11.07.2019

В чем преимущество использования водородного топлива. Проблемы водородных автомобилей. А так ли хорош водород?


Водород практически не встречается в природе в чистой форме, поэтому первая проблема, которая стоит перед одним из видов топлива будущего - получение.

Вопреки распространенному стереотипу электролиз (химический процесс, возникающий при прохождении электрического тока через раствор или расплав электролита и приводящий к выделению на электродах его составляющих веществ) не единственный метод производства водорода, хотя именно его предлагают применять в бытовых электролитерах.

Тем временем, планы были сделаны различными дизайнерами для создания дирижабля. Но французский инженер Генри Гриффард также реализовал планы. Моторизованный длинный воздушный шар Гриффарда был оснащен паровым двигателем мощностью в два киловатта. Водитель, гондола и двигатель висели от 44-метрового баллона на балке. После этого первого эксперимента были разработаны различные методы привода, было проведено множество испытаний с горелкой и электродвигателями, и даже те, которые работали с мышечной силой, пришли к испытанию.

В Первую мировую войну они были развернуты как разведывательные самолеты и сбрасывали бомбы. Водород пережил ренессанс с началом космических путешествий. В ракетном двигателе используется водород. Космический корабль американской космической программы передач был оснащен водородом.

Об использовании водорода на службе автомобиля и начальную информацию о методах получения водорода читайте далее.

Как получают водород для использования в качестве топлива для автомобиля

Водород можно получать паровой конверсией - выделением чистой его формы из летучих углеводородов, чаще всего для этого используют метан, данный способ является наиболее дешевым.

Как получают водород для использования в качестве топлива для автомобиля

Использование водорода в качестве топлива для автотранспортных средств в сочетании с топливными элементами потребовало более продолжительной фазы разработки. Проблема заключается в том, чтобы хранить газ компактным и легким. Горит Используются различные методы.

Для этого необходим процесс сжатия во время заправки, а цистерны требуют много места. Однако для сжижения водорода требуется много энергии, а цистерны с жидким водородом должны быть хорошо изолированы. Танки с подходящими веществами, такими как аланат натрия, также имеют относительно большой вес. После нагревания водород снова высвобождается. Прорыв, вероятно, будет связан с комбинацией нанотехнологий и солнечной и водородной технологий. Хотя чистые углеродные наноматериалы имеют большую площадь поверхности, они не могут хранить водород. Если, однако, неорганические вещества связаны через органические стойки, получают пористые кристаллические материалы.

  • Одна из возможностей - использовать баки высокого давления.
  • Когда водород связывается, гидридный комплекс образует алюмогидрид натрия.
В типе стелларатора из-за магнитного катушки создается магнитное поле.

Газификация угля также дает свои "водородные плоды" за счет преобразования твердого и жидкого топлива в горючие газы.

За производство водорода посредством термического разложения воды (пиролиза) ратуют британцы, мотивируя это тем, что сырьем в подобном случае может являться обычный мусор.

Еще одними из способов добывания водорода являются частичное окисление и группа биотехнологических методов.

В термоядерном реакторе дейтерий и тритий плавятся в гелии при чрезвычайно высоком давлении и температуре. Одной из проблем может быть длительное время охлаждения и отказа при ремонте. Вопреки всем предположениям, железнодорожные перевозки не всегда благоприятны для климата: около 40% всех поездов не работают на электричестве, а работают с дизельными двигателями - с соответствующими выбросами выбросов. Первые эмиссионные водородные поезда теперь будут использоваться в Нижней Саксонии.

Топливные элементы движут поездом

Если вы хотите путешествовать циклически, используйте велосипед или поезд вместо автомобиля или самолета. Что касается общего понимания. Здесь железная дорога в будущем захочет опираться на водородные поезда с водородом. Топливный элемент генерирует электрическую энергию посредством химической реакции кислорода и водорода. «Отходы» этого процесса - это только водяной пар и конденсация, поэтому коэффициент усиления энергии полностью низкий. Практически поезда оснащены водохранилищем на крыше и топливным элементом, а также батареями в земле.

Последние используют явление выделения водорода микроорганизмами (например, некоторыми водорослями при недостатке кислорода и серы), либо разложение воды с участием все тех же микроорганизмов. Благодаря использованию катализаторов эффективность последнего метода можно увеличить на треть.

Как хранят добытый для использования в автомобилях водород

Следующий задачей для водородной энергетики является процесс хранения водорода, оно возможно в трех формах: в виде сжатого газа, в сжиженном или адсорбированном состоянии, когда газ удерживается в поглотившем его веществе.

Рентабельность системы благоприятствует конверсии

Они достигают максимальной скорости 140 километров в час, и, по словам производителя, они могут покрывать водород примерно на 800 километров. В настоящее время это называют промышленными предприятиями из химической промышленности. В дополнение к климатической совместимости новых поездов стимулы к переходу также приводят к экономическим соображениям. Топливные элементы отличаются низким уровнем обслуживания, чем обычные двигатели, и ожидание роста цен на нефть также делает отказ от дизельного топлива привлекательным.

Так или иначе в каждом из этих случаев приходится решать определенную проблему: сжатый газ, несмотря на свою плотность, все-таки занимает немало места, жидкий - требует низких температур, а в случае третьей формы - это поиск подходящего материала для удержания летучего топлива, обладающего высокими поглощающими свойствами и подходящими условиями аккумуляции газа (в основе своей это углеродные наноструктуры с различными вариациями).

Кроме того, программа финансируется Федеральным министерством транспорта и цифровой инфраструктуры в рамках «Национальной инновационной программы по водородным и топливным элементам» с почти 8 миллионами евро. Он шипит, когда газообразный водород вдавливается в напорный бак автомобиля. Шланг между колонной и кранами напоминает душ, который обернут металлическими спиралями, только толще. Скрытый сбоку манометр показывает нарастающее давление. 200 бар, 400 бар - до 700 бар, газовые баллоны заполняются в днище.

Менее чем за три минуты топливная игла снова останавливается. Теперь раздаточное пистолет, который очень похож на бензин или дизельное топливо, можно повесить назад. То, что работает так же легко, как и с любым другим топливом, но пробуждает тошнотворные чувства: осознание высокого давления, неизвестного шума и потенциальной взрывоопасности ставит вопрос о том, насколько безопасна заправка водорода. «Это не безопаснее и опаснее, чем с другими видами топлива», - отвечает Даниэль Хустадт от оператора.



Следующий этап в транспортировке водорода к конечному пользователю - заправка. Различают мобильные, стационарные и домашние заправочные системы. В основном в них используется газообразный водород, хотя есть и станции, работающие с жидким топливом. В данном случае все зависит от автомобиля. Например, BMW Hydrogen 7 потребляет наряду с бензином жидкий водород, а вот его конкурент от General Motors - Opel Zafira Hydrogen 3 использует 2 бака под сжатый и сжиженный газы.

Инженер-экономист является менеджером проекта водородной заправочной станции в Гамбурге. В феврале здесь будет протестирована повседневная жизнь. И вначале даже Хюстадт уважал: «Если вы заправляете топливо, вы должны знать, что вы имеете дело с большим количеством энергии, независимо от топлива».

Взрыв очень маловероятен. Сколько энергии, например, в бензине, известно из дорожных сражений: количества в пивной бутылке достаточно для зажигания мощных пламен. В «Фольксмунде» вызывается коктейль Молотова. А в случае с водородом некоторые думают об атомной электростанции на японском языке. Когда здания реактора вылетели в воздух, причиной этого был взрывающий водород, который накапливался во внутренности в результате все более нагреваемых топливных стержней. Такие образы и воспоминания о реакции газа из химии обуславливают беспокойство: может ли это произойти на раздающем насосе будущего?

Проблемы продвижения водорода как топлива

Вообще заправочная инфраструктура - один из камней преткновения для водородной отрасли: чтобы автомобили на водороде стали популярны, для них нужна обслуживающая система, а чтобы создать эту систему, необходимо достаточное количество ее пользователей.

Что в конечном итоге сдвинет с мертвой точки решение этой проблемы - покажет время, но как и всегда вся надежда возлагается на науку, хотя здесь уже возникнет другая дилемма: наука нуждается в финансировании, а инвесторам в свою очередь нужна гарантия результативности и востребованности открытий.

Это крайне маловероятно. Для детонации концентрация водорода в воздухе должна составлять не менее четырех процентов. Это почти невозможно на станции выдачи, однако, поскольку водород, как самый маленький из всех элементов, чрезвычайно изменчив. Он поднимается вверх и распределяется до достижения критической концентрации. Для этого потребуется закрытая комната, но газовая станция открыта.

Утечка в системе также закрывает предохранительные клапаны, которые обнаруживают падение давления. И если водород в Федеративной Республике был как-то само собой разумеющимся, и рутинное обслуживание должно размалывать, дефлаграция, а значит и быстрое выгорание, более вероятна, чем детонация. Утечка газообразного водорода может загореться и гореть, например, с помощью отброшенной сигареты.



Преимущества и плюсы водорода как топлива для продавцов

Из привлекательных факторов водородной инфраструктуры можно выделить время заправки автомобиля - оно составляет обыкновенно 3-5 минут (1 кг топлива по данным американских ученых необходим для 96 км пробега).

Лондонские исследователи из Университета Огайо обнаружили, что моча может служить ценным топливом для будущего, потому что человеческие отходы могут стать дешевым источником водорода с помощью очень благоприятного катализатора. Джон Эдвардс, сотрудник по связям с общественностью Королевского химического общества в Лондоне, подтверждает, что расследование - не шутка, а серьезное исследование. Результаты исследования были опубликованы в специализированном журнале Королевского общества химической связи.

«Открытие может привести не только к тому, чтобы снабжать автомобили благоприятным водородом в будущем, но и улучшить очистку сточных вод», - сказал Эдвардс. Химик Жерардин Ботт произвел водород из мочи электролизом. «По сравнению с водой четыре атома водорода расположены в основном компоненте мочи, молекуле мочевины, которые - и это важно - менее сильно связаны, чем атомы водорода в воде», объясняет Эдвардс. Второй важный фактор - использование очень экономичного катализатора для электролиза. Для электролиза достаточно электрода на основе никеля и напряжения 0, 37 вольта, - говорит Ботте.

Также определенно стоит подчеркнуть, что на первых порах малые и средние заправки могли бы совмещать в себе функции производства, хранения и передачи топлива потребителю, тем самым исключив расходы на транспортировку. Однако чем больше водородных автомобилей будет появляться, тем большие размеры заправочных станций будут востребованы.

Для сравнения, электролиз воды требует 1, 23 вольт. Во время электрохимического процесса мочевина поглощается на поверхности никелевого электрода, объясняет химик. Даже если система не используется для производства водорода, ее можно использовать в очистке сточных вод. По словам Ботте, нынешние системы слишком дороги и слишком малоэффективны. «Нам не нужно изобретать колесо, потому что уже достаточно электролитов, которые используются в разных приложениях». У исследователей есть единственные оговорки в отношении мочи из-за высокого содержания соли.

Особенности потребления водородного топлива

Наконец, пришло время поговорить об особенностях потребления водородного топлива.

Во-первых, на радость борцам за экологию снижается выброс углекислого газа и вредных продуктов сгорания в атмосферу, здесь необходимо сделать ремарку о том, что данное положительное явление может нивелироваться, если для производства самого водорода будут использоваться грязные источники энергии, так что как ни крути, а водородное дитя требует более нежного обращения, если люди хотят, чтобы из него кое-что получилось в будущем.

Во многих отношениях водород является идеальным топливом. Это самое чистое и эффективное сгорание. Водород может вырабатывать электроэнергию, а электричество может производить водород, создавая возобновляемый и экологически чистый энергетический цикл. Водород представляет собой химическое соединение с большинством элементов, поэтому он используется в течение многих лет в качестве химического вещества в промышленности в самых разных областях применения. В транспортных средствах водород можно использовать в качестве топлива двумя способами: производить электричество в топливном элементе в качестве самого чистого варианта или в двигателе внутреннего сгорания, выбросы которого все еще значительно ниже по сравнению с другими видами топлива.



Во-вторых, с использованием водорода экономики стран могут стать менее зависимыми от роста цен на энергоносители.

В-третьих, КПД водородного двигателя составляет 45%, что больше, чем у его дизельного аналога. Хотя мощность первого меньше, чем у второго на 20-30%, кроме того, водород может существенно увеличить износ деталей двигателя за счет вступления в реакции с материалами, из которых они изготовлены.

Как далеко водород является наиболее эффективным топливом?

Водород является наиболее распространенным элементом, занимающим около трех четвертей массы Вселенной. Водород находится в воде, которая покрывает 70% земной поверхности, а также в любом органическом веществе. Водород является самым легким из всех элементов и газов и в 14 раз легче воздуха. Газообразный «водородный туман» немедленно рассеивается в воздух и не загрязняет землю или грунтовые воды. Водород бесцветен, не имеет запаха и нетоксичен. Он не производит кислотных дождей, не создает озонового слоя и не производит вредных выбросов. Водород имеет самую высокую энергию сгорания на килограмм по сравнению с другими видами топлива, что означает, что он более эффективен, чем в настоящее время используемое топливо. Водород имеет в 2 - 3 раза больше энергии, чем большинство других распространенных видов топлива. Немедленно происходит соединение с кислородом, выделяя значительную энергию в виде тепла.

Почему водород является самым чистым топливом

В отличие от топлива на основе угля водород не образует вредных побочных продуктов во время горения. Когда водород в топливном элементе соединяется с кислородом, образуются только энергия и чистая вода.

Как производится водород

Реформирование природного газа посредством подачи тепла в настоящее время является наиболее экономичным процессом получения водорода. Водород производится электролизом с использованием электрического тока для разложения воды на водород и кислород.

Как используется водород

Водород используется ежедневно во многих отраслях промышленности как газ или жидкость, Например, в нефтяной промышленности и в производственных процессах для производства химических продуктов, продуктов питания и электронных изделий.
  • Водород - это самый простой элемент во Вселенной.
  • Он состоит из протона и электрона.
Проверьте выделенные поля.

Безопасность водорода как топлива для автомобиля

Далее, не следует пренебрегать вопросом безопасности - водород летуч и легко воспламеняем: закрытое пространство автомобиля может заполниться опасным газом, а уже одно то, что смесь водорода и воздуха является взрывоопасной, способно напрочь оттолкнуть от его использования. Однако не следует слишком критично относиться к этим замечаниям, все знают, насколько опасны АЭС при возникновении проблем в их эксплуатации, и тем не менее они считаются самыми чистыми производителями электроэнергии.



Кроме того, не обязательно вообще кардинально менять автомобиль и вид топлива, сегодня уже есть возможность использовать гибридный транспорт, в котором, например, используется смесь водорода и дизельного топлива, что с одной стороны сокращает его расход, а с другой - уменьшает количество вредных выбросов в атмосферу.

Также никто не запрещает использовать водород в других транспортных системах, скажем, железнодорожной и морской: здесь не так важна компактность топливных емкостей, а в случае применения водорода в качестве топлива, например, для подводных лодок, они приобретают существенный козырь - практически полное отсутствие шумов.

Вывод о водороде как о топливе для автомобиля

Водородной отрасли нужно дать время развиться, хотя сегодня оно как никогда напоминает ускользающий через пальцы песок, потому как уже появляются автомобили на гибридных электро-дизельных или электро-азотных двигателях, а также работающие на сжатом воздухе. Конкуренция на рынке энергоносителей крайне высока и вряд ли уменьшится в ближайшее время.

Водородная энергетика.

Энергетические кризисы, возникающие при малейшей заминке на рынке продажи традиционного топлива, стимулируют поиск наиболее эффективных заменителей газа или нефти. По мнению большинства ученых, занимающихся поиском альтернативных энергоносителей, одним из перспективнейших направлений развития современной энергетики является попытка замены углеводного топлива на водород - наиболее распространенный в природе химический элемент.

За проведения подобной модернизации выступают и экологи, поскольку продукт распада водородного топлива (вода) относится к абсолютно безвредным химическим соединениям, чего не скажешь о привычных углеводах, горение которых сопровождается выделение в атмосферу целого «букета» вредных веществ. Доступность водорода, содержащегося в и воде, и воздухе, и даже в разряженном космическом пространстве, делает водородную энергетику чрезвычайно популярной с точки зрения крупного бизнеса (затраты на добычу энергоносителя практически нулевые, а прибыль можно извлекать буквально из воздуха).

В начале 21-го века серьезный бизнес открыто заявил о заинтересованности именно в водородной энергетике. Во второй половине «нулевых» США, Китай и страны ЕС инвестировали в производство водорода миллиарды долларов. Только один проект водородной электростанции «FutureGen» обошелся правительству США в 1,2 миллиарда долларов, а стоимость китайского аналога GreenGen оценивается в еще большую сумму. Кроме того, водородную энергетику развивают такие компании, как Sharp, Sanyo, Hitachi, Toyota, Panasonic, инвестирующие громадные суммы в производство бытовых энергоустановок.

Водородное топливо.

Одним из возможных способов использования энергии водорода является трансформация этого химического элемента в водородное топливо – сжиженную или газообразную смесь водорода и кислорода. Теплота горения подобного коктейля существенно выше теплоты окисления смеси бензина (природного газа) и воздуха. Кроме того, смешанный в определенных пропорциях водород и кислород детонирует в камере сгорания не хуже бензиновых паров. Распространение водородного топлива пока еще сдерживает высокая себестоимость конечного продукта и отсутствие развитой инфраструктуры (заправочные станции, заводы по производству, топливопроводы и прочее). Стоимость килограмма водородного топлива зависит от способа получения. Например:

Конверсия метана обходится в 2,5 доллара за кило топлива;

Классический электролиз воды приводит к затратам от 2 до 10 долларов за кило топлива (в зависимости от способа получения электроэнергии);

Высокотемпературная обработка угля в безвоздушном пространстве позволяет получать кило топлива по цене от 1,5 до 2 долларов.

Разумеется, при таком уровне развития технологии добычи водородного топлива оно не может конкурировать с традиционными энергоносителями. Однако современные технологии совершенствуются, что приводит к снижению себестоимости альтернативного горючего, а традиционные нефтепродукты только дорожают. Поэтому в ближайшем будущем либо бензин приблизится к цене водородного топлива, либо альтернативное горючее подешевеет до цены нефтепродуктов – в любом случае в выигрыше окажутся производители альтернативных энергоносителей.

Водородные автомобили.

Гиганты автомобильной индустрии очень быстро отреагировали на перспективы трансформации энергоносителей. Попытки разработки «водородного» транспортного средства увенчались успехом еще в прошлом веке, а первом десятилетии века нынешнего появились уже серийные образцы «водородных» автомобилей. По оценкам немецких футурологов из группы к середине 21 века доля привычных, бензиновых двигателей не превысит одной четверти, остальные агрегаты будут потреблять альтернативное топливо.

На сегодняшний день мировые автопроизводители могут предложить заинтересованным покупателям и «водородную» и «гибридную» (традиционный бензин плюс водород) схему силового агрегата. Лидирующие позиции в этом сегменте рынка занимают концерны Daimler, Honda, и симбиоз китайского Shanghai и немецкого VW. Именно эти производители предлагают автолюбителям готовые решения: BMW Hydrogen 7, Honda FCX, Mercedes F-Cell. Рассмотрим эти и другие решения подробнее.

Honda FCX – полноценный «водородный» автомобиль, развивающий скорость до 160 км/час и способный проехать более 500 километров на одной заправке. Емкость бака Honda FCX – более 5 килограмм сжиженного водорода. На сегодня обладателями этого технического чуда являются 200 счастливчиков, а готовность приобрести такой автомобиль выразили около 50 тысяч автолюбителей.




Силовыми агрегатами Honda FCX являются 3 электродвигателя, один вращает вал передней колесной пары, два других вмонтированы в задние колеса. Мощность «переднего» двигателя – 80 кВт. Мощность «задних» агрегатов – по 25 кВт каждый. Двигатели Honda FCX не испытывают проблем с пуском даже при чрезвычайно низких температурах (-30 по Цельсию).

Проект Honda FCX относится к комплексным решениям. Кроме транспортного средства компания Honda продает бытовую установку по добыче водородного топлива - Home Energy Station, вырабатывающую водород методом электролиза. Причем под водородное топливо расходуется только часть выработанного газа, оставшийся объем тратится на производство электроэнергии и обогрев жилища. В сутки Home Energy Station производит около 50 «кубов» альтернативного топлива.

2. Mercedes F-Cell является автомобилем из серии «B-class», оснащенным особым агрегатом, который разрабатывался в рамках проекта HYGENIUS. На сегодняшний день проект F-Cell проходит традиционные тесты, аналогичные испытаниям в полевых условиях «бензиновых» моделей. Инженеры концерна Mercedes заявили о решении проблемы «холодного пуска» двигателя и возможном завершении работ по оптимизации функционирования управления электродвигателем в скоростном режиме.



Mercedes F-Cell образца 2010 года оснащен электродвигателем F 600, мощность которого увеличилась до 115 лошадиных сил, а крутящий момент приближается к отметке 350 Нм. Кроме того, инженеры Mercedes добились 16-процентного сокращения потребления топлива по сравнению с моделями 2005 года. Теперь Mercedes F-Cell способен преодолеть более 400 километров всего на одной заправке «водородного» бака. Расходы на заправку «полного» бака не превышают стоимости 12 литров стандартного дизельного топлива. Автомобиль Mercedes F-Cell пока еще не поступил в продажу. Концерн Mercedes-Benz эксплуатирует модель F-Cell в рекламных целях, подогревая интерес к другим разработкам компании – автобусам из серии Citaro.


Проект Citaro ориентирован на выпуск общественного транспорта для крупных городов. На сегодня в мире существует около 40 действующих автобусов Mercedes Citaro. Мощность электродвигателя такого автобуса не превышает 250 кВат, что позволяет транспортировать пассажиров и багаж со скоростью 80 км/час. Расход составляет 25 кило на 100 километров. В баке бака Mercedes Citaro помещается 42 килограмма водородного топлива, что позволяет этому транспортному средству проехать 167 км без дозаправки. Автобусы Mercedes Citaro можно увидеть не только в крупных городах Европы – 3 автобуса закупил Китай (для пекинского общественного транспорта), а 1 автобус «заехал» в далекую Австралию.

BMW Hydrogen 7 –очередной вариант стандартной «семерки» BMW, оснащенный гибридным двигателем внутреннего сгорания. В качестве топливной смеси применяется бензин или водород. Двигатель Hydrogen является итогом двадцатилетней работы инженеров компании BMW. Этот агрегат способен «разогнать» стандартный BMW 7 до 230 км/час, а до первой сотни это авто «добегает» за 9,5 секунд.



Показатель потребление топлива у Hydrogen равняется 6,5 литрам бензина или 25 литров жидкого водорода на 100 километров пути. Емкость классического (бензинового) бака – 74 литра (хватает на 480 км). Емкость водородного бака – 8 килограмм. Именно этот элемент BMW Hydrogen 7 отличает данное авто от изделий конкурентов. Бак для водородного топлива позволяет сохранять этот летучий газ в сжиженном состоянии, поддерживая постоянную температуру в -253 градусов по Цельсию. Разумеется, такая схема хранения топлива чрезвычайно опасна, но концерн BMW утверждает, что его автомобиль Hydrogen 7 не опаснее классического бензинового варианта, а канадские аудиторы из Magna International подтверждают это заявление. Водородный бак для Hydrogen 7 прошел все тесты безопасности, и выдержал не только механическое воздействие, но и нагрев до температуры в 1000 градусов по Цельсию. К сегодняшнему дню реализовано более 100 автомобилей BMW Hydrogen 7

Аналогичный проект делает компания Mazda, решившая запустить в серию концепт RX-8 hydrogen – автомобиля с гибридным двигателем. Агрегат получил наименование Wankel и позволяет проехать до 100 километров пути на одной заправке водородным топливом или 550 км на бензине.


Емкость водородного бака составляет 2,4 кило. Первая партия RX-8 hydrogen была заказана Норвегией, закупившей более 30 автомобилей для проверки работоспособности национального проекта HyNor (водородные дороги Норвегии - hydrogen highway in Norway). Мощность водородной части двигателя RX-8 hydrogen в два раза ниже бензиновой – 109 против 192 «лошадок», но этих усилий с избытком хватает для достижения максимальной скорости в 170 км/час и разгона до 100 км/час 10 секунд.

Водородные заправочные станции. Водородные шоссе.

Для представителей автомобильной индустрии ввод в эксплуатацию водородных двигателей является очередным этапом борьбы за благорасположение целевой аудитории потребителей. Практически все крупные корпорации уже имеют в своем модельном ряду «водородный» автомобиль и готовы наращивать производство подобных авто уже в ближайшем будущем. Представители энергетических компаний не разделяют подобного оптимизма. В последние десятилетия бензиновые колонки с трудом уступают место газозаправочным станциям.



Вероятно, поэтому производители водородных заправок ориентируют свою продукцию на бытовой рынок, предпочитая разрабатывать и продавать либо домашние, либо мобильные водородные заправочные станции. Подобную политику декларирует концерн Toyota, реализующий бытовую водородную установку всего за 4100 долларов США.

На промышленной основе водородные заправки строят только в США и Канаде. Именно в этих странах за последнее 2-3 года открылось более 200 заправок. Американское правительство реализует план оснащения водородными заправками крупных магистралей. Водородные шоссе появились в Калифорнии, Нью-Йорке (Hi Way Initiative), Иллинойсе (2H2), Флориде. Подобного размаха внедрения водородного топлива не наблюдается даже в Канаде (1 шоссе на 900 км- The Northern H) и Норвегии (система дорог HyNor, общей протяженностью в 500 км). Германия и скандинавские страны пока еще только собираются внедрять национальные проекты водородных магистралей (соответственно - Zero Regio и Scandinavian Hydrogen Highway Partnership).



Жителям нашего государства остается только завидовать иностранцам и удивляться нерасторопности отечественных энергетиков. Хотя проекты установки водородных двигателей на автомобили Lada 111 и «Нива» были реализованы еще в начале 21-го века.