05.03.2019

Инструкция по эксплуатации газового оборудования. Инструкция по эксплуатации комбинированной газовой пароконвекционной печи


Компания "Реал автогаз" предоставляет пользователям инструкцию по эксплуатации газобаллонного оборудования Тамона (Прибалтика)

Инструкция по эксплуатации системы TGstream

(для пользователя)

Устройство TGstream - контроллер распределенного впрыска газа.

Устанавливается на автомобили со следующими типами

топливной системы двигателя:

1) Распределенный фазированный впрыск бензина в коллектор двигателя.

2) Распределенный попарный впрыск бензина в коллектор двигателя.

3) Распределенный одновременный впрыск бензина в коллектор двигателя.

4) Моновпрыск бензина в коллектор двигателя.

TGstream состоит из: основного блока, который крепится в моторном отсеке, датчиков

давления и температуры, монтажного комплекта и пульта управления, который крепится в

салоне автомобиля в удобном для водителя месте.

TGstream запоминает последний режим работы: «Автомат» или «Бензин». Предусмотрена возможность принудительной заводки на газе. Световая и звуковая индикация текущего состояния и режимов работы системы.

Технические характеристики.

Напряжение питания +9...+16В.

Максимальный потребляемый ток по цепи питания плюса зажигания, не более 5А.

Максимальный потребляемый ток по цепи питания плюса аккумулятора, не более 15А.

Ток потребления в положении «зажигание - выключено», не более 0,1мА.

Время выключения газовых клапанов при остановке двигателя, не более 1 сек.

Сопротивление газовых форсунок, не менее 1 Ом.

Сопротивление газовых клапанов, не менее 3 Ом.

Амплитудное значение импульсов оборотов, не более 25 0В.

Амплитудное значение импульсов бензиновых форсунок,не более 100В.

Диапазон рабочих температур -30...+85 град С.

Пульт управления

Пульт управления предназначен для работы в системе TGstream. На лицевой

части пульта управления расположены 7 светодиодов (жёлтый, красный и 5

зелёных) и 2 кнопки управления. На задней панели рсположен разъем для

подключения основного блока.

Кнопки управления

Petrol. Переводит систему TGstream в режим «Бензин».

Gas. Переводит систему TGstream в режим «Автомат» с последующим

автоматическим переключением на газ.

Световая индикация

5 зеленых светодиодов и красный служат индикаторами уровня газа в баллоне (красный - минимальный уровень) и режимов работы «Автомат» и «Газ», а желтый - режима «Бензин».

Звуковая индикация

Встроенный зуммер предупреждает водителя двумя короткими сигналами о минимальном

уровне газа в баллоне (включен красный светодиод) и прерывистым сигналом об

аварийном переходе на бензин (включен желтый светодиод) при отсутствии газа. Прервать сигнал зуммера можно, переключив режим работы системы TGstream нажатием кнопки на пульте управления.

Примечание!

Если при полном газовом баллоне включается красный светодиод и звучит двукратный сигнал зуммера, то либо не подключен датчик уровня газа в баллоне, либо неправильно установлена конфигурация датчика в программе TamonaGAS на закладке «Конфигурация (F2) - Устройства (F12)» пункт 1. Необходимо обратиться в автосервис для настройки или отключения в конфигурации датчика уровня газа, если он не подключен физически.

Режимы работы TGstream

Переключать режимы работы можно в любой момент эксплуатации автомобиля.

«Автомат»

Автомобиль заводится и работает на бензине (включен желтый светодиод и моргает зеленый светодиод, находящийся в левом углу пульта управления). После выполнения всех условий переключения на газ (температура редуктора газа, давление, обороты двигателя),параметры которых устанавливаются в автосервисе в момент настройки автомобиля, происходит переход на газ (включены все зеленые светодиоды и выключен желтый). В случае минимального уровня газа в баллоне в момент перехода на газ водитель предупреждается об этом двумя короткими звуковыми сигналами.

Автомобиль работает на газе (только после автоматического переключения из режима «Автомат» или используя принудительную заводку на газе, описанную ниже). Осуществляется полная индикация уровня газа в баллоне. Если в течение работы автомобиля в этом режиме уровень газа в баллоне опустится ниже минимального, то водитель будет предупрежден об этом двумя короткими звуковыми сигналами (см. примечание), а в случае аварийного перехода на бензин (газ закончился) постоянно-прерывистым сигналом, который можно выключить, нажав на любую кнопку пульта управления.

«Бензин»

Автомобиль заводится и работает на бензине (включен желтый светодиод).

Принудительная заводка на газе

Возможность принудительной заводки на газе позволяет переключить автомобиль на газ,

обходя условия, перечисленные в описании режима «Автомат». Необходимо при

выключенном зажигании нажать на кнопку «G» и, не отпуская, включить зажигание, но

не заводить автомобиль. Звучит постоянный однотонный сигнал зуммера и включены все

зеленые светодиоды, свидетельствующие о входе в режим принудительной заводки на

газе. Отпустив кнопку «G» , можно заводить автомобиль.

Каждодневная эксплуатация

Первый раз после включения зажигания включить режим «Автомат». Система TGstream

запомнит этот режим и автоматически будет переключаться на газ. (см. описание режима

«Автомат»). В дальнейшем не требуется никакого управления. Не нужно нажимать на

кнопки пульта. Достаточно завести автомобиль и двинуться. Система TGstream сама

незаметно перейдет на газ. О необходимости заправиться в ближайшее время система

сообщит звуковым сигналом (при наличии датчика уровня газа в баллоне, см. описание

режима «Газ»).

Показания уровня газа в баллоне при помощи программного датчика SOFTWARE

«SOFTWARE» датчик программным способом определяет сколько газа израсходовано во

время эксплуатации и показывает какое количество осталось в баллоне.

К преимуществам использования этого датчика можно отнести:

Не нужен дополнительный датчик уровня топлива;

Стабильные показания остатка газа;

Показания правильные и не зависят от положения автомобиля (автомобиль

двигается в гору или спускается с горы, наклонен в

одну или другую сторону);

Не зависит от поломок механического датчика или инсталяции.

К недостатком следует отнести то, что для правильной работы датчика необходимо

заправлять газом баллон всегда полностью (сколько позволяет защитный клапан)

и после заправки нажимать две кнопки одновременно на панели пульта управления.

Используя этот датчик в центре установки газового оборудования мастер, настраивающий

Ваш автомобиль, должен включить эту возможность.

Важно знать, что первый раз заправив полностью газом баллон надо нажать одновременно две кнопки на пульте управления и удерживать до звукового

сигнала. После первой заправки баллона датчик работает в режиме

«ЭТАЛОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ» и на пульт не выводится информация об

уровне газа в баллоне, а на пульте управления включены все зеленые и

красный светодиоды. После первой заправки необходимо использовать весь газ до конца,

пока система автоматически не переведет автомобиль на бензин, т.е.. когда на пульте управления включится желтый светодиод и будет звучать постоянный звуковой сигнал, который можно выключить нажатием кнопки «Р» на пульте управления.

Каждый следующий раз, для правильной работы датчика, необходимо заправлять газом

баллон полностью и одновременно нажимать две кнопки до звукового сигнала.

Использовать весь газ до конца необязательно. Только после второй заправки

активизируется «РАБОЧИЙ» режим датчика уровня и на пульт управления выводятся

показания остатка газа.

Настоящая Инструкция по эксплуатации газовой защиты (далее - Инструкция) обязательна для работников, занимающихся наладкой, техническим и оперативным обслуживанием устройств газовой защиты в энергосистемах Российской Федерации.

В Инструкции описаны принципы действия и приведены конструкции и технические данные газовых и струйных реле, применяемых в энергосистемах, а также методы технического и оперативного обслуживания защит с этими реле. Приведены сведения об отсечном клапане и реле контроля уровня масла в расширителе, так как эти элементы функционально входят в состав цепей газовой защиты. Из Инструкции исключены описание и технические данные выработавших ресурс и морально устаревших реле ПГ-22 и ПГЗ-22, которые рекомендуется заменить на реле современных конструкций. Исключено также приложение о замене герконов в реле производства Германии в связи с прекращением деятельности НТТМ "Поиск" - изготовителя элементов держателя герконов. В Инструкцию включены описание конструкции и указания по наладке и техническому обслуживанию при эксплуатации новых отечественных газовых реле РГТ80 и РГТ50 и струйного реле РСТ25.

К характерным повреждениям маслонаполненного электрического аппарата - трансформатора, автотрансформатора, реактора (далее - трансформатора) относятся короткие замыкания (КЗ) между обмотками, витковые замыкания, "пожар" стали магнитопровода, утечка масла из бака, неисправности маслонаполненного контактора переключателя ответвлений устройства регулирования напряжения под нагрузкой (РПН) и др.

Практически все повреждения внутри бака маслонаполненного электрического аппарата сопровождаются выделением газа в результате разложения масла или других изоляционных материалов под действием частичных электрических разрядов, повышенного нагрева, электрической дуги. При КЗ происходит ускоренное протекание масла или его смеси с газом из бака аппарата в расширитель. В процессе эксплуатации возможно также снижение уровня масла или выделение газа по разным причинам.

Нарушение нормальной работы контактора может быть вызвано повреждением изоляции, ослаблением пружин механизма, старением керамических силовых контактов, что ведет к замедлению и нечеткости переключения. Затянувшаяся дуга сопровождается (с учетом небольшого объема масла в баке контактора) бурным разложением масла. Струя масла в смеси с газом направляется из бака контактора в расширитель.

Газовые реле предназначены для защиты трансформаторов, имеющих расширитель, от повреждений внутри бака, при которых происходит выделение газа, снижение уровня масла или возникновение ускоренного потока масла из бака трансформатора в расширитель.

Струйные реле предназначены для защиты контакторов маслонаполненных переключателей ответвлений трансформаторов от повреждений, сопровождающихся возникновением ускоренного потока масла из бака контактора в расширитель.

При внутренних повреждениях в трансформаторе, даже самых незначительных, выделяются газообразные продукты разложения масла или органической изоляции, чем обеспечивается действие газовой защиты в самом начале возникновения постепенно развивающегося повреждения. В некоторых случаях опасных внутренних повреждений трансформаторов ("пожар" стали, межвитковые замыкания и т.п.) действует только газовая защита, а электрические защиты трансформатора не работают из-за недостаточной чувствительности.

Газовые реле имеют герметически закрытый корпус, устанавливаемый в маслопроводе между баком трансформатора и расширителем. На рисунке 1 (не приводится) показан упрощенный эскиз варианта конструкции такого реле. Реагирующий блок реле имеет три основных элемента: сигнальный 1 и отключающие 2, 3 (элементы 1 и 3 - поплавки, 2 - напорная пластина), каждый из которых срабатывает при определенных условиях.

В нормальных условиях работы корпус реле заполнен маслом, и элементы занимают положение, при котором управляемые ими контакты (на рисунке не показаны) разомкнуты. При незначительном газообразовании в баке трансформатора газ по маслопроводу проходит в расширитель, скапливаясь в верхней части корпуса реле, где расположен сигнальный элемент 1.

При скоплении в реле определенного количества газа уровень масла в нем снижается, поплавок сигнального элемента 1 опускается под действием силы тяжести и сигнальный контакт замыкается; аналогично срабатывает сигнальный элемент реле при снижении уровня масла в реле по другим причинам.

При дальнейшем снижении уровня масла, когда корпус реле опорожняется более чем наполовину, поплавок отключающего элемента 3 также опускается под действием силы тяжести и замыкается отключающий контакт.

При КЗ внутри бака трансформатора под действием электрической дуги происходит бурное разложение масла, и поток масла или смеси масла с газом устремляется с большой скоростью из бака в расширитель (стрелка на рисунке 1). Под воздействием этого потока пластина 2, которая имеет регулируемую уставку срабатывания по скорости потока масла, отклоняется на определенный угол и отключающий контакт замыкается. В зависимости от вида и развития повреждения трансформатора возможна последовательная или одновременная работа сигнального и отключающего элементов реле.

При бурном газообразовании и резких толчках масла возможен отскок контактов после срабатывания, поэтому газовое реле должно действовать на отключение через промежуточное реле по схеме с самоудерживанием.

Струйные реле в отличие от газовых не имеют поплавков и контакты их срабатывают на отключение трансформатора при действии напорной пластины, которая аналогично газовому реле имеет регулируемую уставку по скорости потока масла. В конструкции струйного реле обычно предусматривается фиксация напорной пластины после срабатывания в конечном положении до ее ручной деблокировки, что повышает надежность работы реле в условиях менее стационарного потока смеси масла с газом по сравнению с потоком в газовом реле.

Использование не имеющих поплавков струйных реле обусловлено особенностью работы контакторов устройств РПН. В нормальной работе контактора под воздействием электрической дуги в момент переключения происходит разложение незначительного количества масла и выделение из него газа, который по трубопроводу проходит в свой расширитель или в отсек общего расширителя и далее через его дыхательные пути выходит в атмосферу. Небольшое количество горючего газа, выделяющегося из масла в процессе работы контактора, является нормальным явлением.

Диаметр проходного отверстия присоединительного фланца газового реле должен соответствовать внутреннему диаметру трубопровода от бака к расширителю. Струйное реле должно устанавливаться в маслопроводе с внутренним диаметром 25 мм и по возможности ближе к контактору. Несоответствие диаметров может привести к отказу срабатывания, например, к несрабатыванию нижнего поплавка при уходе масла или к изменению значения скорости потока масла срабатывания напорной пластины по сравнению с уставкой.

Крышка трансформатора (реактора) должна иметь подъем по направлению к расширителю и, следовательно, к газовому реле не менее 1%, а маслопровод к расширителю - не менее 2% . Для подъема крышки трансформатора со стороны расширителя применяют металлические подкладки под катки трансформатора.

Инструкция по эксплуатации легковых, грузовых автомобилей и автобусов для работы на сжиженном нефтяном (СНГ) и компримированном природном (КПГ) газах.

1.ВВЕДЕНИЕ

Данная инструкция распространяется на легковые, грузовые автомобили и автобусы всех модификаций,отечественного и иностранного производства с "карбюраторными" и "инжекторными" двигателями, оборудованные Газобаллонной аппаратурой (далее ГБО) фирмы LOVATO, BIGAS, TOMASETTO, ZAVOLI и других производителей и устанавливает общую методику и порядок эксплуатации, и ТО.

2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

2.1 Автомобиль предназначен для эксплуатации на СНГ марок ПА или ПБА по ГОСТ 27578-87,

КПГ или бензине.

2.2 Не допускается работа двигателя при одновременной подаче газа и бензина.

2.3 Для сохранения нормальной работоспособности бензиновой системы питания и продления срока службы резинотехнических изделий газового редуктора, рекомендуется применять запуск и прогрев холодного двигателя на бензине с последующим переводом на газ.

2.4 Останавливайте двигатель выключением зажигания.при постановке автомобиля на ремонт или длительную стоянку необходимо выработать газ из системы, для чего при работающем на газе двигателе в режиме холостого хода (вне закрытого помещения) перекрыть расходный вентиль мультиклапана (если это СНГ) или вентили на всех баллонах (если это КПГ) и дождаться останова двигателя. Во избежание повреждений уплотнителей закрывайте наполнительный и расходный вентили мультиклапана (СНГ) и вентили баллонов (КПГ) только усилием руки, без применения какого либо инструмента.

2.5 Техническое обслуживание или ремонт ГБО, а также других узлов и агрегатов автомобиля производите только после выработки газа из газовой системы питания, при закрытых вентилях.

2.6 Ремонт баллона или мультиклапана производите только после слива газа (СНГ) или стравливания (КПГ) в безопасном месте, и последующей продувки воздухом или нейтральным газом.

2.7 Наполнение баллонов производите на газонаполнительных станциях АГНС и АГНКС с соблюдением соответствующих правил этих станций.

2.8 При эксплуатации автомобиля обращайте особое внимание на герметичность всех соединений газовых трубопроводов и газовой аппаратуры, соединений бензопроводов (подтекание бензина является в 90% случаев причиной возгорания автомобилей с ГБО) , состояния изоляции электропроводки относящейся к ГБО, состояние шлангов подводящих тосол к редуктору-испарителю(от уровня тосола зависит эффективность испарения и подогрева газа и при отсутствии должного уровня ОЖ в системе в редукторе-испарителе может образоваться воздушная пробка, приводящая к обмерзанию редуктора и прекращению работы автомобиля на газе.

2.9 Не допускается эксплуатация автомобиля с истекшим сроком испытания (переосвидетельствования) баллонов. Баллоны подлежат периодическому освидетельствованию в сроки определенные "ПРАВИЛАМИ", которое производится на специальных испытательных пунктах, имеющих разрешение органов Госгортехнадзора. Дата следующего испытания и клеймо наносятся на табличке баллона.

2.10 Перед проверкой электрооборудования на автомобиле убедитесь в отсутствии газа в подкапотном пространстве автомобиля и окружающем пространстве. Техническое обслуживание или ремонт электрооборудования производите только при отключенной аккумуляторной батарее. Не допускайте ненадежного крепления контактов, а также неизолированных концов проводов, находящихся под напряжением, во избежание искрения или короткого замыкания.

2.11 Не допускайте к ремонту и регулировке ГБО лиц, не имеющих достаточной квалификации в этой сфере.

2.12 В случае пожара, при возможности, закройте расходные клапаны на баллонах и, выработав газ при повышенных оборотах двигателя, выключите зажигание. Пламя тушите порошковым или углекислотным огнетушителем, песком, ветошью, одеждой.

3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АППАРАТУРЫ.

ГБО состоит из следующих узлов и деталей:

Выносного заправочного устройства (СНГ) или заправочного вентиля (КПГ)

Баллонов с моноблочной арматурой (мультиклапаном и коробкой предохранительной-СНГ) и вентилем баллона (КПГ).

Электромагнитного клапана газа (может быть сблокирован с редуктором-испарителем).

Редуктора-испарителя.

Дозатора газа (для эжекционных систем).

Смесителя газ-воздух (для эжекционных систем)

Блока управления (для систем распределенного впрыска газа)

Электромагнитного клапана бензина (для карбюраторных двигателей)

Переключателя видов топлива.

Трубопроводов и шлангов системы.

Заправка баллонов на АГЗС и АГНКС производится заправщиком - это его обязанность, при возможности всегда предоставляйте ему возможность самому производить подключение и отключение заправочного пистолета к Вашему автомобилю. Пистолет на АГНКС универсален, а

на АГЗС встречается евро-вариант и Российский стандарт (для подсоединения Российского варианта используйте переходник, который Вы можете приобрести после установки ГБО).

ГАЗОВЫЕ БАЛЛОНЫ.

Баллоны для газа подлежат периодическому освидетельствованию в организациях имеющих разрешение органов Гостехнадзора. Периодичность освидетельствования баллонов для СНГ- 2 года, для КПГ - 5лет. По результатам освидетельствования делается отметка в паспорте баллона

(при наличии такового) и пробивается срок следующего испытания на табличке баллона или непосредственно на корпусе баллона.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН ГАЗА.

Электромагнитный клапан газа (ЭМК газа) размещен в моторном отсеке а/м и предназначен для перекрытия подачи газа из баллонов в газовый редуктор. В состав газового клапана, как правило, входит фильтр очистки газа (войлочный или бумажный) - он нуждается в периодической чистке и в случае необходимости в замене. Отказ ЭМК газа приводит к невозможности подачи газа в газовый редуктор. Причиной отказа может быть выход из строя катушки клапана, полное засорение фильтра газа, а также отсутствие напряжения на контактах катушки в режиме работы а/м на газе.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН БЕНЗИНА.

Электромагнитный клапан бензина размещен в моторном отсеке а/м и предназначен для перекрытия подачи бензина в карбюратор во время работы двигателя на газе. Имеет вентиль аварийного открытия, позволяющий продолжить, в случае необходимости движение на бензине не зависимо от работоспособности самого клапана. В обслуживании не нуждается. Необходимо периодически проверять шланги подвода и отвода бензина к клапану и контролировать затяжку хомутов крепления шлангов, исключая возможные подтекания бензина могущих стать причиной пожара в моторном отсеке. Отсутствует в системах ГБО для инжекторных двигателей.

РЕДУКТОР-ИСПАРИТЕЛЬ.

Расположен в моторном отсеке А/М. Предназначен для снижения давления газа поступающего из баллона, испарения (СНГ) или подогрева (КПГ) и обеспечения потребного количества газа для двигателя на любых режимах работы.. Подсоединен к "малому кругу" системы охлаждения двигателя при помощи шлангов и хомутов. Принцип действия у редукторов разных производителей аналогичен, отличия только в конструкции. Нуждается в периодической очистке от внутренних смолистых отложений (следствие некачественного газа СНГ) сливе газового конденсата (раз в 5000 км. пробега после остановки двигателя,через отверстие для слива конденсата находящееся в нижней части редуктора), при необходимости производится замена резинотехнических изделий редуктора (в среднем раз в 60000 км пробега). Необходимо следить за надежностью крепления редуктора, состоянием шлангов подводящих к нему ОЖ, затяжкой хомутов крепления шлангов.

ДОЗАТОР ГАЗА.

Расположен на шланге между редуктором-испарителем и смесителем газ-воздух. В системах с лямбда-регулированием может быть выполнен в виде шагового электродвигателя. Бывает однопроходным и двухпроходным. Принцип действия аналогичен водопроводному крану - он перекрывает проходное сечение газового шланга, позволяя отрегулировать нужное количество газа, поступающее в двигатель.

СМЕСИТЕЛЬ ГАЗ-ВОЗДУХ.

Применяется в эжекционных системах . В карбюраторных двигателях бывает верхнего или нижнего расположения (в зависимости от места подсоединения к карбюратору). Обеспечивает оптимальную подготовку газовоздушной смеси перед поступлением в двигатель а/м. Для инжекторных двигателей выпускаются варианты совместного расположения смесителя и предохранителя ДМРВ (Предохранитель датчика массового расхода воздуха - устройство сводящее к минимуму ущерб для деталей системы впрыска а/м и воздушного фильтра при возникновении "обратных хлопков газа"). Уход за смесителем заключается в периодическом очищении от смолистых отложений и контролю за надежностью крепления друг к другу его составных частей. Отсутствует в системах распределенного впрыска газа.

ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ВИДОВ ТОПЛИВА.

Находится в салоне автомобиля. Выполнен в виде трехпозиционного переключателя или сенсорной клавиши. Позволяет переключать режимы "ГАЗ" и "БЕНЗИН" с визуальным или звуковым подтверждением с места водителя.

Может содержать индикатор резерва и указатель уровня газа в баллоне.

СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕННОГО ВПРЫСКА ГАЗА.

СРВГ - технически сложная система, предполагающая квалифицированное обслуживание и ремонт. При возникновении ситуаций связанных с отказами оборудования или проблемами в работе, рекомендуем обращаться в специализированный сервис.

«УТВЕРЖДАЮ»:

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО БЕЗОПАСНЫМ МЕТОДАМ И ПРИЕМАМ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОПРОВОДОВ И ГАЗОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ КОТЕЛЬНОЙ

    Общая часть

1.1. Допуск к обслуживанию и ремонту газопроводов и газового оборудования котельной имеют руководители, специалисты и рабочие, обученные технологии проведения газоопасных работ, правилам пользования средствами индивидуальной защиты (противогазами и спасательными поясами), способам оказания первой (доврачебной) помощи, аттестованные и прошедшие проверку знаний в области промышленной безопасности в объеме «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» Ростехнадзора РФ.

1.2. Перед допуском к самостоятельному выполнению газоопасных работ (после проверки знаний) каждый должен пройти стажировку в течение первых десяти рабочих смен под наблюдением опытного работника. Стажировка и допуск к самостоятельному выполнению газоопасных работ оформляются решением по предприятию.

1.3. Лица, имеющие право выдачи нарядов-допусков к выполнению газоопасных работ, назначаются приказом по предприятию, из числа руководящих работников и специалистов, аттестованных в соответствии с требованиями «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» Ростехнадзора РФ.

1.4. Все работы по обслуживанию и ремонту газопроводов и газового оборудования котельной должны проводиться в соответствии с настоящей инструкцией, "Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления" Ростехнадзора России в сроки, предусмотренные графиками, утвержденными техническим руководителем предприятия.

1.5. Предприятие должно иметь (при необходимости) договора с организациями, выполняющими работы по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и газового оборудования котельной, в которых должны быть определены объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту, регламентированы обязательства в обеспечении условий безопасной и надежной эксплуатации. Графики (планы) технического обслуживания и ремонта утверждаются техническим руководителем организации - владельца и согласовываются с организацией - исполнителем при заключении договора на обслуживание

    Эксплуатация газопроводов и газового оборудования котельной

Газопроводы и газовое оборудование котельной, принятые в эксплуатацию, должны иметь:

Технический паспорт, где представлены основные технические характеристики, а также данные о проводимых ремонтных работах. Номер сертификата и разрешения Ростехнадзора РФ также вносится в паспорт технических устройств.

При эксплуатации газопроводов и газового оборудования котельной должны выполняться следующие виды работ:

Техническое обслуживание;

Текущий ремонт;

Аварийно-восстановительные работы;

Капитальный ремонт;

Отключение недействующего оборудования.

2.1. Режим работы газифицированных агрегатов должен соответствовать картам, утвержденным техническим руководителем предприятия. Режимные карты должны быть вывешены у агрегатов и доведены до сведения обслуживающего персонала. Режимные карты необходимо корректировать один раз в три года, а также после ремонта оборудования.

Техническое обслуживание

2.2. Техническое обслуживание проводится согласно графику, утвержденному техническим руководителем предприятия. При этом проводятся следующие работы:

Осмотр технического состояния (обход) внутренних газопроводов котельной и котлов (не реже одного раза в месяц);

Проверка срабатывания предохранительных и предохранительно-запорных устройств и приборов автоматики регулирования и безопасности (проверка должна осуществляться не реже одного раза в месяц);

Проверка плотности фланцевых, резьбовых и сварных соединений газопроводов, сальниковых набивок арматуры с помощью приборов или мыльной эмульсии (не реже одного раза в полгода);

Контроль загазованности воздуха в котельной (не реже одного раза в смену), проверка работоспособности автоматических сигнализаторов загазованности в помещении котельной (не реже одного раза в месяц контрольной смесью);

Перенабивка (подтяжка) сальников арматуры, при необходимости очистка (не реже одного раза в полгода);

Продувка импульсных линий приборов средств измерений (не реже одного раза в полгода).

Техническое обслуживание должно осуществляться двумя рабочими и регистрироваться в специальном журнале с указанием времени начала и окончания работ. К проведению технического обслуживания могут привлекаться организации, имеющие лицензии на выполнение этих работ.

Текущий ремонт

2.3. Текущий ремонт газопроводов и газового оборудования котельной проводится согласно графику, утвержденному техническим руководителем предприятия. При этом выполняются следующие работы:

Устранение прогиба, замена и восстановление креплений (не реже одного раза в год);

Ремонт отключающих устройств (запорной арматуры) - не реже одного раза в год:

Очистка арматуры, разгон червяка и его смазка, набивка сальника;

Разборка запорной арматуры не обеспечивающей плотность закрытия с притиркой уплотняющих поверхностей;

Проверка затяжки (крепеж) фланцевых соединений, смена износившихся и поврежденных болтов и прокладок;

Контрольная опрессовка газового оборудования (контрольная опрессовка внутренних газопроводов котельной должна производится давлением 0,01 МПа (1000 мм. вод. ст.), падение давления не должно превышать 60 даПа (60 мм вод. ст.) за один час);

Окраска газопроводов и арматуры (не реже одного раза в пять лет);

Проверка плотности соединений и устранение дефектов, выявленных при осмотре технического состояния (не реже одного раза в год);

После окончания работ газопроводы должны быть испытаны на плотность. Испытания должны проводиться персоналом организации, выполнявшей ремонт. Результаты испытаний заносятся в паспорт газопровода. Обо всех работах, выполненных при ремонте газового оборудования, делается запись в журнале.

Аварийно-восстановительные работы

2.4. Аварийное отключение газопроводов и газового оборудования должно производится в случаях разрыва сварных стыков, коррозионных и механических повреждений газопровода и арматуры с выходом газа, а также при взрыве, пожаре, непосредственно угрожающих газопроводам и газовому оборудованию. Аварийно-восстановительные работы относятся к внеплановым. Эти работы должны проводиться немедленно. При обнаружении загазованности работы должны быть приостановлены, приняты меры по обнаружению причины и устранению утечки газа и выполнению мероприятий в соответствии с Планом локализации и ликвидации аварийных ситуаций, а при необходимости и Планом взаимодействия служб различных ведомств. Лица, не участвующие в аварийно-восстановительных работах, должны быть удалены из опасной зоны. После выполнения аварийных работ возобновляется подача газа на газоиспользующее оборудование с соблюдением правил, установленных для пуска газа с выдачей наряда-допуска на газоопасные работы.

Капитальный ремонт

2.5. Нормативный срок эксплуатации газового оборудования устанавливается в соответствии с паспортами заводов-изготовителей; для внутренних газопроводов этот срок составляет 30 лет. По истечении нормативного срока службы следует проводить диагностику технического состояния газопроводов и оборудования в целях определения остаточного ресурса с разработкой мероприятий, обеспечивающих безопасную эксплуатацию на весь срок продления жизненного цикла, или обоснования необходимости замены.

Капитальный ремонт газопроводов и газового оборудования назначается по результатам технической диагностики. Для газопроводов, подлежащих капитальному ремонту (замене), должна быть составлена проектная документация в соответствии с требованиями, предъявляемыми к новому строительству. Капитальный ремонт внутренних газопроводов и газового оборудования следует совмещать. Сведения о капитальном ремонте должны заносится в паспорт газопровода.

2.6. До включения в работу газоиспользующих установок, в том числе сезонного действия, должна обеспечиваться:

Проверка знаний инструкций обслуживающим персоналом в соответствии с требованиями «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» Ростехнадзора РФ;

Текущий ремонт газового оборудования и систем автоматизации;

Проведение планово-предупредительного ремонта газифицированных установок и вспомогательного оборудования;

Проверка исправности промышленных вентиляционных и дымоотводящих систем;

Выполнение требований нормативных технических документов по устройству и безопасной эксплуатации котлов, утверждаемых Госгортехнадзором России.

Снятие заглушки и пуск газа разрешаются при наличии документов, подтверждающих выполнение указанных работ.

    Безопасные методы и приемы выполнения работ

3.1. Производственные помещения, в которых проложены газопроводы и установлены газоиспользующие установки и арматура, должны быть доступны для технического обслуживания и ремонта, а также соответствовать проекту.

3.2. Проверка технического состояния промышленных дымоотводящих устройств (газоходов и дымовых труб) должна производиться после их ремонта, а также до пуска в работу установок сезонного действия и при нарушении тяги.

3.3. Газопроводы к газоиспользующим установкам при пуске газа должны продуваться газом до вытеснения всего воздуха, в течение времени не менее 10 мин. Окончание продувки определяется анализом на содержание кислорода в газопроводах. При содержании кислорода более 1% по объему розжиг горелок не допускается. Газопроводы должны иметь систему продувочных газопроводов с отключающими устройствами и штуцерами для отбора проб в местах, определенных проектом. Продувать газопроводы через трубопроводы безопасности и газогорелочные устройства не допускается.

3.4. Топки и газоходы перед пуском газоиспользующих установок должны быть провентилированы.

3.5. Если при розжиге горелки или в процессе регулирования произошел отрыв, проскок или погасание пламени, подача газа на горелку и защитно-запальное устройство должна быть немедленно прекращена. К повторному розжигу разрешается приступить после устранения причины неполадок, вентиляции топки и газоходов в течение времени не менее 10 мин, а также проверки герметичности затвора отключающей арматуры перед горелкой.

3.6. Запорная арматура на газопроводах безопасности после отключения установки должна находиться в открытом положении.

3.7. Перед ремонтом газового оборудования, осмотром и ремонтом топок или газоходов, а также при выводе из работы установок сезонного действия, газовое оборудование и запальные трубопроводы должны отключаться от газопроводов с установкой заглушек после запорной арматуры. Газоходы газоиспользующих агрегатов, выведенных в ремонт, должны отключаться от общего борова с помощью шиберов или глухих перегородок. Газопроводы должны быть освобождены от газа продувкой инертным газом или сжатым воздухом

3.8. Помещения с установленным в нем газоиспользующим оборудованием должны быть оснащены системой контроля воздуха по содержанию в нем окиси углерода и метана.

3.9. При ремонтных работах в загазованной среде должны применяться инструменты из цветного металла, исключающие возможность искрообразования. Рабочая часть инструментов из черного металла должна обильно смазываться солидолом или другой смазкой. Рабочие и специалисты, выполняющие газоопасную работу должны быть в обуви без стальных подковок и гвоздей.

3.10. Не разрешается оставлять инструмент и другие металлические предметы на оборудовании во избежание его падения и образования искры.

3.11. Проверка герметичности газопроводов, арматуры огнем запрещается.

3.12. При отыскании утечек газа применение открытого огня категорически запрещается. Должны быть вывешены плакаты "Не курить", "Не разводить огня".

3.13. В случае воспламенения газа при утечке из газопровода, тушение пламени в зависимости от характера очага должно производиться одним из следующих способов.

Инструкция по эксплуатации котла - свод правил и требований, которые прилагаются в печатном виде к каждой модели. Несмотря на многообразие газового отопительного оборудования, принципы пользования и безопасности у всех моделей одинаковы.

Газовые нагреватели могут различаться конструктивно и по техническим параметрам, но принцип создания тепла в доме один - нагрев теплоносителя (вода/антифриз) сгорающим газом (природный/сжиженный). Подача газообразного топлива в жилое помещение не самое простое и безопасное дело, но потребителей привлекает газ, его сравнительная дешевизна и универсальность.

Голубое топливо можно использовать не только для отопления, но и для нагрева бытовой воды, используя колонки или двухконтурные модели нагревателей. Современное оборудование оснащено действенными системами безопасности, предотвращающими все возможные аварийные ситуации. Тем не менее есть правила эксплуатации, которые обязательны для выполнения и являются гарантией безопасной работы.

Меры предосторожности

Несмотря на стремление производителей к безопасности газовых аппаратов, они все-таки могут стать источником опасности. МЧС регулярно напоминает владельцам любого оборудования, работающего на газе, о мерах предосторожности:

  1. Покупать приборы, работающие на газе, нужно в организациях, имеющих соответствующую лицензию на продажу.
  2. Установку должны выполнять только специалисты соответствующих служб.
  3. В комплекте должна быть инструкция по эксплуатации.
  4. Запрещается менять каким-либо образом конструкцию аппарата.
  5. Ежегодно нужно проводить техническую проверку.
  6. Запрещено уменьшать отверстия для вентиляции в окнах и стенках.
  7. При наличии герметичных окон необходимо организовать приток воздуха.
  8. Нельзя сохранять в котельной материалы, способные быстро воспламеняться.
  9. Запрещено повышать температуру теплоносителя более 90°C.

Правила размещения

  1. Площадь помещения, в котором устанавливается нагреватель - не менее 7,5 м².
  2. Потолки - от 2,2 м.
  3. Должно быть окно, обеспечивающее доступ воздуха с улицы.
  4. Дверь должна открываться в сторону движения человека, выходящего из помещения.
  5. Запрещается оборудовать в котельном помещении выключатели. Если они уже установлены, придется их вывести за пределы помещения.
  6. Необходимо оборудовать приточно-вытяжную вентиляцию. На каждый м³ расходуемого топлива - 15 м² воздуха.
  7. Расстояние от нагревателя до элементов, способных сгорать - 25 см или более. До несгораемых элементов - 5 см. От дымоотвода до сгораемых частей - 40 см, до несгораемых - 15 см.
  8. Устройство монтируют на безупречно ровной плоскости, без уклонов.

Требования к дымоходу

  1. Материал дымохода - сталь. Рекомендовано использовать нержавейку.
  2. Обязательно наличие прочистных люков и отвод конденсата. Внизу дымохода должен быть карман, в котором скапливаются отложения.
  3. Дымоход оборудуют внешней теплоизоляцией, которую защищают от воздействия влаги (конденсат, осадки).
  4. Высота дымохода - от 5 м и как минимум на 2 см выше выходного патрубка.
  5. Дымоотвод устанавливается на приемную тарелку уловителя испарений.
  6. Расширительный бак устанавливают в самой высокой точке системы.
  7. На подающем трубопроводе устанавливают группу безопасности и термометр.
  8. Аппарат нежелательно ставить в проемы, ниши и другие труднодоступные места.

Как пользоваться

В современных моделях нагревателей участие человека сведено к минимуму. Прежде чем аппарат будет запущен, его подключают к:

  • газопроводу - работники газовой службы;
  • трубам отопления;
  • водоснабжению - представители организаций, обслуживающих системы отопления.

Первый запуск осуществляется также работниками сервисных служб. Если во время подключения и обслуживания нарушаются требования инструкции, гарантийные обязательства будут аннулированы. Оборудование должно использоваться только для целей, которые предусмотрены производителем.

Во время монтажа, обслуживания и ремонта необходимо использовать оригинальные запчасти. Если обнаружена поломка или некорректная работа, пользователь должен немедленно перекрыть газ вентилем и позвонить в сервис или службу газа. Производить ремонтные работы самостоятельно запрещается категорически.

При выполнении любых работ с воздуховодом или дымоходом или возле них отключение газа обязательно. Завершив работы, проверяют функциональность дымохода и воздуховода и только тогда приступают к запуску устройства.

Как правильно отключить котел

Если аппарат не будет использоваться долгое время, выполняют такие действия:

  1. Перекрывают газовый вентиль.
  2. Если оборудование энергозависимое, нужно отключить автоматику и водяной насос от электросети.
  3. Перекрывают вентили водоснабжения и отопления.
  4. Если предполагается опускание температуры ниже нуля, придется слить воду.
  5. Вызывают специалиста, чтобы он окончательно отключил оборудование.

Нагреватель также отключают для чистки. Очищают его влажной тряпкой с мягким моющим средством и мылом. Запрещается применять агрессивные вещества.

Система безопасности

Приборы, работающие на газе, нуждаются в серьезном контроле. Его обеспечивает либо человек, либо система автоматики. Последняя способна обеспечить многоступенчатую защиту, которая предотвращает опасные ситуации и повышает безопасность оборудования. Главная задача системы защиты - вовремя отключить устройство, прекратив подачу топлива.

Рассмотрим ступени защиты на примере напольного котла « Волк KSO». Эти современные аппараты имеют многоступенчатую защиту. Одна из ступеней - датчик ионизации, который контролирует пламя. Если огонь потухнет, будет подан сигнал блоку управления, он перекроет поступление топлива и предотвратит аварию.

В камере сгорания имеется датчик температуры, который следит за нагревом теплоносителя и не допускает быстрого прогорания топки. «Волки» оснащены системой КТД - контроля тяги дымохода. Она предотвращает скопление угарных газов. Если тяги нет, начинается скапливание продуктов сгорания в дымоходе, термостат нагревается. При достижении предельного значения температуры контакты термостата размыкаются - поступление топлива прекращается.

Автоматическая защита

Современные модели нагревателей насыщены электронными контрольно-измерительными приборами, генерирующими сигналы для блока управления. Автоматика, получая сигналы от датчиков, координирует работу всех узлов. Элементами, предотвращающими разного рода неполадки и проблемы, являются предохранительные клапаны, расширительные емкости, воздушные клапаны, датчики дыма и другие устройства.

Что делать, если появились неисправности

Рассмотрим ситуации с поломками на примере итальянских котлов . Итальянские настенные и напольные нагреватели - образец качества и эффективности. Но даже при правильном пользовании могут возникать неисправности, требующие оперативного устранения.

В моделях «Бакси» могут появляться такие проблемы:

  • не зажигается горелка;
  • во время работы в топке раздаются хлопки;
  • перегрелся котел;
  • аппарат сильно шумит;
  • вышел из строя датчик.

Вероятные причины поломок связаны как с нарушениями правил эксплуатации, так и с причинами, не зависящими от пользователя:

  • внутрь устройства попала влага;
  • низкое качество теплоносителя;
  • понизилось давление в газопроводе;
  • в электросети перепад напряжения;
  • допущены ошибки при монтаже.

Нарушение хотя бы одного правила или нормы ведет к поломкам, некорректной работе и лишним расходам.

Защита от замерзания

Одно из важных правил эксплуатации систем отопления - обеспечение минимально допустимой температуры теплоносителя. Если в систему залита вода, то при низких температурах происходит замерзание, трубы и радиаторы приходят в негодность. В современных моделях эта проблема решена - пользователь избавлен от необходимости следить за теплоносителем.

Так, например, в котлах южнокорейского производителя предусмотрена надежная защита от замерзания. «Навьен» дешевле европейских аналогов, но эти котлы имеют все необходимые функции защиты, что существенно упрощает использование.

При понижении температуры теплоносителя ниже 10°C автоматически запускается циркуляционный насос. Если теплоноситель остывает до 6°C, автоматически включается горелка, прогревая теплоноситель до 21°C.

Инструкция по розжигу

Нагреватели отличаются типом розжига, поэтому при запуске разных модификаций есть свои нюансы. Прежде чем включать аппарат, нужно прочитать инструкцию по розжигу, чтобы всё сделать правильно. Рассмотрим розжиг на примере итальянского котла « ». Перед включением важно проверить систему на протечки. С этой целью термостат включают на максимум, чтобы автоматически сработало переключение. Процесс розжига Ariston:

  • прибор подключен к электросети, а регулятором нагрева установлено нужное значение температуры;
  • при включении насоса слышится небольшой шум;
  • когда в трубах устранятся все воздушные пробки, шум исчезнет;
  • срабатывает электророзжиг - котел включается самостоятельно.

Самодиагностика

Процесс эксплуатации нагревателей упрощается, если в них предусмотрена функция самодиагностики. Практически все европейские производители оснастили ею свою продукцию.

Так, например, немецкие нагреватели « », отображая коды ошибок на дисплее, позволяют пользователю быстро понять причину проблемы и принять меры по ее устранению. Если на экране появится код А7, понятно, что неисправен датчик температуры горячей воды.

Если высветится А8, нарушено соединение с BUS-шиной. Такая функция существенно упрощает пользование газовым оборудованием, делает его проще и комфортнее.

Опасные ситуации

Наибольшую опасность представляет сбой, связанный с работой горелок. Если потухнет пламя, в помещении может скопиться газ, который впоследствии станет причиной взрыва. Причины потухания огня:

  • упало давление газа ниже допустимой нормы;
  • нет тяги в дымоходе;
  • пропало питающее напряжение;
  • погас запальник.

В аварийной ситуации необходимо немедленно перекрыть поступление топлива к горелкам - автоматически или вручную. Современные версии оснащены устройствами автоматики, необходимыми для оперативного отключения оборудования. Эксплуатация таких приборов не только удобна, но и безопасна.

Как предотвратить скопление газа в помещении

Современные нормы безопасности предусматривают установку в котельных газоанализаторов, они необходимы для сигнализации при появлении газа в помещении. На их сигналы реагирует специальный электронный клапан, автоматически прекращающий поступление топлива к горелкам.

Какие еще есть правила техники безопасности

  • Не разбирайте и не демонтируйте газовые устройства самостоятельно.
  • Обращайтесь со шнуром электропитания аккуратно.
  • Не кладите на прибор посторонние предметы.
  • Не вставайте на котел. Не становитесь на стулья, столы и прочие малоустойчивы предметы, чтобы почистить настенный котел.
  • Следите за теплоносителем, вовремя доливайте его в систему.
  • Будьте внимательны - в некоторых модификациях использовать антифриз запрещено.
  • При появлении запаха газа немедленно выключайте газ, открывайте окна и двери. Выйдите из котельной и позвоните в газовую службу.

Чтобы эксплуатация бытового газового котла была безопасной и бесперебойной, пользователю необходимо заранее ознакомиться с инструкцией к нему. Выбирая модели, оснащенные автоматикой, потребитель повышает комфорт пользования и безопасность. Соблюдая правила по применению газовых аппаратов в быту, по их монтажу и обслуживанию, число аварийных ситуаций можно свести к минимуму.