Сжатое изложение – вид работы, с которым учащимся предстоит встретиться при сдаче ОГЭ по русскому языку, поэтому необходимо готовиться к нему заблаговременно. Хорошо, если учащиеся на протяжении учёбы в 5-9 классах постепенно осваивали этот вид изложения. Если же нет, то учеников следует ознакомить с основными правилами написания таких видов работы, показать им приёмы сжатия текста, отработать на практике весь процесс написания сжатого изложения.
Данный вид работы позволяет проверить глубину понимания текста, умение выделять главную и второстепенную информацию, строить связное высказывание на основе сокращенного текста.
Основные требования к сжатому изложению:
- Информацию исходного текста нужно сократить и обобщить;
- Необходимо отразить основные мысли автора, искажение авторских суждений не допускается;
- Должна быть сохранена последовательность изложения содержания;
- Нужно передать микротемы исходного текста, их три; пропуск микротемы или нарушение абзацного членения ведёт к снижению оценки.
Кратко изложить прослушанный текст гораздо сложнее, чем текст прочитанный, поэтому при подготовке к написанию сжатого изложения имеет смысл потренироваться сокращать прочитанный текст, то есть тот, который вы восприняли визуально. Следующим этапом будет уже сокращение текста, воспринятого на слух, здесь можно воспользоваться аудиозаписями текстов.
Виды компрессии текста
При работе с текстом, воспринятым визуально, можно потренироваться сокращать текст различными способами. Существует несколько приёмов компрессии (то есть сжатия) текста:
Исключение.
В этом случае мы убираем из предложения несущественные подробности, второстепенную информацию. Исключаем повторы, синонимы, вводные и вставные конструкции, уточнения и пояснения. Например: Вчера вечером, на закате дня, я сидел на автобусной остановке, ожидая рейсовый автобус, на котором должны были приехать гости. – Вчера вечером я ждал на остановке автобус, чтобы встретить гостей.
Можно заменить однородные члены предложения обобщающим словом, прямую речь косвенной, сложного предложения простым, предложения или его части указательным местоимением и т. д. Например: Мария сказала: «Простите меня, я не хотела вас обидеть. Проходите к столу».– Мария извинилась и пригласила гостей к столу.
Объединение двух простых предложений или сложного и простого, сопровождающееся зачастую заменой или исключением. Например: Мы вместе ходили на рыбалку. Там, забросив удочки, мы подолгу разговаривали обо всём: о школе, о новом составе редакции газеты, о последних прочитанных книгах.– Мы вместе ходили на рыбалку и подолгу разговаривали обо всём.
Основные принципы сжатия текста:
- В результате сокращения должен получиться связный, логичный текст, а не его план или подробный пересказ.
В новом тексте должны быть сохранены все микротемы, основная мысль исходного текста.
При первом чтении текста постарайтесь сосредоточиться на восприятии текста, определении основной темы, микротем, идеи (основной мысли) текста. Можно ограничиться только прослушиванием, но можно и начать делать записи, тогда нужно обратить внимание на первые предложения каждого из трёх абзацев (между ними при чтении заметная пауза) и кратко записать их. Первое предложение – это абзацный зачин, часто именно в нём заключается смысл микротемы. Записи следует делать, оставляя места между строками, чтобы потом вписать туда необходимую информацию.
Между первым и вторым чтением отводится 5-7 минут для осмысления текста. В это время нужно кратко записать последовательность событий, восстановить ход рассуждений автора. Можно составить план, в котором определить микротемы.
При втором прослушивании проверьте правильность выделения абзацев, дополните и откорректируйте записанные материалы. Обратите особое внимание на даты, собственные наименования, цитаты, важные для передачи основной мысли текста. Зафиксируйте последовательность: в повествовании – начало события, его ход, кульминация, конец; в описании – предмет и его существенные признаки; в рассуждении – тезис, доказательства, вывод.
Выберите способы компрессии для каждой части текста и затем, используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы. После записи сжатого изложения проверьте, удалось ли сохранить связь между частями, авторский замысел. Перечитайте текст и посчитайте количество слов. Если их меньше 70-ти, подумайте, какую часть можно расширить.
После проверки содержания тщательно проверьте грамотность (наличие грамматических, речевых, орфографических, пунктуационных ошибок), перепишите сжатое изложение в чистовик.
Пример сжатия текста
Рассмотрим в качестве текста для сжатого изложения фрагмент статьи Д. С. Лихачёва «Цель и самооценка».
Исходный текст:
Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит перед собой цель, достойную человека.
Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, – какие неудачи могут его постигнуть! Не тому помог, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи. Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает и у самых лучших врачей. Но в сумме ты помог все-таки больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорченье. У кого-то лучшая мебель или лучшая машина – тоже огорченье, и еще какое!
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от сердца, а не только от головы, не было бы «принципом», лишенным чувства доброты. Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, к своей стране, к ее великому прошлому, ко всему человечеству.
Использование приемов компрессии
Фрагмент состоит из трёх абзацев-микротем, которые можно озаглавить следующим образом:
- Жизненная цель – самооценка человека.
- Сверхличная цель позволяет человеку прожить жизнь достойно.
- Главной жизненной задачей должна быть сверхличностная, диктуемая добротой и любовью.
1-ый абзац: Используя исключение и замену, получаем:
2-ой абзац: В результате компрессии методом исключения получаем:
3-ий абзац: В этом абзаце самая важная информация, поэтому большую часть оставляем, в начале абзаца используем слияние, последнее предложение сокращаем путём замены и исключения:
Сжатое изложение:
Когда человек выбирает себе в жизни цель, он вместе с тем дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на их уровне. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Это цель, достойная человека.
Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством. Если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, какие неудачи могут его постигнуть? От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни.
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает больше огорчений, чем радостей, в отличие от человека, который радовался каждому своему доброму делу. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, шло от сердца. Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой и любовью.
Оценивание результата
Приёмы сжатия оцениваются тоже по отношению к микротемам: если один или несколько приёмов сжатия были использованы во всех микротемах, то это даёт максимальные 3 балла, соответственно в двух микротемах – 2 балла, в одной микротеме – 1 балл. Если приёмы компрессии не использовались вообще – 0 баллов.
Третий критерий – оценивание смысловой цельности, связности и последовательности получившегося текста. Здесь учитывается правильность деления текста на абзацы, отсутствие логических ошибок. Максимальное количество баллов – 2. Одна логическая ошибка или одно нарушение деления на абзацы позволяет получить один балл, если нарушений больше – 0 баллов.
Таким образом за содержание сжатого изложения максимальное количество баллов равняется 7.
![](https://i1.wp.com/olgadyachenko.ru/wp-content/uploads/2016/12/ocenivanie-izlojenija_.jpg)
Грамотность оценивается по критериям, указывающим допустимое количество орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок. Кроме того, оценивается фактическая точность высказывания. Если в работе не больше двух орфографических, двух пунктуационных, двух речевых, одной грамматической и нет ошибок в понимании и употреблении терминов, а также отсутствуют фактические ошибки, то по этим критериям ученик получает максимальные 10 баллов.
В общем, в сумме, учащийся может получить за написание изложения максимально 17 баллов.
На сайте ФИПИ выложили 5 НОВЫХ изложений.
Как же обидно бывает, когда на экзамене по русскому языку в 9 классе вы, ребята, не получаете "4" или "5" только потому, что допустили больше орфографических ошибок, чем разрешено! А все почему? Изложения слушаем, пишем и сокращаем, тест решаем, сочинения создаем, а о практической грамотности не задумываемся! Предлагаю, друзья мои, выполнять в день по одному заданию, и тогда у вас появится шанс повысить балл за работу.
Текст изложения
Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.
Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям.
Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.
(По С.Л. Львову)
Образец сжатого изложения
Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд. Все ищут объяснений. Вернее, оправдания. Винят семью, коллектив, обстоятельства.
Не следует забывать о важнейшей части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, своим планам и действиям.
Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка. Только умение адекватно себя оценивать позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.
Хочу научиться
1. писать изложение
2. сокращать текст изложения
Обязательный государственный экзамен – тема, волнующая сегодня каждого девятиклассника, ведь для многих баллы, полученные при сдаче ОГЭ, открывают возможность продолжить обучение в профильном классе или одном из лучших колледжей страны.
В 2018-2019 учебном году внимание учителей, родителей и самих учащихся больше всего приковано к русскому языку, ведь именно в структуре и КИМах этого обязательного экзамена произошло больше всего изменений.
Структура ОГЭ по русскому языку
В 2019 году ОГЭ по русскому языку будет включать в себя устную часть (так называемое предварительное собеседование) и письменную часть, в которой выпускникам будет необходимо дать правильные ответы на тестовые вопросы, написать краткое изложение и сочинение по заданной теме.
Устная часть
В ходе устного экзамена девятиклассникам предстоит:
- выразительно прочесть текст;
- пересказать текст с привлечением дополнительной информации;
- построить монолог на заданную тему;
- поддержать диалог.
На подготовку на каждое из заданий отводится 1 минута, а все ответы экзаменуемого будут записаны.
Письменная часть
Контрольно-измерительные материалы, которые использовались в 2017-2018 учебном году при проведении ОГЭ по русскому языку, позволяют в полной мере оценить уровень учащегося, а потому особых изменений в структуре заданий в 2019 году не предвидится. Как и ранее, экзаменуемым будет предложено:
- дать краткий ответ на тестовые задания , используя теоретические знания и практические навыки по изученным темам;
- написать краткое изложение , сжав при этом текст из 200 слов до 70-100 без потери основного смысла;
- написать итоговое сочинение на одну из морально-этических тем 2019 года.
Даты проведения
В проекте расписания ГИА на 2019 год указаны такие даты проведения собеседования по русскому языку для 9-х классов:
Письменная часть ОГЭ 2019 года по русскому языку пройдет в такие дни:
Основная дата | ||
Досрочный | ||
Основной | ||
Сентябрьский |
Критерии оценки сжатого изложения
Всего за правильно написанное сжатое изложение на ОГЭ 2019 года ученик может набрать 7 баллов, начисление которых осуществляется по следующему принципу:
Критерий | Пояснение |
|
Точно передано содержание текста и все микротемы отражены в сжатом виде. |
||
Сжатие равномерное во всех микротемах с применением 1 или более приемов. |
||
Сжатие присуствует в 2 из 3-х блоков (приемов 1 и более). |
||
Сжатие присуствует в 1 из 3-х блоков (приемов 1 и более). |
||
Последовательность изложения | Текст имеет целостный вид, разделен на абзацы, изложен связно и последовательно без логических ошибок. |
|
Текст связный, целостный, последовательно изложен, но допущена одна логическая ошибка или ошибка в делении на абзацы. |
Как писать изложение?
На уроках русского языка ученики учатся писать краткое изложение и для большинства требования ОГЭ по русскому языку, предъявляемые в 2019 году не станут чем-то неожиданным. Экзаменуемым будет предложено дважды прослушать текст и кратко изложить его в письменном виде.
Процесс написания изложения включает такие этапы:
- выделение основной мысли и второстепенной информации;
- разделение текста на три основных блока;
- равномерное сжатие текста с помощью основных приемов.
Важно! Прослушивая текст первый раз, кратко записывайте не черновике важные моменты, а также попытайтесь выделить логические блоки. Слушая текст второй раз корректируйте свои мысли, делайте заметки и фиксируйте на черновике основные словосочетания и мысли, которые важно не упустить.
Помните, что проверяя сжатое изложение, эксперты ОГЭ в 2018-2019 учебном году особое внимание обращают на грамотность, равномерность сжатия текста и разнообразие применяемых приемов. В русском языке существует три основных приема сжатия:
- исключение;
- обобщение;
- замена.
Исключение | Обобщение | |
Суть приема заключается в удалении конструкций и фрагментов текста, не влияющих на смысловую нагрузку. Исключить можно:
| Суть приема состоит в замене объемных фрагментов текста более коротким, обобщающим и одновременно полностью передающим содержание. Обобщить можно:
| Суть приема в упрощении конструкций и уменьшении объема текста. Как правило, заменяют:
|
Пока ФИПИ официально не представил тексты, на основе которых выпускники 9-х классов будут писать изложение в рамках ОГЭ 2019 года, можно вполне успешно практиковаться на заданиях прошлых лет, отрабатывая навыки использования приемов сжатия.
Поскольку в 2019 году на ОГЭ фрагмент, по которому необходимо написать изложение, будет представлен, как аудиозапись, учителям рекомендуется готовить 9 класс, предлагая аналогичный формат заданий.
Секреты подготовки
Нужен ли ученику, сдающему ОГЭ в 2018-2019 учебном году, персональный репетитор, который расскажет, как писать изложение и сочинение? Этим вопросом задаются многие родители девятиклассников. На самом деле, индивидуальные уроки будут полезны в двух случаях:
- Ребенок планирует после 9 класса поступать в колледж и ему необходимо набрать максимально высокий балл по русскому языку.
- У ребенка имеются серьезные пробелы в знаниях, которые сложно наверстать в рамках самостоятельного обучения.
Во всех остальных случаях более чем достаточно уроков русского языка, на которых выпускники 2019 года будут подробно разбирать, как писать изложение и сочинение по требованиям итоговой аттестации. Конечно же, не лишним будут и дополнительные занятия. Если в школе в 2018-2019 учебном году по каким-либо причинам нет групповых занятий по подготовке к ОГЭ для учеников, закачивающих 9 класс, подготовиться можно и самостоятельно, практикуясь писать изложение и следуя советам опытных педагогов, которые можно найти в интернете.
1 слайд - Мастер-класс «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи обучающихся»
Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №61 п. Персиановского Поломошнова Наталья
- Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вам мастер-класс по обозначенной теме.
А именно я хочу вам продемонстрировать некоторые приемы работы с текстом, которые помогают нашим ученикам выполнить первую часть экзамена ОГЭ.
Как ни странно я не изобретаю велосипед, а всего лишь следую за авторами учебника (в данном случае Львова, Львов), в котором очень четко продумана и реализована эта подготовка в виде стройной системы упражнений в разделе «Развитие речи». Честно сказать, меня всегда умиляли возгласы некоторых наших педагогов, которые любят рассказывать, что ЕГЭ и ОГЭ, это что-то недосягаемое, что многого нет в программе. Я хочу подчеркнуть, что на каждом уроке у нас есть возможность работать над текстом, а значит, целенаправленная подготовка идет постоянно!
2 слайд Цели мастер-класса:
1. продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку;
2. актуализировать знания об особенностях сжатого изложения;
3. обобщить знания о способах сжатия текста;
4. формировать общеучебные навыки работы с текстом;
5. развивать точность и лаконичность речи.
Что же такое сжатое изложение?
3 слайд - Сжатое изложение – это письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение главного, основного содержания . ("максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)
В формате ОГЭ это способ проверки таких содержательных разделов предмета «Русский язык», как: Речь. Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение.
Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности – так написано в спецификации к контрольно-измерительным материалам. Это первая часть экзаменационной работы, на выполнение которой отводится 90 минут. Объем – не менее 70 слов.
4 слайд Запомните!!!
Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.
При обучении сжатому изложению мы вырабатываем навыки точной и лаконичной речи, то есть формируются следующие
5 слайд - К оммуникативно-речевые умения:
1.умение вычленять главное в информации;
2.сокращать текст разными способами;
3.правильно, логично и лаконично излагать свои мысли;
4.находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Вместе с тем, этот вид изложений способствует совершенствованию и общих коммуникативных умений: раскрывать тему и основную
мысль текста; планировать высказывание; улучшать созданный текст и др.
Надо сказать, что на каждом уроке развития речи, на котором мы пишем сжатое изложение, на парте у ребят всегда под рукой памятки - они перед вами:
Я разделила систему обучения детей написанию сжатого изложения на несколько шагов, ну или по-другому этапов.
6 слайд Четыре части памятки нацеливают учащихся на эти этапы работы над изложением.
7 слайд - Первый этап – слушание и осмысление
- Прослушайте текст. Определите тему.
- Выделите главную информацию в тексте.
- На сколько смысловых частей делится текст (композиция, микротемы)?
- В каком предложении заключена основная мысль текста?
- Определите тип речи и стиль текста.
8 -9 слайд - Второй этап – разграничение главного и второстепенного, формирование умения сокращать текст разными способами.
Это отработка навыков компрессии текста. При этом школьники должны уметь разделять информацию на главную и второстепенную, уметь использовать приёмы исключения несущественной и второстепенной информации, сворачивать исходную информацию за счёт обобщения.
10 слайд - Я предлагаю вам небольшую практическую работу , которая позволит закрепить навыки сжатия текста. Мы работаем в парах. Перед вами листы с заданиями, которые вы будете выполнять по ходу объяснения, а затем мы проверим ответы.
Итак, какие же способы сжатия текста мы будем применять?
Исключение – первый способ.
11 слайд - Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:
- исключаем несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте. слайд 12-13,
- 2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов простых предложений
Второй способ – Обобщение
При ОБОБЩЕНИИ необходимо: Слайды 14 –
- вычленить единичные факты;
- подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
- составить новый текст.
Третий способ - упрощение
При УПРОЩЕНИИ необходимо: слайды 15
- заменить сложное предложение простым;
- заменить предложение или его часть указательным местоимением;
- объединить два или три предложения в одно;
- разбить сложное предложение на сокращённые простые;
- перевести прямую речь в косвенную.
слайд 16-17-18 Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
слайд 19 – Давайте проверим ответы в Практической работе
20 слайд - 3 этап
- - Написание сжатого изложения каждой части,
- Свяжи их между собой , чтобы получился текст.
слайд 21
4 этап
- . редактирование написанного на черновике.
- Переписывание начисто, проверка написанного.
слайд 22 – Напоминаю учащимся о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:
- необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
- не объединять микротемы в один абзац;
- каждый абзац начинать с красной строки;
- объём изложения – 70-90 слов;
- пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Я предлагаю вашему вниманию Практическую работу №2.
Приёмы сжатия текста можно отрабатывать на обычных уроках русского языка. Предлагаю участникам мастер-класса разбиться на четыре группы. Каждой группе предлагается произвести компрессию 1, 2, 3, 4 части текста, используя обозначенные выше приёмы сжатия и руководствуясь таблицей «Приёмы сжатия (компрессии) текста» .
Предлагаю проверить полученный в результате групповой работы продукт.
Выполненный вариант.
Выводы: Таким образом, следует отметить, что при сжатии исходного текста выпускник создаёт новое речевое произведение, в котором предложения должны быть объединены общим смыслом, а содержание передано последовательно без нарушения абзацного членения и без логических ошибок.
Уважаемые коллеги! От того, как мы будем готовиться, зависит успешность сдачи экзамена по русскому языку. Неважно, какими методами мы будем действовать, главное, чтобы они работали на результат. Всем нам хочу пожелать удачи на экзаменах!
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com