Сроки выполнения проекта: с 01.06.18 г. по 29.06.18 г.
Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи проекта:
Образовательные задачи: расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования; развитие речи: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки;
Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать, развивать игровое творчество, смекалку; развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников.
Этапы осуществления проекта:
- Организационный этап.
- Реализация проекта.
- Обобщающий этап.
Организационный этап.
- Донести до участников проекта важность данной проблемы.
- Подбор методической и художественной литературы.
- Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.
- Изготовление пособий.
- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
- Разработка бесед, викторины.
- Составить перспективный план мероприятий.
Реализация проекта.
Работа с детьми
Образовательная область | Мероприятия по реализации проекта |
Познавательное развитие |
|
Художественно- эстетическое развитие |
1. Аппликации из пластилина и тыквенных семечек. Коллективная работа декоративное панно «Ромашковое поле» 2. Рисование «Одуванчик» |
Речевое развитие | Чтение литературных произведений: - Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», - Н. Павлова «Загадки цветов», - А. Онегова «Тропинка полевая», А. Плешакова «Зеленые страницы», - Заучивание загадок и стихов о растениях. - Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…» Дидактическая игры: «Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение Игры: “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник”. |
Физическое развитие | Пальчиковая гимнастика « Цветок» Подвижная игра «Раз, два, три - к цветку беги» |
Социально – коммуникативное развитие | Труд в уголке природы. Уход за растениями на клумбе (календула) Сюжетно- ролевая игра «Больница» сюжет «Лечим ранку лекарственными растениями» Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, одуванчик, календула). |
Работа с родителями
- Папка- передвижка «Лекарственные растения при лечении ОРВИ».
- Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав».
- Оформление гербария «Зеленая аптека».
Обобщающий этап
- Выставка рисунков «Одуванчик», коллективная аппликация «Ромашковое поле».
- Гербарий «Зеленая аптека».
- Консультации для родителей.
- Загадки о лекарственных растениях.
- Викторина «Знатоки лечебных трав».
Результаты реализации проекта:
Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.
Обогатился опыт о лекарственных растениях.
Введение
1.1.Письмо лекарственному растению.
1.2.Разведка в царстве лекарственных растений.
1.3.Именная книга.
1.4.Открытие лесной аптеки в детском саду.
1.5. Команда юных экологов.
1.6.Ознакомление с художественной литературой.
1.7. Игры и беседы, загадки по экологии.
1.8.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность.
1.9. Слушание музыки.
1.10. Экологические викторины.
2.Вывод.
3.Список использованной литературы.
4. Приложение.
Справка о деятельности коллектива
Чай из мать-и-мачехи : 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день. Желательно (только не для !) подсластить .
Загадки
И матушка родная, и мачеха злая
Бок о бок живут - через стеночку.
На откосе, на лугу,
Босиком на снегу,
Первые цветочки -
Желтые глазочки.
БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА
В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.
С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития - и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их - она вся покрыта густым войлочным опушением.
С.П. Мацюцкий
Цветы мать-и-мачехи очень похожи на одуванчики - они такие же желтые. Но с одуванчиком не спутаешь. У одуванчика сначала листья вырастают, а уж потом цветы появляются. А у мать-и-мачехи наоборот. Она и весну порой под снегом встретить может. Раскопаешь сугроб, а под ним желтый глазок выглядывает. Спал и ждал, пока солнышко его на волю не позовет.
Материал собран семьей Воронина Максим а
Подорожник.
Применение в медицине
Сухие измельченные употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при , , и других заболеваниях органов дыхания, а еще подорожником хорошо лечит ушибы и раны.
Загадки о подорожнике
Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.
Его бьют сапогами, его мнут колесом,
Ему все нипочем.
У дороги вырос лекарь,
Вдоль тропинки луговой;
Он для нас с тобой аптекарь.
Догадайся, кто такой?
СПАСИБО ПОДОРОЖНИКУ
Ты пошел в лес и - вот неприятность! - порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» - и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…
А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь!
Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.
А.А. Плешаков
ТРАВА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА
Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» - так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.
В.Н. Андреева
Мята
МЯТА,Название рода происходит от нимфы (или Минты), богини горы Менте в , возлюбленной бога подземного царства . Супруга Гадеса превратила её в растение - душистую мяту
Применение
Растение широко используется: в пищевых продуктах, в - и ;в и - , , ;в - преимущественно .
Интересные факты
Мята лимонная на самом деле к роду мяты не относится: это растение из рода
Материал собран семьей Кирилловой Лены
Пастушья сумка
Пасту́шья су́мка, или Су́мочник- из семейства .
Латинское научное название дано по форме плода: - ящичек, ларчик.
Народные названия: крестьянская горчица, сердечная трава, ложечки.
Наиболее известный - Пастушья сумка обыкновенная, или Сумочник обыкновенный, или двулетнее растение, широко распространённое в . На окультуренных территориях является обычным .
Применение в народной медицине.
Трава пастушьей сумки широко применяется в народной и научной , в том числе в качестве в практике.
Материал собран семьей Хрящёва Яна
Ландыш
Ландыш майский - широко известное , входящее в фармакопеи многих стран.
Название: дано Карлом Линнеем по древнему латинскому названию ландыша -лилия долин.
Из истории: один из первых весенних цветов, ландыш у древних германцев был посвящен Остаре, богине восходящего солнца и провозвестнице весны. С приходом христианства Остару сменила Пречистая Дева. В большинстве преданий, связанных с ландышами, речь идет не столько о радости, связанной с приходом весны, сколько о печали, навеянной очертаниями цветка и красным цветом плодов.
По одной легенде, ландыш так оплакивал уходящую весну, что раненное горем сердце окрасило кровью его слезы; по другой, ландыш вырос из капель крови св. Леонарда, израненного в битве со страшным драконом. По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына; в Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды, спасавшейся от преследования фавнов. По древнерусской легенде появление ландыша связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти.
Материал собран семьей Кучеренко Даши
Чистотел
Лекарственным сырьем чистотела служит надземная часть растения. Собирают чистотел в мае-июне в фазе цветения в сухую погоду, срезая или обламывая ветки на высоте 10-15 см от земли. Препараты чистотела обладают противовоспалительным, противозудным, противомикробным, ранозаживляющим и прижигающим действиями. Свежим соком и мелко измельченной травой чистотела выводят бородавки, мозоли, веснушки, кондиломы, смазывают трещинки на пятках и на руках. Процедуру проводят 3-4 раза в день.
Русское название чистотел получил благодаря своим свойствам исцелять различные заболевания кожи. В связи со способностью выводить бородавки, чистотел в простонародье еще называют бородавником. Полезен при наружных и внутренних болезнях. Употребляется сок, находящийся в корнях, стеблях и листьях.
Среди лекарственных растений чистотел является едва ли не самым популярным. Чистотел растет всюду: под забором, в канавах, в оврагах, по берегам рек и озер. Он очень неприхотлив и совсем некапризен – была бы влажной почва. Так что оглядитесь – вы его сразу увидите. А что вы знаете о чистотеле?
Издавна люди хорошо знали лечебные свойства этой травы, чистотел всегда использовали для очищения тела, то есть избавлялись от прыщей, угрей, мозолей, бородавок и даже от веснушек. Называли чистотел в народе по-разному, но русским женьшенем его считают, по сей день, по праву.
Рецепты народной медицины:
Для лечения ран и ушибов надо взять 1 столовую ложку травы чистотела, залить кипятком, дать настояться час. Обмакнуть в настое салфетку и приложить к больному месту на 15 минут.
Материал собран семьей Белоуско Кати
Ромашка
Применение в народной медицине.
Всем известно о лечебных свойствах ромашки. Отвар ромашки принимают при простудных заболеваниях, масло ромашки является противовоспалительным средством, а ванночки с экстрактом ромашки оказывают прекрасное успокаивающее действие, особенно на маленьких детей.
Если по утрам умываться настоем ромашки, то кожа становится нежной и бархатистой, а угревая сыпь проходит бесследно. А если им мыть голову, то волосы становятся крепкими и шелковистыми, приобретая при этом золотистый оттенок.
Загадки о ромашке
Белый лепесток, посередине - желток. Какой это цветок?
Шел я лугом, по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца жгучие лучи.
Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.
На верхушке стебелька -
Солнышко и облака.
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Стоит в поле кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?
Упрятав мордашки в широких панамах,
Ромашки выходят гулять на полянах.
У каждой ромашки расшита рубашка
С зеленым листочком-платочком в кармашке.
С.П. Красиков
СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ
Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом - вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.
Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары - бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.
Материал собран семьей Капаклы Вовы
Одуванчик.
Одуванчик лекарственный , род многолетних растений семейства сложноцветных; содержат млечный сок. Растение семейства сложноцветных с желтыми цветками, стеблями с млечным соком и опушенными семенами, которые разносятся ветром. Плод - семянка, с носиком и хохолком из множества белых волосков.
Наиболее распространён одуванчик лекарственный, включающий сотни видов. Растет у жилья, вдоль дорог, по выгонам, опушкам, берегам рек; засоряет газоны, сады, огороды, луга. Хорошо поедается скотом. Молодые листья употребляют в пищу; поджаренные корни могут служить суррогатом кофе.
Применение в народной медицине .
Высушенные корни одуванчика лекарственного применяют как горечь для возбуждения аппетита, при запорах и как желчегонное средство. Густой экстракт из корней одуванчика используют при изготовлении пилюль. Некоторые виды одуванчика - содержат в корнях каучук. Съедобные листья одуванчика содержат каротин, витамин С, В2, холин, никотиновую кислоту, кальций, калий, марганец, железо, фосфор.
Одуванчик помогает при хронических заболеваниях печени, камнях в желчном пузыре и в почках, при атеросклерозе и при воспалительных заболеваниях почек. Одуванчик также используется при интоксикациях и отравлениях, холецистите; циррозе печени; отеках различного происхождения; низком уровне калия; слабом аппетите, гастрите с пониженной кислотностью; при заболеваниях суставов, атеросклерозе и др.
Загадки об одуванчике
Я шариком пушистым
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок -
Остался стебелек.
Над лугом парашютики
Качаются на прутике.
Одуванчик - очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится - и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.
С.П. Красиков
Материал собран семьей Дачкиной Лены
Приложение №3
Команда юных экологов.
Белоуско Катя
Воронин Максим
Капаклы Вова
Дачкина Лена
Кучеренко Даша
Кириллова Лена
Хрящёв Ян
Приложение №4
Загадки о лекарственных растениях.
На этой страничке расположились наши гости – загадки. Многие растения этого края нашли своё отражение в народном творчестве. Сложено также немало загадок о лекарственных растениях:
1.
Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
2.
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает.
3.
Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.
4.
Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет.
5.
Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.
6.
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
Боярышник.
Календула.
Шиповник.
Клевер.
Одуванчик.
Подорожник.
Приложение №5
Правила сбора лекарственных растений
1.Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.
Светлана Веселовская
Экологический проект "Лекарственные растения " (краткосрочный)
Продолжительность проекта : 2 недели
Участники проекта : дети подготовительной группы, педагог, родители.
Тип проекта : поисковый.
Цель проекта : - закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях , их многообразии, ценности для здоровья, правил пользования ими. Воспитывать бережное отношение к растениям . Активизировать у детей инициативу, внимание, память, обогащение словарного запаса.
Задачи : 1. Расширить знания детей о лекарственных растениях , их многообразии и пользе для человека.
2. Воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность и любознательность; любовь к природе; бережное отношение к растениям ;
3. Развивать коммуникативные навыки, игровое творчество, воображение, мышление, связную речь.
4. Формировать навыки исследовательской деятельности
Проектная идея создать альбом «Лекарственные растения в детском саду »
Предполагаемый результат : Дети научатся различать лекарственные растения . У детей сформируется знания и представления о лекарственных растениях , их многообразии и пользе для человека с медицинской точки зрения. Пополнится словарный запас, научатся называть лекарственные растения и их лечебные свойства. Расширить навыки наблюдения в процессе поисково – познавательной деятельности. Дети познакомятся с новыми для них растениями , научатся находить и различать лекарственные растения друг от друга и от других растений .
Подготовительный этап : 1. Поисковая работа по подбору иллюстрированного материала и фотографий по теме лекарственные растения . 2. Сбор художественной литературы : стихи, загадки, рассказы, сказки про лекарственные растения . 3Родителям совместно с ребенком сделать книжку малышку об 1 лекарственном растении .
Реализация проекта
1. Рассматривание растений в книгах , фотоальбоме, гербариях, энциклопедии. Цель : развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях .
2. Экскурсионная прогулка по территории ДОУ. Цель : знакомство с природным окружением родного края; из рассказа воспитателя узнали о многообразии трав произрастающих в наших лесах , лугах; познакомились с лекарственным растением – подорожником , одуванчиком, ромашкой; с его внешним строением; закрепили знания о том, какую пользу приносит это растение человеку .
3. Дидактические игры :
«Узнай растение » Цель : упражнять в умении узнавать растение по внешнему виду , строению, составлять рассказ о нем.
Дидактическое упражнение : «Определи по запаху» Цель : узнавать лекарственные растения по запаху , уметь рассказывать о его лечебных свойствах; развивать свою связную речь, закреплять полученные знания в процессе этого интересного упражнения.
«Вершки и корешки» Цель : познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья. Клевер – цветы, листья.
Словесно – дидактическая игра : «Вылечи куклу» Цель : закрепить знания о лечебных свойствах растений , учиться находить правильное решение в проблемной ситуации. Уметь правильно определять лекарственные свойства растений для здоровья человека.
«Что лишнее?» Цель : уметь отделять лекарственные растения от других растений .
4. Беседы «Лечим без таблеток» , «Полезные растения » , «Зеленая аптека» Цель : расширить знания и представления детей о лекарственных свойствах растений , их многообразии и доступности человеку, познакомить с правилами сбора и сушки лекарственных растений , формировать бережное отношение к природе.
5. Чтение и разучивание стихов, загадок, рассказов о лекарственных растениях . Цель : расширять словарный запас, учить строить правильно речь, развивать память.
6. Создание альбома «» (совместная деятельность детей, родителей и воспитателя) .
7. Консультация для родителей «А знаете ли вы, что….»
Заключительный этап. Оформление и представление альбома «Лекарственные растения вокруг нас » . Выставка работ детей совместно с родителями «моя книжка малышка»
Публикации по теме:
Конспект НОД «Лекарственные растения» Конспект НОД по окружающему миру Старший дошкольный возраст Ермакова Светлана Валериевна Тема. Лекарственные растения. Цель: познакомить.
Конспект НОД во второй младшей группе «Лекарственные растения» Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, учить различать данные растения по внешнему виду и запаху; закрепить.
На базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №37 «Ягодка» состоялось мероприятие посвященное сбору лекарственный трав и растений. На.
Паспорт проекта Тема: «Лекарственные растения» Руководитель проекта Жирова Татьяна Алексеевна Актуальность проекта: Понятие «здоровье».
Технологическая карта занятия «Природная аптека. Лекарственные травы. Ядовитые растения» Масаты/Цель: формировать знания детей о лекарственных и ядовитых растениях; развивать диалогическую и монологическую речь. Воспитывать.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы - описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Исследовательские: опыты, вопросы проблемно - поискового характера, наблюдения; наглядные: тактильно – мышечная наглядность; словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей и педагогов, объяснения, указания, словесные инструкции; слушание музыки.
1. Наблюдение « Наш верный друг – подорожник » Орожник » 2. Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): « Я - подорожник …», « Я - ромашка …», « Я - крапива …» 3. Дидактическая игра « Вершки корешки », « Собери картинку " 4. Экскурсия по территории детского сада.
1. Занятие « Лесная аптека на службе человека » 2. Проведение дидактических игр « Что лечит это растение?», « От какого растения часть ». 3. Собран гербарий из лекарственных растений 4. Создание « Паспорт лекарственных растений » 5. Проведение КВН « Знатоки лекарственных трав » 6. Подведение итогов реализации проекта 7. « Мой педагогический опыт по реализации проекта « Лекарственные растения » (педсовет). Подведение итогов реализации проекта.
Кол - во детей Имеет представление о лекарственных растени-ях, умеет различать и называть их Знает простейшие способы использования некоторых растений для лечения человека Знает названия и различает комнатные растения Охотно выпол-няет поруче-ния по уходу за расте-ниями, помогает при пересад-ке Проявля- ет чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья Май 1824% 30%48%10% Август 1888%76%87%96%80% Диагностика уровня развития детей в рамках проекта
Вот так постепенно в процессе работы мы старались воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали материал о лекарственных растениях. Родителями совместно с детьми был оформлен « Паспорт лекарственных растений ». В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 8. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Решили продолжить работу по данной теме в течении учебного года.
1. Зеленые сказки. Т. А. Шорыгина Москва Прометей Книголюб Цветы. Какие они? Т. А. Шорыгина. Серия « путешествие в мир природы. Развитие речи ». Москва Система экологического воспитания в ДОУ, О. Ф. Горбатенко Волгоград изд. « Учитель », Изобразительная деятельность в детском саду, И. А. Лыкова Москва изд. « КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА », Зеленая тропинка. А. А. Плешаков Москва « Просвещение » Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т. М. Бондаренко Воронеж. ТЦ « Учитель » Добро пожаловать в экологию, О. А. Воронкевич С.- Пб. « ДЕТСТВО – ПРЕСС » 2008
Пояснительная записка: занятие для детей 6-7 лет.
Показатели успешности проведения занятия:
В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.
Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства эмпатии.
Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
Актуальность проекта
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Цели
- развитие экологического и эстетического воспитания детей.
- формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений,
- знакомство с лечебными свойствами растений, умение их различать и называть.
- формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи проекта
Образовательные:
- Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
- Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
- Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.
- Вовлекать в природоохранную деятельность.
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
- Развивать умения и навыки работы с природным материалом.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- Знакомить с лекарственными травами нашего края.
- Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах.
- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашего края.
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Обеспечение проекта:
- Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины)
- Материально - техническое (компьютер, фотоаппарат, стенд,канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, колбы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово – огородный инвентарь, ящики для проращивания семян, спортивный инвентарь)
- Экспериментальная площадка (клумба с лекарственными растениями, природный экологический уголок в групповой комнате, природный уголок на территории детского сада, экологическая тропа).
Методы проекта:
- исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
- наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
- технология моделирования;
- релаксация;
- ароматерапия;
- слушание музыки.
Стратегия осуществления проекта:
Данный проект осуществляется на базе МДОУ – “ЦРР Д/С “Дельфин” в подготовительной группе “Веселые ребята” под руководством Кривоножкиной Е.Ю., воспитателя 1 квалификационной категории. Проект реализуется в совместной деятельности детей – педагога - родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.
Формы организации проекта:
- Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
- Экскурсии;
- Экологическая викторина “Знатоки лечебных трав”;
- Развлечение “Кафе медуница с чаепитием”;
- Спортивно оздоровительный центр.
Этапы осуществления проекта:
1.Организационный (01.04.по 30.05.2008г.)
- подбор методической и художественной литературы.
- подбор экспонатов, картин.
- изготовление пособий, карточек.
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
- разработка занятий, определение тематики бесед.
- тематическое планирование.
- установление контактов.
- выбор объектов для экскурсии.
- подбор музыкального репертуара.
- разработка сценариев, экологических викторин, развлечений.
- подбор спортивного инвентаря и литературного сопровождения к физминуткам.
2.Реализация проекта (01.06.по 01.10.2008г.)
Рисование:
Цель: развитие графических навыков, образного мышления.
- “Наши друзья – лекарственные растения”
- Выставка рисунков “Волшебные растения”
- Декоративное рисование “Цветочная дорожка”
- Портрет “ Растение улыбается”
Аппликация:
Цель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов.
- Коллективная работа “Полянка одуванчиков”
- Коллективная работа “Домики для семян”
- “Мой любимый цветок”
Лепка:
Цель: развитие мелкой моторики, воображения.
- Лепка барельефа “Цветок-это чудо”
- Коллективная работа “Лекарственных трав хоровод”
- “Цветочная корзинка”
Ознакомление с художественной литературой:
Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.
- Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.
- В. Бианки “О травах”
- Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”
- Б. Заходер этюд “Дождик и зернышко”
Игры и беседы по экологии:
Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.
- Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”
- Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я - моя цветочная семья”.
Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:
Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
- “На участке ищем полезные растения”
- “Где лучше посадить цветы?”
- “Наблюдаем, как растет лук” (Зарисовать)
- “Проращиваем семена”
Экологически занятия:
Цель: Воспитание нравственных качеств у ребенка.
- “Лекарственное растение рядом”
- “Зеленая аптека”
- Викторина “Знатоки лечебных трав”
- “Экологические тропинки”
Слушание музыки:
Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.
- Ю.Антонов “ Не рвите цветы”
- В.Моцарт “Цветы”
- П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”
- Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”
- М. Протасов “Одуванчики”
Речевая деятельность:
Цель: Обогащение словаря, развитие связной речи.
- Дидактическая игра “Четвертый лишний”, “Я знаю пять цветов”, “Цветочные названия”, “Путешествие на луг”
- Составление рассказов и сказок о лекарственных растениях.
- Чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, поговорок, примет.
Релаксация:
Цель: регуляция циклов мышечного напряжения и расслабления.
- Упражнение “Я цветок”, “Я бутон”, “Цветы и ветерок”
- Этюд “ Дождик и цветок”
- Игра – упражнение “Цветок – имя”
- Физминутка “Мой цветок”
Спортивно - оздоровительный центр:
Цель: Воспитание потребности вести здоровый образ жизни.
- Физминутка “Цветы”
- Подвижная игра “Цветы и дождик”
- Упражнение на дыхание “Аромат цветов”, “Одуванчик”
- Гимнастика “Цветы-Волшебники”
3. Обобщающий (01.10.по 01.11.2008г).
Экологические викторины:
Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.
- Викторина “Знатоки целебных трав”
- “Лекарственное растение нашего региона”
- “Планета целебных растений”
- “Растения- помощники человека”
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о лекарственных растениях нашего края, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать с некоторыми видами природного материала. Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Научно-методическое обеспечение проекта.
- А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.
- “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.
- С.Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.
- А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.
- Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
- Л.А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.