16.03.2019

Руководство по эксплуатации гбо. Инструкция по эксплуатации комбинированной газовой пароконвекционной печи


РД 153-34.0-35.518-2001

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОВОЙ ЗАЩИТЫ
Дата введения 2001-09-01

РАЗРАБОТАНО Открытым акционерным обществом "Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС"
ИСПОЛНИТЕЛЬ В.А.Борухман
УТВЕРЖДЕНО Департаментом научно-технической политики и развития РАО "ЕЭС России" 27.04.2001 г.
Первый заместитель начальника А.П.Ливинский
Срок первой проверки настоящего РД - 2006 г., периодичность проверки - один раз в 5 лет.
ВЗАМЕН РД 34.35.518-91

Настоящая Инструкция по эксплуатации газовой защиты (далее - Инструкция) обязательна для работников, занимающихся наладкой, техническим и оперативным обслуживанием устройств газовой защиты в энергосистемах Российской Федерации.
В Инструкции описаны принципы действия и приведены конструкции и технические данные газовых и струйных реле, применяемых в энергосистемах, а также методы технического и оперативного обслуживания защит с этими реле. Приведены сведения об отсечном клапане и реле контроля уровня масла в расширителе, так как эти элементы функционально входят в состав цепей газовой защиты. Из Инструкции исключены описание и технические данные выработавших ресурс и морально устаревших реле ПГ-22 и ПГЗ-22, которые рекомендуется заменить на реле современных конструкций. Исключено также приложение о замене герконов в реле производства Германии в связи с прекращением деятельности НТТМ "Поиск" - изготовителя элементов держателя герконов. В Инструкцию включены описание конструкции и указания по наладке и техническому обслуживанию при эксплуатации новых отечественных газовых реле РГТ80 и РГТ50 и струйного реле РСТ25.
В Инструкцию внесены изменения в соответствии с п.5.3.22 РД 34.20.501-95 и отдельными замечаниями энергосистем.
С выходом настоящей Инструкции утрачивает силу "Инструкция по эксплуатации газовой защиты: РД 34.35.518-91." (М.: СПО ОРГРЭС, 1992).

1 НАЗНАЧЕНИЕ ГАЗОВОЙ ЗАЩИТЫ
К характерным повреждениям маслонаполненного электрического аппарата - трансформатора, автотрансформатора, реактора (далее - трансформатора) относятся короткие замыкания (КЗ) между обмотками, витковые замыкания, "пожар" стали магнитопровода, утечка масла из бака, неисправности маслонаполненного контактора переключателя ответвлений устройства регулирования напряжения под нагрузкой (РПН) и др.
Практически все повреждения внутри бака маслонаполненного электрического аппарата сопровождаются выделением газа в результате разложения масла или других изоляционных материалов под действием частичных электрических разрядов, повышенного нагрева, электрической дуги. При КЗ происходит ускоренное протекание масла или его смеси с газом из бака аппарата в расширитель. В процессе эксплуатации возможно также снижение уровня масла или выделение газа по разным причинам.
Нарушение нормальной работы контактора может быть вызвано повреждением изоляции, ослаблением пружин механизма, старением керамических силовых контактов, что ведет к замедлению и нечеткости переключения. Затянувшаяся дуга сопровождается (с учетом небольшого объема масла в баке контактора) бурным разложением масла. Струя масла в смеси с газом направляется из бака контактора в расширитель.
Защита, реагирующая на указанные повреждения, получила название "газовой". Эта защита осуществляется с помощью так называемых газовых и струйных реле.
Газовые реле предназначены для защиты трансформаторов, имеющих расширитель, от повреждений внутри бака, при которых происходит выделение газа, снижение уровня масла или возникновение ускоренного потока масла из бака трансформатора в расширитель.
Струйные реле предназначены для защиты контакторов маслонаполненных переключателей ответвлений трансформаторов от повреждений, сопровождающихся возникновением ускоренного потока масла из бака контактора в расширитель.
При внутренних повреждениях в трансформаторе, даже самых незначительных, выделяются газообразные продукты разложения масла или органической изоляции, чем обеспечивается действие газовой защиты в самом начале возникновения постепенно развивающегося повреждения. В некоторых случаях опасных внутренних повреждений трансформаторов ("пожар" стали, межвитковые замыкания и т.п.) действует только газовая защита, а электрические защиты трансформатора не работают из-за недостаточной чувствительности.

2 КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ГАЗОВЫХ И СТРУЙНЫХ РЕЛЕ

2.1 Основы конструкции и принцип работы
Газовые реле имеют герметически закрытый корпус, устанавливаемый в маслопроводе между баком трансформатора и расширителем. На рисунке 1 показан упрощенный эскиз варианта конструкции такого реле. Реагирующий блок реле имеет три основных элемента: сигнальный 1 и отключающие 2, 3 (элементы 1 и 3 - поплавки, 2 - напорная пластина), каждый из которых срабатывает при определенных условиях.


Рисунок 1 - Газовое реле

В нормальных условиях работы корпус реле заполнен маслом, и элементы занимают положение, при котором управляемые ими контакты (на рисунке не показаны) разомкнуты. При незначительном газообразовании в баке трансформатора газ по маслопроводу проходит в расширитель, скапливаясь в верхней части корпуса реле, где расположен сигнальный элемент 1.
При скоплении в реле определенного количества газа уровень масла в нем снижается, поплавок сигнального элемента 1 опускается под действием силы тяжести и сигнальный контакт замыкается; аналогично срабатывает сигнальный элемент реле при снижении уровня масла в реле по другим причинам.
При дальнейшем снижении уровня масла, когда корпус реле опорожняется более чем наполовину, поплавок отключающего элемента 3 также опускается под действием силы тяжести и замыкается отключающий контакт.
При КЗ внутри бака трансформатора под действием электрической дуги происходит бурное разложение масла и поток масла или смеси масла с газом устремляется с большой скоростью из бака в расширитель (стрелка на рисунке 1). Под воздействием этого потока пластина 2, которая имеет регулируемую уставку срабатывания по скорости потока масла, отклоняется на определенный угол и отключающий контакт замыкается. В зависимости от вида и развития повреждения трансформатора возможна последовательная или одновременная работа сигнального и отключающего элементов реле.
При бурном газообразовании и резких толчках масла возможен отскок контактов после срабатывания, поэтому газовое реле должно действовать на отключение через промежуточное реле по схеме с самоудерживанием.
Струйные реле в отличие от газовых не имеют поплавков и контакты их срабатывают на отключение трансформатора при действии напорной пластины, которая аналогично газовому реле имеет регулируемую уставку по скорости потока масла. В конструкции струйного реле обычно предусматривается фиксация напорной пластины после срабатывания в конечном положении до ее ручной деблокировки, что повышает надежность работы реле в условиях менее стационарного потока смеси масла с газом по сравнению с потоком в газовом реле.
Использование не имеющих поплавков струйных реле обусловлено особенностью работы контакторов устройств РПН. В нормальной работе контактора под воздействием электрической дуги в момент переключения происходит разложение незначительного количества масла и выделение из него газа, который по трубопроводу проходит в свой расширитель или в отсек общего расширителя и далее через его дыхательные пути выходит в атмосферу. Небольшое количество горючего газа, выделяющегося из масла в процессе работы контактора, является нормальным явлением.

2.2 Общие указания по монтажу реле
Для обеспечения правильной работы газовой защиты необходимо выполнять правила установки и монтажа трансформатора и реле.
Диаметр проходного отверстия присоединительного фланца газового реле должен соответствовать внутреннему диаметру трубопровода от бака к расширителю. Струйное реле должно устанавливаться в маслопроводе с внутренним диаметром 25 мм и по возможности ближе к контактору. Несоответствие диаметров может привести к отказу срабатывания, например, к несрабатыванию нижнего поплавка при уходе масла или к изменению значения скорости потока масла срабатывания напорной пластины по сравнению с уставкой.
Газовое реле должно устанавливаться в трубопровод между баком и краном для перекрытия масла в трубопроводе. Стрелка на крышке реле должна быть направлена от бака к расширителю.
Крышка трансформатора (реактора) должна иметь подъем по направлению к расширителю и, следовательно, к газовому реле не менее 1%, а маслопровод к расширителю - не менее 2% . Для подъема крышки трансформатора со стороны расширителя применяют металлические подкладки под катки трансформатора.
Указанный подъем выполняется для того, чтобы выделяющийся из масла газ не скапливался под крышкой бака, а, оказавшись в наиболее высоком месте бака, проходил по маслопроводу в газовое реле. После заполнения верхней части корпуса реле продолжающий поступать газ проходит в расширитель и далее через дыхательную трубку в атмосферу.
Для обеспечения правильной работы струйных реле подъем маслопровода от контактора к расширителю должен составлять 2-4% к горизонтали.
При монтаже реле прокладки между фланцами маслопровода и реле и под крышкой реле не должны выступать внутрь маслопровода и корпуса реле. Все болты должны быть надежно затянуты. Под болт безопасности (один из болтов, соединяющих крышку с корпусом реле, обычно головка его окрашивается в красный цвет) должна быть проложена зубчатая шайба зубцами в сторону крышки реле. После установки газовых реле, имеющих кнопку контроля (опробования), на трубопровод необходимо удалить транспортную прокладку из-под защитного колпачка кнопки.
Для обеспечения надежной работы газовой защиты при повреждениях в трансформаторе кабели от газовых и струйных реле следует прокладывать на трансформаторе в защитном металлорукаве. В целях уменьшения мест возможного снижения сопротивления изоляции прокладывать кабели следует непосредственно от выводов реле к зажимам панели защиты трансформатора. Изоляция применяемых кабелей должна быть маслостойкой.

2.3 Особенности газового реле РГЧЗ-66
Основной особенностью конструкции газового реле РГЧЗ-66 является использование вместо поплавков металлических чашек. Как и все газовые реле, оно (рисунок 2) имеет герметически закрытый корпус, в котором расположено три реагирующих элемента: верхний - чашка 1 - сигнальный и два нижних отключающих - чашка 2 и отключающая пластина 11. Когда реле заполнено маслом, контакты, расположенные внутри чашек, остаются разомкнутыми, так как каждая чашка спиральной пружиной 5 подтянута вверх до упора. При выделении из бака трансформатора небольшого количества газа он скапливается в верхней части реле, вытесняя масло. При этом масло в чашке сигнального элемента реле остается, и под действием массы этого масла чашка поворачивается вокруг своей оси 12 вниз до замыкания контактов.



1, 2 - чашки; 3 - контакт; 4, 9, 16 - стойки; 5 - спиральная пружина; 6 - сборочное кольцо; 7, 8 - держатели;

10 - скобообразная стойка; 11 - отключающая пластина; 12, 13 - оси; 14 - прокладка; 15 - выступ; 17 - рычаг;

18 - пластина; 19, 20, 21, 22 - экраны; 23 - кран; 24 - смотровое стекло; 25 - пробка; 26 - коробка выводов
Рисунок 2 - Газовое реле РГЧЗ-66

Отключающие элементы (чашка и пластина) расположены в нижней части корпуса реле, пластина установлена против входного отверстия маслопровода со стороны трансформатора. Она является элементом, реагирующим на скорость потока масла в маслопроводе, а чашка - элементом, реагирующим на почти полное опорожнение корпуса реле от масла. Оба эти элемента действуют на один контакт, причем пластина работает независимо от чашки. При повреждении трансформатора, сопровождающемся бурным газообразованием, давление в баке повышается, и масло вытесняется из бака в расширитель. При скорости потока масла, равной или большей уставки реле, усилием, возникающим на пластине 11, последняя поворачивается вокруг оси 13 вместе со стойкой 16 и подвижными контактами до их замыкания с неподвижными контактами. При этом чашка отключающего элемента может оставаться в покое. Несколько позже может сработать и сигнальный элемент, если выделившийся газ поднимется из бака трансформатора и заполнит верхнюю часть корпуса газового реле.
При аварийном уходе масла, когда нижняя часть корпуса реле опорожнится, отключающий элемент (чашка) будет работать так же, как и чашка сигнального - с замыканием контактов. В этом случае отклоняется и пластина, так как стенка чашки при движении нажимает на выступ 15 стойки 16, к которой крепится пластина.
В верхней части корпуса реле врезаны сквозные смотровые стекла 24 с делениями (в кубических сантиметрах), позволяющими определять объем скопившегося газа.
На крышке корпуса реле установлен кран 23 для отбора пробы газа и выпуска воздуха из реле; коробка выводов 26 служит для подключения контрольного кабеля. На крышке реле нанесена стрелка, указывающая направление к расширителю. В дне коробки зажимов предусмотрено отверстие для стока собирающейся в ней влаги. В нижней части корпуса реле предусмотрена пробка 25 для спуска загрязненного масла. Реагирующий блок реле крепится к крышке корпуса с помощью стоек, на которых смонтированы все элементы реле.
Каждая чашка со стороны входа потока масла закрыта цилиндрическими полуэкранами 19, 21. Сверху над чашками установлены экраны 20 и 22 для уменьшения выпадения на дно чашек шлама из масла. В экране 22 предусмотрена прорезь для перемещения пластины 11.
Реле может иметь одну из трех фиксированных уставок по скорости масла: 0,6; 0,9; 1,2 м/с. Необходимая уставка обеспечивается установкой одной из трех калиброванных пластин 11.
Время срабатывания скоростного элемента при скорости потока масла 1,25 уставки не превышает по техническим условиям 0,2 с (практически - около 0,1 с).
Сигнальный элемент реле срабатывает при заполнении верхней части реле газом объемом примерно 400 см .
Контакты реле рассчитаны на замыкание и размыкание цепи переменного и постоянного тока до 0,2 А при напряжении 220 В.
Изоляция реле выдерживает испытательное напряжение 2000 В частоты 50 Гц в течение одной минуты.
Рабочий диапазон температуры окружающей среды - от -40 до +40 °С. Предельная температура масла +100 °С.
Масса реле около 12 кг, диаметр проходного отверстия фланца 80 мм.

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работам по эксплуатации и ремонту газового оборудования допускаются работники старше 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие обучение по охране труда, безопасным методам выполнения работ и приемам оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве, вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ.
1.2. При передвижении по территории и производственным помещениям организации, при выполнении работ в условиях уличного движения и при использовании переносных лестниц, стремянок следует выполнять требования, изложенные в настоящей инструкции и в перечисленных ниже инструкциях:
— заводов-изготовителей по эксплуатации применяемых подмостей, грузоподъемных механизмов и другого оборудования;
— по противопожарной безопасности;
— по оказанию доврачебной помощи при несчастном случае.
1.3. Работник после прохождения первичного инструктажа на рабочем месте и проверки знаний должен в течение 3 — 14 смен (в зависимости от стажа, опыта и характера работы) выполнять работу под наблюдением мастера или бригадира, после чего оформляется допуск к самостоятельной работе.
1.4. Во время нахождения на территории организации, в производственных и бытовых помещениях, на участках работ и рабочих местах работникам необходимо соблюдать режим труда и отдыха, Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные руководством организации. Допуск посторонних лиц, а также употребление спиртных напитков в указанных местах не допускается.
1.5. В процессе выполнения работ на слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— загазованность помещения, рабочей зоны;
— пожар;
— взрыв;
— падение предметов с высоты.
1.6. Источники возникновения опасных факторов:
— неисправное газовое оборудование или неправильная его эксплуатация;
— неисправный или не по назначению примененный инструмент, приспособление, оснастка, оборудование;
— утечка газа.
1.7. Действие факторов:
— попадание сжиженного газа на открытые участки тела вызывает обморожение;
— наличие газа в воздухе уменьшает содержание в нем кислорода, что приводит к обморочному состоянию;
— применение неисправного инструмента, приспособлений, а также несоблюдение требований охраны труда при производстве работ могут привести к травмированию работника;
— нарушение Правил пожарной безопасности может привести к пожарам и взрывам.
1.8. В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты слесарю по эксплуатации и ремонту газового оборудования выдаются:
— костюм хлопчатобумажный (1 шт. на 12 месяцев);
— сапоги резиновые (1 пара на 12 месяцев);
— рукавицы комбинированные (1 пара на 2 месяца);
— противогаз (до износа);
— пояс предохранительный (дежурный).
1.9. На наружных работах зимой дополнительно:
— куртка на утепляющей прокладке (по климатическим поясам);
— брюки на утепляющей прокладке (по климатическим поясам);
— валенки (по климатическим поясам);
— галоши на валенки (1 пара на 24 месяца).
1.10. Слесарю по эксплуатации и ремонту газового оборудования необходимо знать устройство и принципы действия оборудования, установленного в газораспределительных станциях (ГРС), газораспределительных пунктах (ГРП) и на других объектах.
1.11. В случае обнаружения неисправного оборудования, приспособлений, оснастки, инструмента, других нарушений требований охраны труда, которые не могут быть устранены собственными силами, и возникновения угрозы здоровью, личной или коллективной безопасности работнику следует сообщить об этом непосредственному руководителю или работодателю. Не приступать к работе до устранения выявленных нарушений.
1.12. Если работник стал очевидцем несчастного случая, ему следует прекратить работу, вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны, оказать пострадавшему первую помощь, вызвать врача, помочь организовать доставку пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, сообщить руководству организации. При расследовании обстоятельств и причин несчастного случая работнику следует сообщить комиссии известные ему сведения о происшедшем несчастном случае.
1.13. Если несчастный случай произошел с самим работником, ему следует прекратить работу и, по возможности, обратиться в медицинское учреждение, сообщить о случившемся руководству организации или попросить сделать это кого-либо из окружающих.
1.14. Работник, виновный в нарушении инструкций по охране труда, несет ответственность в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Слесарю по эксплуатации и ремонту газового оборудования необходимо ознакомиться с технологическим процессом предстоящих работ, получить инструктаж в установленном порядке, расписаться в наряде-допуске на выполнение газоопасных работ.
2.2. Надеть и тщательно заправить спецодежду, подготовить к использованию другие средства индивидуальной защиты.
2.3. До начала и после окончания работ, а также во время производства ремонтных работ необходимо производить анализ проб воздуха, взятых из помещений ГРС и ГРП, на наличие газа.
2.4. Подготовить рабочее место, убрать ненужные предметы и материалы, освободить проходы.
2.5. Перед началом работ слесарю необходимо проверить:
— наличие и исправность противогаза;
— наличие в помещениях ГРС и ГРП естественной вентиляции с не менее чем трехкратным обменом воздуха, легко доступной для осмотра и производства работ по ремонту оборудования;
— наличие паспортов заводов-изготовителей на регуляторы давления и предохранительно-запорные клапаны;
— наличие пломбы установленного образца у контрольно-измерительных приборов;
— наличие в помещениях ГРС и ГРП продувочных и сбросных трубопроводов, которые должны быть выведены в места, обеспечивающие безопасные условия для рассеивания газа, но не менее чем на 1 м выше карниза здания. Продувочные и сбросные трубопроводы должны иметь минимальное число поворотов, на концах трубопроводов должны быть установлены устройства, исключающие попадание в трубопроводы атмосферных осадков;
— наличие телефонной связи. Телефонный аппарат должен быть установлен вне помещения или снаружи здания в запирающемся шкафу. Допускается установка телефонного аппарата во взрывозащищенном исполнении непосредственно в помещении ГРС и ГРП;
— состояние электроосветительного оборудования, изготовленного во взрывобезопасном исполнении;
— наличие и исправность инструмента, необходимого для выполнения работ. Не допускается использование инструмента, приспособлений, оборудования, обращению с которыми слесарь не обучен;
— наличие свободного доступа и прохода к противопожарному инвентарю, огнетушителям, гидрантам;
— наличие в помещениях ГРП, ГРС и на других объектах, где установлено газовое оборудование, вывешенных схем устройства ГРС и ГРП с подробным обозначением всех узлов и с указанием параметров настройки регуляторов давления, предохранительного запорного и сбросного клапанов;
— наличие с наружной стороны помещения ГРС и ГРП на видном месте предупредительных знаков или предупредительных надписей «ОГНЕОПАСНО».
2.6. Слесарю необходимо работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.
2.7. Запрещается допускать в помещение ГРП и ГРС посторонних лиц, а также пользоваться в нем открытым огнем и курить.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Во время производства работ в помещениях ГРС, ГРП необходимо обеспечить непрерывный контроль работы с улицы через открытую дверь в целях недопущения к месту выполняемой работы посторонних лиц и готовности оказания первой помощи пострадавшим при несчастном случае.
3.2. При производстве работ в ГРП и ГРС необходимо применять омедненный инструмент, исключающий искрообразование. В тех случаях, когда по характеру работ неизбежно применение стального инструмента, его необходимо обильно смазать тавотом, литолом либо солидолом для предотвращения искрообразования.
3.3. Не допускается использование неисправного инструмента, а также разводных гаечных ключей с применением накладок и пластин.
3.4. С внутренней стороны ручек клещей, пассатижей и ножниц по металлу следует установить упор, предупреждающий травмирование пальцев рук.
3.5. Во время разборки газового оборудования отключающие устройства на линии редуцирования необходимо перевести в закрытое положение, а на сбросных трубопроводах — в открытое положение. На границах отключенного участка после отключающих устройств необходимо устанавливать заглушки, соответствующие максимальному давлению газа в сети.
3.6. Предохранять от загрязнения и механических повреждений газовое оборудование.
3.7. Не применять дополнительные рычаги (усилители) при закрывании и открывании вентилей газовой аппаратуры.
3.8. Запрещается производить подтяжку болтов в крышках регуляторов РДС и ПИНЧ-Е при рабочем состоянии регулятора.
3.9. Корпус фильтра после выемки фильтрующей кассеты следует тщательно очистить. Разборку и очистку фильтрующей кассеты во избежание воспламенения следует производить вне помещения в местах, удаленных от легковоспламеняющихся веществ и материалов на расстояние не менее 5 м.
3.10. Запрещается производить набивку сальников в задвижках среднего и высокого давления, находящихся под давлением. В случае необходимости выполнение указанных работ производить после получения разрешения на снижение давления и оформления наряда-допуска на выполнение газоопасных работ.
3.11. В помещениях ГРС и ГРП проведение сварочных и других огневых работ допускается в исключительных случаях при наличии плана производства работ, утвержденного главным инженером организации, и обязательном принятии мер, обеспечивающих безопасные условия труда работников.
3.12. При обнаружении загазованности в помещениях ГРС и ГРП работы необходимо немедленно прекратить, проветрить помещение, проверить с помощью мыльной эмульсии все соединения трубопроводов и при обнаружении неисправности устранить утечку газа.
3.13. При невозможности устранить обнаруженную неисправность слесарю необходимо немедленно прекратить работу, сообщить об этом в аварийную службу и непосредственному руководителю, оставаться на месте (если это возможно) до прибытия бригады для выполнения аварийно-восстановительных работ (АВР).
3.14. При совместной работе бригады, обслуживающей ГРС и ГРП, и бригады АВР ответственным за выполнение работ является мастер АВР.
3.15. Контрольно-измерительные приборы, установленные в ГРС и ГРП, должны иметь клеймо (пломбу), подтверждающее их пригодность к эксплуатации и соответствие требованиям нормативных актов.
3.16. Работы по обслуживанию и ремонту электрооборудования в помещениях ГРС и ГРП выполняются электротехническим персоналом при обесточенном оборудовании и в дневное время. В случае неисправности или отсутствия электроосвещения в помещениях ГРС и ГРП разрешается применение переносных аккумуляторных фонарей во взрывобезопасном исполнении.
3.17. Использование технических жидкостей, предназначенных для чистки и протирки оборудования и приборов, не по назначению запрещается.
3.18. Во время технического обслуживания и эксплуатации водонагревательного оборудования в случае погасания пламени горелки необходимо выполнить следующие операции:
— перекрыть подачу газа;
— проветрить помещение;
— проверить исправность вытяжной вентиляции.
3.19. При розжиге горелок водонагревательного оборудования во избежание ожогов необходимо быть осторожным и находиться на безопасном расстоянии от окошка водонагревательного оборудования.
3.20. При установке шкафных регуляторных пунктов (ШРП) на стене здания расстояние от шкафа до окна, двери или других проемов по горизонтали должно быть не менее 3 м при давлении газа на входе до 0,3 МПа (3 кгс/кв. см) и не менее 5 м при давлении газа на входе свыше 0,3 МПа (3 кгс/кв. см) до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см). При этом расстояние по вертикали от ШРП до оконных проемов должно быть не менее 5 м.
3.21. Установка арматуры, оборудования, а также устройство фланцевых и резьбовых соединений в каналах не допускается.
3.22. Оборудование, размещенное на высоте более 5 м, следует обслуживать с площадок, оснащенных лестницами с перилами.
3.23. Хранение горючих, легковоспламеняющихся и обтирочных материалов, баллонов с газами и посторонних предметов в помещениях ГРС и ГРП и пристройках к ним запрещается.
3.24. При следовании от объекта к объекту слесарю необходимо соблюдать Правила дорожного движения.
3.25. Обслуживание ГРС, ГРП и расположенного в них оборудования необходимо осуществлять бригадой в составе не менее двух человек.
3.26. Необходимо соблюдать следующие сроки выполнения мероприятий:
— осмотр технического состояния оборудования производится по графику, утвержденному руководством организации;
— проверка параметров срабатывания предохранительных запорных и сбросных клапанов производится не реже одного раза в два месяца, а также по окончании ремонта оборудования;
— техническое обслуживание производится не реже одного раза в шесть месяцев;
текущий ремонт следует производить не реже одного раза в двенадцать месяцев, если иные сроки не установлены заводом — изготовителем оборудования;
— капитальный ремонт следует производить при замене оборудования, средств измерений, отопления, освещения и восстановления строительных конструкций здания.
3.27. Курить на территории организации разрешается только в специально отведенных и оборудованных для этого местах.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При внезапном отключении электроэнергии, возникновении постороннего шума при эксплуатации газового оборудования прекратить выполнение работ, остановить работу оборудования, вывесить плакат «Не включать!» и сообщить об этом непосредственному руководителю.
4.2. До полного устранения неисправностей не приступать к работе.
4.3. При обнаружении пожара или возгорания немедленно прекратить работу, перекрыть подачу газа, отключить электроустановки, сообщить о пожаре в пожарную охрану по телефону 101 и приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения.
4.4. При возгорании электродвигателей, электрических кабелей не допускается тушение пламени водой. При этом следует отключить поврежденную электроустановку, после чего приступить к ее тушению с применением огнетушителей.
4.5. Если произошел несчастный случай, очевидцем которого оказался слесарь, ему следует немедленно вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны, сообщить о случившемся руководству организации, а пострадавшему оказать первую помощь, вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103, помочь организовать доставку в ближайшее медицинское учреждение.
4.6. Если несчастный случай произошел с самим слесарем, ему следует прекратить работу и, по возможности, обратиться в медицинское учреждение, сообщить о случившемся руководству организации или попросить сделать это кого-либо из окружающих.
4.7. Каждому работнику необходимо уметь оказывать первую помощь пострадавшему:
— при ушибах обеспечить полный покой, положить холод на ушибленное место; при ушибе живота не давать пострадавшему пить;
— при кровотечении приподнять конечность, наложить давящую повязку, жгут (летом жгут оставляют на 1,5 часа, а зимой — на 1 час);
— при переломе наложить шину;
— при термических и электрических ожогах обожженное место закрыть стерильной повязкой; во избежание заражения нельзя касаться руками обожженных участков кожи и смазывать их мазями, жирами и т.д.;
— при попадании кислоты или щелочи на открытые участки тела немедленно промыть их нейтрализующим раствором, а затем холодной водой с мылом; при попадании щелочи — раствором борной кислоты;
— при попадании кислоты и щелочи в глаза немедленно промыть их нейтрализующим раствором и обратиться в здравпункт или к врачу;
— при всех отравлениях немедленно вынести или вывести пострадавшего из зоны отравления, расстегнуть одежду, стесняющую дыхание, обеспечить приток свежего воздуха, уложить его, приподнять ноги, укрыть потеплее, дать понюхать нашатырный спирт и немедленно транспортировать пострадавшего в лечебное учреждение;
— при поражении электрическим током пострадавшего освободить от действия тока, при необходимости провести искусственное дыхание или закрытый массаж сердца;
— перевозить пострадавшего можно только при удовлетворительном дыхании и устойчивом пульсе.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. Перед остановкой оборудования предварительно прекратить подачу газа, убедиться в исправности запорных устройств.
5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать использованную ветошь, материалы и другой мусор.
5.3. Собрать инструмент, приспособления и сложить их в специально отведенное место (шкаф, ящик и т.п.).
5.4. Привести в порядок средства индивидуальной защиты и убрать их в отведенное для хранения место.
5.5. Сообщить непосредственному руководителю о замеченных неисправностях оборудования, вентиляции и о принятых мерах по их устранению.
5.6. Тщательно вымыть руки и лицо или принять душ.

Данная инструкция не является профессиональной инструкцией по настройке, это бытовое руководство по эксплуатации ГБО.

Вакуумный (для карбюратора) или электронный (для инжектора) двухступенчатый редуктор предназначен для работы на сжиженном нефтяном газовом топливе (пропан-бутан). Из баллона газ под давлением 16 атм. поступает в газовый клапан, где подвергается очистке от смолистых веществ и механических примесей. Далее очищенный газ проходит в первую ступень редуктора, где давление понижается до 2 атм., а затем во вторую, где оно понижается до 0,5 атм.

Под действием разрежения, создаваемого в коллекторе, работающего двигателя, газ из полости второй ступени редуктора поступает в тройник-дозатор. Из тройника-дозатора через смесительное устройство (проставка, смеситель или форсунки) в камеры карбюратора или устройство впрыска, где образовывается однородная горючая смесь, которая поступает в цилиндры двигателя. Охлаждающая жидкость из блока цилиндров двигателя через переходник поступает в нижний патрубок редуктора, подогревая газ и улучшая его испарение.

Порядок запуска ГБО в работу карбюраторного автомобиля

— Запуск холодного двигателя необходимо (при температурах ниже + 7-10 градусов) и желательно в принципе производить на бензине с последующим прогревом до температуры 40-50 градусов. 3атем коммутатор (переключатель в салоне) переводится в среднее положение, происходит выработка бензина из поплавковой камеры. Как только автомобиль начнет работать с перебоями, перевести коммутатор в положение «газ». Допускается пуск прогретого двигателя на газу.

— Частота оборотов холостого хода регулируется винтом, расположенным на корпусе редуктора. Расход газа регулируется винтами на тройнике-дозаторе. После первичной регулировки, проведенной мастером установочного центра, расходно-динамические характеристики можно улучшить следующим образом: винт 1 регулирует подачу газа в первую камеру карбюратора, что влияет на динамические характеристики машины при разгоне и частичных нагрузках. Разгоните машину до 80 км/ч, и, если «прием хороший», закрутите винт 1 на пол-оборота, процедуру повторяйте до тех пор, пока машина не начнет «тупить», после чего выкрутите винт 1 на четверть оборота назад. Винт 2 управляет второй камерой карбюратора, от степени наполнения которой зависит приемистость на полных нагрузках. Для регулировки второй камеры разгоните машину свыше 90 км/ч и повторите процедуру описанную выше. Т. к. плотность газа (кг/л) меньше плотности бензина, газа расходуется на 10-15 % больше. При парковке на ночь автомобиль следует перевести на бензин. Для этого увеличить обороты двигателя до 3000-3500 об/мин, коммутатор (переключатель) перевести в положение «бензин», минуя выработку, и подождать заполнения бензином поплавковой камеры.

Порядок запуска инжекторного автомобиля

Инжекторный автомобиль оснащается двухпозиционным автоматическим переключателем (коммутатором) газ-бензин. Когда переключатель находится в положении бензин, машина работает только на бензине (горит красная сигнальная лампа на знаке бензин). Для перевода автомобиля на газ необходимо следующее:

1. Переключить коммутатор в положение газ.

2. Запустить двигатель в работу и прогреть его до температуры 40-50 градусов. При этом на коммутаторе лампочка символа бензин горит красным, на символе газ мигает зеленая лампа (режим ожидания оборотов).

З. Для перехода на газ необходимо нажать на педаль акселератора и набрать 2500 оборотов и резко отпустить. Машина перешла на газ (на символе газ горит зеленая лампа, красная погасла).

Основные требования по безопасности

— В случае, когда не устраивает мощность, повышенный расход, проблемы с холостым ходом, запрещается самостоятельная регулировка автомобиля (неправильное регулирование может явиться причиной хлопка (только инжектор) и, как следствие, выхода из строя ДМРВ, корпуса воздушного фильтра, впускного коллектора). В этом случае следует обратиться на СТО.
— Инжектор: запрещается эксплуатация автомобиля до полной выработки газа из баллона (обедненная смесь может быть причиной хлопка). Рекомендуется оставлять 10%.
— Рекомендуется менять воздушный фильтр не реже каждых 5-6 тысяч км.
— Необходимо сливать конденсат (пластиковый винт-пробка на корпусе редуктора) каждые 1000 км, но не позднее 1500 км.
— Инжектор: если произойдет хлопок, необходимо перевести коммутатор в положение бензин (будет гореть только красная лампа) и приехать на консультацию в сервисный центр.
— Инжектор: запрещается эксплуатация автомобиля на газу, когда в бензобаке нет бензина. Воздушная пробка может повлечь выход из строя бензонасоса (минимальный остаток 7-10 литров).

— Бензиновый клапан при работе автомобиля на газу находится в закрытом положении (ОFF), поэтому при выходе из строя электросистемы прерывается как подача газа, так и бензина. В этом случае надо проверить предохранитель ГБО и в случае его неисправности — заменить. Если предохранитель исправен, электросистема проверяется следующим образом:
при переключении коммутатора в положение «газ» (или положение «бензин») соответствующие электроклапаны должны издать характерный щелчок. Если этого не происходит, система неисправна. В этом случае надо перевести коммутатор в среднее положение (выработка), вкрутить винт механического открытия бензоклапана и приехать в техцентр. Категорически запрещается держать клапан бензина открытым при исправной электросистеме, т. к. это ведет к одновременной подаче в двигатель газа и бензина, что недопустимо.
— для оптимальности состава топливовоздушной смеси рекомендуется менять воздушный фильтр не реже, чем через 7000 км пробега.
— Рекомендуется использовать воздушный фильтр с возможно меньшим сопротивлением воздушному потоку.
— производить замену свечей каждые 10000 км (свеча, производящая менее 3-4 импульсов не воспламеняет газо-воздушную смесь в цилиндре двигателя).
— сливать конденсат из редуктора через каждые 1500 км путем откручивания винта на корпусе редуктора.
— После каждых 500 км, пройденных автомобилем на газу, проезжать 15-20 км на бензине, что способствует оседанию окиси свинца на клапанах и седлах, предотвращая их дополнительный износ, а также уменьшает износ диафрагм и засорение карбюратора.

Общие требования по безопасности

— Проводить ежедневную проверку уровня охлаждающей жидкости (тосола).
— В случае обнаружения утечек или повреждения ГБО перекрыть магистральный вентиль мультиклапана на баллоне и приехать в сервисный центр. Запрещается подтягивать гайки и соединительные трубопроводы, находящиеся под давлением газа.
— Запрещается заводить автомобиль на газу при вынутом подсосе, это сократит срок службы основной мембраны или будет причиной разрыва.
— Запрещается оставлять полностью заправленный газом автомобиль на солнце, не израсходовав перед этим несколько литров.
— Запрещается эксплуатировать ГБО при обнаружении внешних механических повреждений.
— Запрещается продолжать движение автомобиля на газу при обнаружении запаха газа в салоне.
— При монтаже и демонтаже любых узлов ГБО своими силами, а так же при консервации автомобиля на длительный срок (больше месяца), необходимо перекрыть заправочный и магистральный вентили на мультиклапане баллона.

Удачной эксплуатации!

Прокомментировать:

Читайте также:

Название: Газовое оборудование автомобилей. Легковые, грузовые. Устройство, установка, обслуживание. Практическое руководство. Автор: Афонин С. Издательство: «ПОНЧиК» Год: 2001 Кол-во страниц: 53 Формат: DJVU Размер: 3.0 Mb Язык: русский В книге рассматривается работа легковых и грузовых автомобилей на газовом топливе, а также возможность установки на автомобиль газового оборудования и его обслуживание. Описано устройство различных систем газовой аппаратуры,

Сегодня довольно популярно приобретать автомобили с газобаллонным оборудованием или устанавливать его на уже имеющиеся авто. Далее возникает необходимость заправить баллон газом. Как это правильно сделать и сколько нужно заправлять газа в баллон? Заправка Заправка газом отличается тем, что вы не можете видеть, сколько вы заправляете его в баллон. Нужно знать, что в баллоне максимально допустимый

Каждый автомобилист хочет проехать больше, а заплатить меньше. Такую уникальную возможность нам дарит ГБО 4 поколения. Кроме экономии оно еще имеет ряд положительных преимуществ. Система газобаллонного оборудования 4 поколения очень похожа на бензиновую. Обеспечивается распределенный впрыск по отдельности в каждый цилиндр двигателя. Водитель практически не замечает перехода с одного вида топлива на другое. Это означает,

Анализ особенностей газобаллонной аппаратуры позволяет утверждать, что ее конструкция проста и надежна в работе, полностью обеспечивает пожаро– и взрывобезопасность. Газовое топливо может использоваться наравне с бензиновым топливом при строгом соблюдении мер предосторожности и правил технического обслуживания. Однако, выбрав газовое оборудование для своего автомобиля, внимательно ознакомьтесь с инструкцией по его эксплуатации, усвойте ее и следуйте ее

Инструкция по эксплуатации котла - свод правил и требований, которые прилагаются в печатном виде к каждой модели. Несмотря на многообразие газового отопительного оборудования, принципы пользования и безопасности у всех моделей одинаковы.

Газовые нагреватели могут различаться конструктивно и по техническим параметрам, но принцип создания тепла в доме один - нагрев теплоносителя (вода/антифриз) сгорающим газом (природный/сжиженный). Подача газообразного топлива в жилое помещение не самое простое и безопасное дело, но потребителей привлекает газ, его сравнительная дешевизна и универсальность.

Голубое топливо можно использовать не только для отопления, но и для нагрева бытовой воды, используя колонки или двухконтурные модели нагревателей. Современное оборудование оснащено действенными системами безопасности, предотвращающими все возможные аварийные ситуации. Тем не менее есть правила эксплуатации, которые обязательны для выполнения и являются гарантией безопасной работы.

Меры предосторожности

Несмотря на стремление производителей к безопасности газовых аппаратов, они все-таки могут стать источником опасности. МЧС регулярно напоминает владельцам любого оборудования, работающего на газе, о мерах предосторожности:

  1. Покупать приборы, работающие на газе, нужно в организациях, имеющих соответствующую лицензию на продажу.
  2. Установку должны выполнять только специалисты соответствующих служб.
  3. В комплекте должна быть инструкция по эксплуатации.
  4. Запрещается менять каким-либо образом конструкцию аппарата.
  5. Ежегодно нужно проводить техническую проверку.
  6. Запрещено уменьшать отверстия для вентиляции в окнах и стенках.
  7. При наличии герметичных окон необходимо организовать приток воздуха.
  8. Нельзя сохранять в котельной материалы, способные быстро воспламеняться.
  9. Запрещено повышать температуру теплоносителя более 90°C.

Правила размещения

  1. Площадь помещения, в котором устанавливается нагреватель - не менее 7,5 м².
  2. Потолки - от 2,2 м.
  3. Должно быть окно, обеспечивающее доступ воздуха с улицы.
  4. Дверь должна открываться в сторону движения человека, выходящего из помещения.
  5. Запрещается оборудовать в котельном помещении выключатели. Если они уже установлены, придется их вывести за пределы помещения.
  6. Необходимо оборудовать приточно-вытяжную вентиляцию. На каждый м³ расходуемого топлива - 15 м² воздуха.
  7. Расстояние от нагревателя до элементов, способных сгорать - 25 см или более. До несгораемых элементов - 5 см. От дымоотвода до сгораемых частей - 40 см, до несгораемых - 15 см.
  8. Устройство монтируют на безупречно ровной плоскости, без уклонов.

Требования к дымоходу

  1. Материал дымохода - сталь. Рекомендовано использовать нержавейку.
  2. Обязательно наличие прочистных люков и отвод конденсата. Внизу дымохода должен быть карман, в котором скапливаются отложения.
  3. Дымоход оборудуют внешней теплоизоляцией, которую защищают от воздействия влаги (конденсат, осадки).
  4. Высота дымохода - от 5 м и как минимум на 2 см выше выходного патрубка.
  5. Дымоотвод устанавливается на приемную тарелку уловителя испарений.
  6. Расширительный бак устанавливают в самой высокой точке системы.
  7. На подающем трубопроводе устанавливают группу безопасности и термометр.
  8. Аппарат нежелательно ставить в проемы, ниши и другие труднодоступные места.

Как пользоваться

В современных моделях нагревателей участие человека сведено к минимуму. Прежде чем аппарат будет запущен, его подключают к:

  • газопроводу - работники газовой службы;
  • трубам отопления;
  • водоснабжению - представители организаций, обслуживающих системы отопления.

Первый запуск осуществляется также работниками сервисных служб. Если во время подключения и обслуживания нарушаются требования инструкции, гарантийные обязательства будут аннулированы. Оборудование должно использоваться только для целей, которые предусмотрены производителем.

Во время монтажа, обслуживания и ремонта необходимо использовать оригинальные запчасти. Если обнаружена поломка или некорректная работа, пользователь должен немедленно перекрыть газ вентилем и позвонить в сервис или службу газа. Производить ремонтные работы самостоятельно запрещается категорически.

При выполнении любых работ с воздуховодом или дымоходом или возле них отключение газа обязательно. Завершив работы, проверяют функциональность дымохода и воздуховода и только тогда приступают к запуску устройства.

Как правильно отключить котел

Если аппарат не будет использоваться долгое время, выполняют такие действия:

  1. Перекрывают газовый вентиль.
  2. Если оборудование энергозависимое, нужно отключить автоматику и водяной насос от электросети.
  3. Перекрывают вентили водоснабжения и отопления.
  4. Если предполагается опускание температуры ниже нуля, придется слить воду.
  5. Вызывают специалиста, чтобы он окончательно отключил оборудование.

Нагреватель также отключают для чистки. Очищают его влажной тряпкой с мягким моющим средством и мылом. Запрещается применять агрессивные вещества.

Система безопасности

Приборы, работающие на газе, нуждаются в серьезном контроле. Его обеспечивает либо человек, либо система автоматики. Последняя способна обеспечить многоступенчатую защиту, которая предотвращает опасные ситуации и повышает безопасность оборудования. Главная задача системы защиты - вовремя отключить устройство, прекратив подачу топлива.

Рассмотрим ступени защиты на примере напольного котла « Волк KSO». Эти современные аппараты имеют многоступенчатую защиту. Одна из ступеней - датчик ионизации, который контролирует пламя. Если огонь потухнет, будет подан сигнал блоку управления, он перекроет поступление топлива и предотвратит аварию.

В камере сгорания имеется датчик температуры, который следит за нагревом теплоносителя и не допускает быстрого прогорания топки. «Волки» оснащены системой КТД - контроля тяги дымохода. Она предотвращает скопление угарных газов. Если тяги нет, начинается скапливание продуктов сгорания в дымоходе, термостат нагревается. При достижении предельного значения температуры контакты термостата размыкаются - поступление топлива прекращается.

Автоматическая защита

Современные модели нагревателей насыщены электронными контрольно-измерительными приборами, генерирующими сигналы для блока управления. Автоматика, получая сигналы от датчиков, координирует работу всех узлов. Элементами, предотвращающими разного рода неполадки и проблемы, являются предохранительные клапаны, расширительные емкости, воздушные клапаны, датчики дыма и другие устройства.

Что делать, если появились неисправности

Рассмотрим ситуации с поломками на примере итальянских котлов . Итальянские настенные и напольные нагреватели - образец качества и эффективности. Но даже при правильном пользовании могут возникать неисправности, требующие оперативного устранения.

В моделях «Бакси» могут появляться такие проблемы:

  • не зажигается горелка;
  • во время работы в топке раздаются хлопки;
  • перегрелся котел;
  • аппарат сильно шумит;
  • вышел из строя датчик.

Вероятные причины поломок связаны как с нарушениями правил эксплуатации, так и с причинами, не зависящими от пользователя:

  • внутрь устройства попала влага;
  • низкое качество теплоносителя;
  • понизилось давление в газопроводе;
  • в электросети перепад напряжения;
  • допущены ошибки при монтаже.

Нарушение хотя бы одного правила или нормы ведет к поломкам, некорректной работе и лишним расходам.

Защита от замерзания

Одно из важных правил эксплуатации систем отопления - обеспечение минимально допустимой температуры теплоносителя. Если в систему залита вода, то при низких температурах происходит замерзание, трубы и радиаторы приходят в негодность. В современных моделях эта проблема решена - пользователь избавлен от необходимости следить за теплоносителем.

Так, например, в котлах южнокорейского производителя предусмотрена надежная защита от замерзания. «Навьен» дешевле европейских аналогов, но эти котлы имеют все необходимые функции защиты, что существенно упрощает использование.

При понижении температуры теплоносителя ниже 10°C автоматически запускается циркуляционный насос. Если теплоноситель остывает до 6°C, автоматически включается горелка, прогревая теплоноситель до 21°C.

Инструкция по розжигу

Нагреватели отличаются типом розжига, поэтому при запуске разных модификаций есть свои нюансы. Прежде чем включать аппарат, нужно прочитать инструкцию по розжигу, чтобы всё сделать правильно. Рассмотрим розжиг на примере итальянского котла « ». Перед включением важно проверить систему на протечки. С этой целью термостат включают на максимум, чтобы автоматически сработало переключение. Процесс розжига Ariston:

  • прибор подключен к электросети, а регулятором нагрева установлено нужное значение температуры;
  • при включении насоса слышится небольшой шум;
  • когда в трубах устранятся все воздушные пробки, шум исчезнет;
  • срабатывает электророзжиг - котел включается самостоятельно.

Самодиагностика

Процесс эксплуатации нагревателей упрощается, если в них предусмотрена функция самодиагностики. Практически все европейские производители оснастили ею свою продукцию.

Так, например, немецкие нагреватели « », отображая коды ошибок на дисплее, позволяют пользователю быстро понять причину проблемы и принять меры по ее устранению. Если на экране появится код А7, понятно, что неисправен датчик температуры горячей воды.

Если высветится А8, нарушено соединение с BUS-шиной. Такая функция существенно упрощает пользование газовым оборудованием, делает его проще и комфортнее.

Опасные ситуации

Наибольшую опасность представляет сбой, связанный с работой горелок. Если потухнет пламя, в помещении может скопиться газ, который впоследствии станет причиной взрыва. Причины потухания огня:

  • упало давление газа ниже допустимой нормы;
  • нет тяги в дымоходе;
  • пропало питающее напряжение;
  • погас запальник.

В аварийной ситуации необходимо немедленно перекрыть поступление топлива к горелкам - автоматически или вручную. Современные версии оснащены устройствами автоматики, необходимыми для оперативного отключения оборудования. Эксплуатация таких приборов не только удобна, но и безопасна.

Как предотвратить скопление газа в помещении

Современные нормы безопасности предусматривают установку в котельных газоанализаторов, они необходимы для сигнализации при появлении газа в помещении. На их сигналы реагирует специальный электронный клапан, автоматически прекращающий поступление топлива к горелкам.

Какие еще есть правила техники безопасности

  • Не разбирайте и не демонтируйте газовые устройства самостоятельно.
  • Обращайтесь со шнуром электропитания аккуратно.
  • Не кладите на прибор посторонние предметы.
  • Не вставайте на котел. Не становитесь на стулья, столы и прочие малоустойчивы предметы, чтобы почистить настенный котел.
  • Следите за теплоносителем, вовремя доливайте его в систему.
  • Будьте внимательны - в некоторых модификациях использовать антифриз запрещено.
  • При появлении запаха газа немедленно выключайте газ, открывайте окна и двери. Выйдите из котельной и позвоните в газовую службу.

Чтобы эксплуатация бытового газового котла была безопасной и бесперебойной, пользователю необходимо заранее ознакомиться с инструкцией к нему. Выбирая модели, оснащенные автоматикой, потребитель повышает комфорт пользования и безопасность. Соблюдая правила по применению газовых аппаратов в быту, по их монтажу и обслуживанию, число аварийных ситуаций можно свести к минимуму.

Настоящая Инструкция по эксплуатации газовой защиты (далее - Инструкция) обязательна для работников, занимающихся наладкой, техническим и оперативным обслуживанием устройств газовой защиты в энергосистемах Российской Федерации.

В Инструкции описаны принципы действия и приведены конструкции и технические данные газовых и струйных реле, применяемых в энергосистемах, а также методы технического и оперативного обслуживания защит с этими реле. Приведены сведения об отсечном клапане и реле контроля уровня масла в расширителе, так как эти элементы функционально входят в состав цепей газовой защиты. Из Инструкции исключены описание и технические данные выработавших ресурс и морально устаревших реле ПГ-22 и ПГЗ-22, которые рекомендуется заменить на реле современных конструкций. Исключено также приложение о замене герконов в реле производства Германии в связи с прекращением деятельности НТТМ "Поиск" - изготовителя элементов держателя герконов. В Инструкцию включены описание конструкции и указания по наладке и техническому обслуживанию при эксплуатации новых отечественных газовых реле РГТ80 и РГТ50 и струйного реле РСТ25.

К характерным повреждениям маслонаполненного электрического аппарата - трансформатора, автотрансформатора, реактора (далее - трансформатора) относятся короткие замыкания (КЗ) между обмотками, витковые замыкания, "пожар" стали магнитопровода, утечка масла из бака, неисправности маслонаполненного контактора переключателя ответвлений устройства регулирования напряжения под нагрузкой (РПН) и др.

Практически все повреждения внутри бака маслонаполненного электрического аппарата сопровождаются выделением газа в результате разложения масла или других изоляционных материалов под действием частичных электрических разрядов, повышенного нагрева, электрической дуги. При КЗ происходит ускоренное протекание масла или его смеси с газом из бака аппарата в расширитель. В процессе эксплуатации возможно также снижение уровня масла или выделение газа по разным причинам.

Нарушение нормальной работы контактора может быть вызвано повреждением изоляции, ослаблением пружин механизма, старением керамических силовых контактов, что ведет к замедлению и нечеткости переключения. Затянувшаяся дуга сопровождается (с учетом небольшого объема масла в баке контактора) бурным разложением масла. Струя масла в смеси с газом направляется из бака контактора в расширитель.

Газовые реле предназначены для защиты трансформаторов, имеющих расширитель, от повреждений внутри бака, при которых происходит выделение газа, снижение уровня масла или возникновение ускоренного потока масла из бака трансформатора в расширитель.

Струйные реле предназначены для защиты контакторов маслонаполненных переключателей ответвлений трансформаторов от повреждений, сопровождающихся возникновением ускоренного потока масла из бака контактора в расширитель.

При внутренних повреждениях в трансформаторе, даже самых незначительных, выделяются газообразные продукты разложения масла или органической изоляции, чем обеспечивается действие газовой защиты в самом начале возникновения постепенно развивающегося повреждения. В некоторых случаях опасных внутренних повреждений трансформаторов ("пожар" стали, межвитковые замыкания и т.п.) действует только газовая защита, а электрические защиты трансформатора не работают из-за недостаточной чувствительности.

Газовые реле имеют герметически закрытый корпус, устанавливаемый в маслопроводе между баком трансформатора и расширителем. На рисунке 1 (не приводится) показан упрощенный эскиз варианта конструкции такого реле. Реагирующий блок реле имеет три основных элемента: сигнальный 1 и отключающие 2, 3 (элементы 1 и 3 - поплавки, 2 - напорная пластина), каждый из которых срабатывает при определенных условиях.

В нормальных условиях работы корпус реле заполнен маслом, и элементы занимают положение, при котором управляемые ими контакты (на рисунке не показаны) разомкнуты. При незначительном газообразовании в баке трансформатора газ по маслопроводу проходит в расширитель, скапливаясь в верхней части корпуса реле, где расположен сигнальный элемент 1.

При скоплении в реле определенного количества газа уровень масла в нем снижается, поплавок сигнального элемента 1 опускается под действием силы тяжести и сигнальный контакт замыкается; аналогично срабатывает сигнальный элемент реле при снижении уровня масла в реле по другим причинам.

При дальнейшем снижении уровня масла, когда корпус реле опорожняется более чем наполовину, поплавок отключающего элемента 3 также опускается под действием силы тяжести и замыкается отключающий контакт.

При КЗ внутри бака трансформатора под действием электрической дуги происходит бурное разложение масла, и поток масла или смеси масла с газом устремляется с большой скоростью из бака в расширитель (стрелка на рисунке 1). Под воздействием этого потока пластина 2, которая имеет регулируемую уставку срабатывания по скорости потока масла, отклоняется на определенный угол и отключающий контакт замыкается. В зависимости от вида и развития повреждения трансформатора возможна последовательная или одновременная работа сигнального и отключающего элементов реле.

При бурном газообразовании и резких толчках масла возможен отскок контактов после срабатывания, поэтому газовое реле должно действовать на отключение через промежуточное реле по схеме с самоудерживанием.

Струйные реле в отличие от газовых не имеют поплавков и контакты их срабатывают на отключение трансформатора при действии напорной пластины, которая аналогично газовому реле имеет регулируемую уставку по скорости потока масла. В конструкции струйного реле обычно предусматривается фиксация напорной пластины после срабатывания в конечном положении до ее ручной деблокировки, что повышает надежность работы реле в условиях менее стационарного потока смеси масла с газом по сравнению с потоком в газовом реле.

Использование не имеющих поплавков струйных реле обусловлено особенностью работы контакторов устройств РПН. В нормальной работе контактора под воздействием электрической дуги в момент переключения происходит разложение незначительного количества масла и выделение из него газа, который по трубопроводу проходит в свой расширитель или в отсек общего расширителя и далее через его дыхательные пути выходит в атмосферу. Небольшое количество горючего газа, выделяющегося из масла в процессе работы контактора, является нормальным явлением.

Диаметр проходного отверстия присоединительного фланца газового реле должен соответствовать внутреннему диаметру трубопровода от бака к расширителю. Струйное реле должно устанавливаться в маслопроводе с внутренним диаметром 25 мм и по возможности ближе к контактору. Несоответствие диаметров может привести к отказу срабатывания, например, к несрабатыванию нижнего поплавка при уходе масла или к изменению значения скорости потока масла срабатывания напорной пластины по сравнению с уставкой.

Крышка трансформатора (реактора) должна иметь подъем по направлению к расширителю и, следовательно, к газовому реле не менее 1%, а маслопровод к расширителю - не менее 2% . Для подъема крышки трансформатора со стороны расширителя применяют металлические подкладки под катки трансформатора.