нынешнее местоположение Гроба Господня, в то время как «альтернативная» Голгофа является местом сбора различных протестантских групп: англикан, баптистов и других христианских конфессий.

В этом плане представляют большой интерес раскопки, произведенные начальником русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандритом Антонином (Капустиным) . На участке, где ныне находится наше Александровское подворье, было найдено основание стены и ворота времен Ирода. Именно здесь Спаситель должен был пройти на Голгофу.

Другим аргументом, подтверждающим подлинность Гроба Господня, являются исследования самой гробницы. Из Евангелия мы знаем, что Христа положили в гроб новый, в котором еще никто не был положен (Ин 19 :41).

Гроб Господень имеет только одну нишу с ложем, в которую можно было положить тело усопшего. Традиционные же усыпальницы имели несколько боковых ниш, в которые клались тела умерших. Примерно через год кости человека забирали, омывали розовой водой и складывали в особый ящичек (оссуарий).

Почему же гробница Спасителя такая маленькая, с одним ложем? Небольшой размер гробницы, свидетельствует как раз о том, что она была новая, а значит, использовалась в первый и единственный раз. Тот факт, что гробница, в которой был положен Господь, в дальнейшем не разрабатывалась, говорит о том, что ее владелец не дерзнул хоронить в ней кого-либо еще. Гробница Иосифа Аримафейского, владельца гробницы, устроившего погребение Спасителя, расположена рядом.