26.09.2019

Изложения огэ из обз фипи. Мы часто говорим о сложностях: DE831E. Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарн


Сжатое изложение – вид работы, с которым учащимся предстоит встретиться при сдаче ОГЭ по русскому языку, поэтому необходимо готовиться к нему заблаговременно. Хорошо, если учащиеся на протяжении учёбы в 5-9 классах постепенно осваивали этот вид изложения. Если же нет, то учеников следует ознакомить с основными правилами написания таких видов работы, показать им приёмы сжатия текста, отработать на практике весь процесс написания сжатого изложения.

Данный вид работы позволяет проверить глубину понимания текста, умение выделять главную и второстепенную информацию, строить связное высказывание на основе сокращенного текста.

Основные требования к сжатому изложению:

  • Информацию исходного текста нужно сократить и обобщить;
  • Необходимо отразить основные мысли автора, искажение авторских суждений не допускается;
  • Должна быть сохранена последовательность изложения содержания;
  • Нужно передать микротемы исходного текста, их три; пропуск микротемы или нарушение абзацного членения ведёт к снижению оценки.

Кратко изложить прослушанный текст гораздо сложнее, чем текст прочитанный, поэтому при подготовке к написанию сжатого изложения имеет смысл потренироваться сокращать прочитанный текст, то есть тот, который вы восприняли визуально. Следующим этапом будет уже сокращение текста, воспринятого на слух, здесь можно воспользоваться аудиозаписями текстов.

Виды компрессии текста

При работе с текстом, воспринятым визуально, можно потренироваться сокращать текст различными способами. Существует несколько приёмов компрессии (то есть сжатия) текста:

Исключение.

В этом случае мы убираем из предложения несущественные подробности, второстепенную информацию. Исключаем повторы, синонимы, вводные и вставные конструкции, уточнения и пояснения. Например: Вчера вечером, на закате дня, я сидел на автобусной остановке, ожидая рейсовый автобус, на котором должны были приехать гости. – Вчера вечером я ждал на остановке автобус, чтобы встретить гостей.

Можно заменить однородные члены предложения обобщающим словом, прямую речь косвенной, сложного предложения простым, предложения или его части указательным местоимением и т. д. Например: Мария сказала: «Простите меня, я не хотела вас обидеть. Проходите к столу».– Мария извинилась и пригласила гостей к столу.

Объединение двух простых предложений или сложного и простого, сопровождающееся зачастую заменой или исключением. Например: Мы вместе ходили на рыбалку. Там, забросив удочки, мы подолгу разговаривали обо всём: о школе, о новом составе редакции газеты, о последних прочитанных книгах.– Мы вместе ходили на рыбалку и подолгу разговаривали обо всём.

Основные принципы сжатия текста:

  • В результате сокращения должен получиться связный, логичный текст, а не его план или подробный пересказ.
  • В новом тексте должны быть сохранены все микротемы, основная мысль исходного текста.

    При первом чтении текста постарайтесь сосредоточиться на восприятии текста, определении основной темы, микротем, идеи (основной мысли) текста. Можно ограничиться только прослушиванием, но можно и начать делать записи, тогда нужно обратить внимание на первые предложения каждого из трёх абзацев (между ними при чтении заметная пауза) и кратко записать их. Первое предложение – это абзацный зачин, часто именно в нём заключается смысл микротемы. Записи следует делать, оставляя места между строками, чтобы потом вписать туда необходимую информацию.

    Между первым и вторым чтением отводится 5-7 минут для осмысления текста. В это время нужно кратко записать последовательность событий, восстановить ход рассуждений автора. Можно составить план, в котором определить микротемы.

    При втором прослушивании проверьте правильность выделения абзацев, дополните и откорректируйте записанные материалы. Обратите особое внимание на даты, собственные наименования, цитаты, важные для передачи основной мысли текста. Зафиксируйте последовательность: в повествовании – начало события, его ход, кульминация, конец; в описании – предмет и его существенные признаки; в рассуждении – тезис, доказательства, вывод.

    Выберите способы компрессии для каждой части текста и затем, используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы. После записи сжатого изложения проверьте, удалось ли сохранить связь между частями, авторский замысел. Перечитайте текст и посчитайте количество слов. Если их меньше 70-ти, подумайте, какую часть можно расширить.

    После проверки содержания тщательно проверьте грамотность (наличие грамматических, речевых, орфографических, пунктуационных ошибок), перепишите сжатое изложение в чистовик.

Пример сжатия текста

Рассмотрим в качестве текста для сжатого изложения фрагмент статьи Д. С. Лихачёва «Цель и самооценка».

Исходный текст:

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит перед собой цель, достойную человека.

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, – какие неудачи могут его постигнуть! Не тому помог, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи. Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает и у самых лучших врачей. Но в сумме ты помог все-таки больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорченье. У кого-то лучшая мебель или лучшая машина – тоже огорченье, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от сердца, а не только от головы, не было бы «принципом», лишенным чувства доброты. Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, к своей стране, к ее великому прошлому, ко всему человечеству.

Использование приемов компрессии

Фрагмент состоит из трёх абзацев-микротем, которые можно озаглавить следующим образом:

  • Жизненная цель – самооценка человека.
  • Сверхличная цель позволяет человеку прожить жизнь достойно.
  • Главной жизненной задачей должна быть сверхличностная, диктуемая добротой и любовью.

1-ый абзац: Используя исключение и замену, получаем:

2-ой абзац: В результате компрессии методом исключения получаем:

3-ий абзац: В этом абзаце самая важная информация, поэтому большую часть оставляем, в начале абзаца используем слияние, последнее предложение сокращаем путём замены и исключения:

Сжатое изложение:

Когда человек выбирает себе в жизни цель, он вместе с тем дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на их уровне. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Это цель, достойная человека.

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством. Если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, какие неудачи могут его постигнуть? От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни.

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает больше огорчений, чем радостей, в отличие от человека, который радовался каждому своему доброму делу. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, шло от сердца. Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой и любовью.

Оценивание результата

Приёмы сжатия оцениваются тоже по отношению к микротемам: если один или несколько приёмов сжатия были использованы во всех микротемах, то это даёт максимальные 3 балла, соответственно в двух микротемах – 2 балла, в одной микротеме – 1 балл. Если приёмы компрессии не использовались вообще – 0 баллов.

Третий критерий – оценивание смысловой цельности, связности и последовательности получившегося текста. Здесь учитывается правильность деления текста на абзацы, отсутствие логических ошибок. Максимальное количество баллов – 2. Одна логическая ошибка или одно нарушение деления на абзацы позволяет получить один балл, если нарушений больше – 0 баллов.

Таким образом за содержание сжатого изложения максимальное количество баллов равняется 7.


Грамотность оценивается по критериям, указывающим допустимое количество орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок. Кроме того, оценивается фактическая точность высказывания. Если в работе не больше двух орфографических, двух пунктуационных, двух речевых, одной грамматической и нет ошибок в понимании и употреблении терминов, а также отсутствуют фактические ошибки, то по этим критериям ученик получает максимальные 10 баллов.

В общем, в сумме, учащийся может получить за написание изложения максимально 17 баллов.

На сайте ФИПИ выложили 5 НОВЫХ изложений.

Как же обидно бывает, когда на экзамене по русскому языку в 9 классе вы, ребята, не получаете "4" или "5" только потому, что допустили больше орфографических ошибок, чем разрешено! А все почему? Изложения слушаем, пишем и сокращаем, тест решаем, сочинения создаем, а о практической грамотности не задумываемся! Предлагаю, друзья мои, выполнять в день по одному заданию, и тогда у вас появится шанс повысить балл за работу.

Текст изложения

Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.

Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек, забывать о важной, а может быть важнейшей, части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам, и прежде всего – к собственным действиям.

Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всем правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.

(По С.Л. Львову)

Образец сжатого изложения

Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд. Все ищут объяснений. Вернее, оправдания. Винят семью, коллектив, обстоятельства.

Не следует забывать о важнейшей части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, своим планам и действиям.

Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка. Только умение адекватно себя оценивать позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.

Хочу научиться

1. писать изложение

2. сокращать текст изложения

Обязательный государственный экзамен – тема, волнующая сегодня каждого девятиклассника, ведь для многих баллы, полученные при сдаче ОГЭ, открывают возможность продолжить обучение в профильном классе или одном из лучших колледжей страны.

В 2018-2019 учебном году внимание учителей, родителей и самих учащихся больше всего приковано к русскому языку, ведь именно в структуре и КИМах этого обязательного экзамена произошло больше всего изменений.

Структура ОГЭ по русскому языку

В 2019 году ОГЭ по русскому языку будет включать в себя устную часть (так называемое предварительное собеседование) и письменную часть, в которой выпускникам будет необходимо дать правильные ответы на тестовые вопросы, написать краткое изложение и сочинение по заданной теме.

Устная часть

В ходе устного экзамена девятиклассникам предстоит:

  • выразительно прочесть текст;
  • пересказать текст с привлечением дополнительной информации;
  • построить монолог на заданную тему;
  • поддержать диалог.

На подготовку на каждое из заданий отводится 1 минута, а все ответы экзаменуемого будут записаны.

Письменная часть

Контрольно-измерительные материалы, которые использовались в 2017-2018 учебном году при проведении ОГЭ по русскому языку, позволяют в полной мере оценить уровень учащегося, а потому особых изменений в структуре заданий в 2019 году не предвидится. Как и ранее, экзаменуемым будет предложено:

  • дать краткий ответ на тестовые задания , используя теоретические знания и практические навыки по изученным темам;
  • написать краткое изложение , сжав при этом текст из 200 слов до 70-100 без потери основного смысла;
  • написать итоговое сочинение на одну из морально-этических тем 2019 года.

Даты проведения

В проекте расписания ГИА на 2019 год указаны такие даты проведения собеседования по русскому языку для 9-х классов:

Письменная часть ОГЭ 2019 года по русскому языку пройдет в такие дни:

Основная дата

Досрочный

Основной

Сентябрьский

Критерии оценки сжатого изложения

Всего за правильно написанное сжатое изложение на ОГЭ 2019 года ученик может набрать 7 баллов, начисление которых осуществляется по следующему принципу:

Критерий

Пояснение

Точно передано содержание текста и все микротемы отражены в сжатом виде.

Сжатие равномерное во всех микротемах с применением 1 или более приемов.

Сжатие присуствует в 2 из 3-х блоков (приемов 1 и более).

Сжатие присуствует в 1 из 3-х блоков (приемов 1 и более).

Последовательность изложения

Текст имеет целостный вид, разделен на абзацы, изложен связно и последовательно без логических ошибок.

Текст связный, целостный, последовательно изложен, но допущена одна логическая ошибка или ошибка в делении на абзацы.

Как писать изложение?

На уроках русского языка ученики учатся писать краткое изложение и для большинства требования ОГЭ по русскому языку, предъявляемые в 2019 году не станут чем-то неожиданным. Экзаменуемым будет предложено дважды прослушать текст и кратко изложить его в письменном виде.

Процесс написания изложения включает такие этапы:

  • выделение основной мысли и второстепенной информации;
  • разделение текста на три основных блока;
  • равномерное сжатие текста с помощью основных приемов.

Важно! Прослушивая текст первый раз, кратко записывайте не черновике важные моменты, а также попытайтесь выделить логические блоки. Слушая текст второй раз корректируйте свои мысли, делайте заметки и фиксируйте на черновике основные словосочетания и мысли, которые важно не упустить.

Помните, что проверяя сжатое изложение, эксперты ОГЭ в 2018-2019 учебном году особое внимание обращают на грамотность, равномерность сжатия текста и разнообразие применяемых приемов. В русском языке существует три основных приема сжатия:

  1. исключение;
  2. обобщение;
  3. замена.

Исключение

Обобщение

Суть приема заключается в удалении конструкций и фрагментов текста, не влияющих на смысловую нагрузку.

Исключить можно:

  • вводные слова;
  • повторы;
  • рассуждения;
  • пояснения;
  • цитаты.
Суть приема состоит в замене объемных фрагментов текста более коротким, обобщающим и одновременно полностью передающим содержание.

Обобщить можно:

  • факты;
  • предложения;
  • части одного предложения.
Суть приема в упрощении конструкций и уменьшении объема текста.

Как правило, заменяют:

  • сложные предложения простыми;
  • однородные члены предложения обобщающим словом;
  • длинные фрагменты текста одним предложением.

Пока ФИПИ официально не представил тексты, на основе которых выпускники 9-х классов будут писать изложение в рамках ОГЭ 2019 года, можно вполне успешно практиковаться на заданиях прошлых лет, отрабатывая навыки использования приемов сжатия.

Поскольку в 2019 году на ОГЭ фрагмент, по которому необходимо написать изложение, будет представлен, как аудиозапись, учителям рекомендуется готовить 9 класс, предлагая аналогичный формат заданий.

Секреты подготовки

Нужен ли ученику, сдающему ОГЭ в 2018-2019 учебном году, персональный репетитор, который расскажет, как писать изложение и сочинение? Этим вопросом задаются многие родители девятиклассников. На самом деле, индивидуальные уроки будут полезны в двух случаях:

  • Ребенок планирует после 9 класса поступать в колледж и ему необходимо набрать максимально высокий балл по русскому языку.
  • У ребенка имеются серьезные пробелы в знаниях, которые сложно наверстать в рамках самостоятельного обучения.

Во всех остальных случаях более чем достаточно уроков русского языка, на которых выпускники 2019 года будут подробно разбирать, как писать изложение и сочинение по требованиям итоговой аттестации. Конечно же, не лишним будут и дополнительные занятия. Если в школе в 2018-2019 учебном году по каким-либо причинам нет групповых занятий по подготовке к ОГЭ для учеников, закачивающих 9 класс, подготовиться можно и самостоятельно, практикуясь писать изложение и следуя советам опытных педагогов, которые можно найти в интернете.

1 слайд - Мастер-класс «Система работы по обучению сжатому изложению с целью развития связной речи обучающихся»

Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №61 п. Персиановского Поломошнова Наталья

- Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вам мастер-класс по обозначенной теме.

А именно я хочу вам продемонстрировать некоторые приемы работы с текстом, которые помогают нашим ученикам выполнить первую часть экзамена ОГЭ.

Как ни странно я не изобретаю велосипед, а всего лишь следую за авторами учебника (в данном случае Львова, Львов), в котором очень четко продумана и реализована эта подготовка в виде стройной системы упражнений в разделе «Развитие речи». Честно сказать, меня всегда умиляли возгласы некоторых наших педагогов, которые любят рассказывать, что ЕГЭ и ОГЭ, это что-то недосягаемое, что многого нет в программе. Я хочу подчеркнуть, что на каждом уроке у нас есть возможность работать над текстом, а значит, целенаправленная подготовка идет постоянно!

2 слайд Цели мастер-класса:

1. продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку;

2. актуализировать знания об особенностях сжатого изложения;

3. обобщить знания о способах сжатия текста;

4. формировать общеучебные навыки работы с текстом;

5. развивать точность и лаконичность речи.

Что же такое сжатое изложение?

3 слайд - Сжатое изложение – это письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение главного, основного содержания . ("максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)

В формате ОГЭ это способ проверки таких содержательных разделов предмета «Русский язык», как: Речь. Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение.

Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности – так написано в спецификации к контрольно-измерительным материалам. Это первая часть экзаменационной работы, на выполнение которой отводится 90 минут. Объем – не менее 70 слов.

4 слайд Запомните!!!

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.

При обучении сжатому изложению мы вырабатываем навыки точной и лаконичной речи, то есть формируются следующие

5 слайд - К оммуникативно-речевые умения:

1.умение вычленять главное в информации;

2.сокращать текст разными способами;

3.правильно, логично и лаконично излагать свои мысли;

4.находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Вместе с тем, этот вид изложений способствует совершенствованию и общих коммуникативных умений: раскрывать тему и основную

мысль текста; планировать высказывание; улучшать созданный текст и др.

Надо сказать, что на каждом уроке развития речи, на котором мы пишем сжатое изложение, на парте у ребят всегда под рукой памятки - они перед вами:

Я разделила систему обучения детей написанию сжатого изложения на несколько шагов, ну или по-другому этапов.

6 слайд Четыре части памятки нацеливают учащихся на эти этапы работы над изложением.

7 слайд - Первый этап – слушание и осмысление

  • Прослушайте текст. Определите тему.
  • Выделите главную информацию в тексте.
  • На сколько смысловых частей делится текст (композиция, микротемы)?
  • В каком предложении заключена основная мысль текста?
  • Определите тип речи и стиль текста.

8 -9 слайд - Второй этап – разграничение главного и второстепенного, формирование умения сокращать текст разными способами.

Это отработка навыков компрессии текста. При этом школьники должны уметь разделять информацию на главную и второстепенную, уметь использовать приёмы исключения несущественной и второстепенной информации, сворачивать исходную информацию за счёт обобщения.

10 слайд - Я предлагаю вам небольшую практическую работу , которая позволит закрепить навыки сжатия текста. Мы работаем в парах. Перед вами листы с заданиями, которые вы будете выполнять по ходу объяснения, а затем мы проверим ответы.

Итак, какие же способы сжатия текста мы будем применять?

Исключение – первый способ.

11 слайд - Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:

  1. исключаем несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте. слайд 12-13,
  2. 2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов простых предложений

Второй способ – Обобщение

При ОБОБЩЕНИИ необходимо: Слайды 14 –

  • вычленить единичные факты;
  • подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
  • составить новый текст.

Третий способ - упрощение

При УПРОЩЕНИИ необходимо: слайды 15

  • заменить сложное предложение простым;
  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;
  • объединить два или три предложения в одно;
  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;
  • перевести прямую речь в косвенную.

слайд 16-17-18 Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

слайд 19 – Давайте проверим ответы в Практической работе

20 слайд - 3 этап

  • - Написание сжатого изложения каждой части,
  • Свяжи их между собой , чтобы получился текст.

слайд 21

4 этап

  • . редактирование написанного на черновике.
  • Переписывание начисто, проверка написанного.

слайд 22 – Напоминаю учащимся о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:

  • необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
  • не объединять микротемы в один абзац;
  • каждый абзац начинать с красной строки;
  • объём изложения – 70-90 слов;
  • пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Я предлагаю вашему вниманию Практическую работу №2.

Приёмы сжатия текста можно отрабатывать на обычных уроках русского языка. Предлагаю участникам мастер-класса разбиться на четыре группы. Каждой группе предлагается произвести компрессию 1, 2, 3, 4 части текста, используя обозначенные выше приёмы сжатия и руководствуясь таблицей «Приёмы сжатия (компрессии) текста» .

Предлагаю проверить полученный в результате групповой работы продукт.

Выполненный вариант.

Выводы: Таким образом, следует отметить, что при сжатии исходного текста выпускник создаёт новое речевое произведение, в котором предложения должны быть объединены общим смыслом, а содержание передано последовательно без нарушения абзацного членения и без логических ошибок.

Уважаемые коллеги! От того, как мы будем готовиться, зависит успешность сдачи экзамена по русскому языку. Неважно, какими методами мы будем действовать, главное, чтобы они работали на результат. Всем нам хочу пожелать удачи на экзаменах!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Как писать сжатое изложение

(подробная инструкция для учащихся )

1.После первого чтения :

Определите его тему ,

Сформулируйте основную мысль ,

Определите стиль текста , тип речи ,

Выясните значение непонятных слов.

Составьте план , выделяя микротемы.

2. После второго чтения .

Работая с планом текста, отметьте в нем опорные слова , наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста.

Обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая - второстепенной.

Определи способ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение);

Напиши сжатое изложение каждой части, свяжи их между собой , чтобы получился текст.

3. Отредактируйте черновик , обращая внимание на:

А) точность передачи сюжета, фактов, логики развертывания текста, связь между предложениями и микротемами (последовательность), членение на абзацы;

Б) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания, нет ли лишних деталей, ухода от темы;

1.У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

2. Удалите из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

2.Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

2. Обобщение - Задание: Вычлените единичные факты и подберите языковые средства для их обобщённой передачи;

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

3.Упрощение –

1. Замените придаточное определительное предложение синонимичным определением.

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.


Готовые сжатые изложения (с вариантами) для ОГЭ – 2017.

Работы взяты с сайта «Капканы ЕГЭ и ГИА»

Изложение 1.

Испытания дружбы

Вариант 1

Сегодняшнее время диктует новое испытание для дружбы. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Чтобы добиться цели, нужно экономить время. В результате человек общается с друзьями всё меньше.

Но вот парадокс: человека угнетает избыточное общение, особенно в больших городах. Сейчас мы стремимся обособиться, уединиться.

Несмотря на все это, отношения с друзьями остаются для нас на первом месте.

Вариант 2

Наше насыщенное делами и событиями время – огромное испытание для дружбы, потому что стремление быстро реализовать себя принесло для людей понимание значимости времени. Каждый из нас осознает: чтобы добиться цели, нужно экономить не только день, но и час…. В результате человеку на общение с друзьями остается всё меньше времени.

Но что удивительно: времени становится все меньше, а человека угнетает избыточное общение, особенно в больших городах. Вот люди и стремятся обособиться, уединиться.

Вариант 3

Главное испытание для дружбы на сегодня – перемены в образе и распорядке жизни людей, которые изменились в связи с ускорением темпа бытия. Так, гостеприимство перестало быть значимым, и встречи друзей стали редкими.

В нашем мире человека угнетает избыточность вынужденного общения, особенно в больших городах. Защищаясь, люди стремятся обособиться. Казалось бы, это должно свести потребность в дружбе к минимуму. Но это не так.

Отношения с друзьями остаются на первом месте, так как дружба согревает душу уверенностью, что и в радости, и в горе мы не будем одиноки. (85 слов)

Изложение 2 .

О роли игрушки

1 вариант

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но игрушка всё-таки остается незаменимой, потому что она учит, развивает ребёнка, помогает ему приобретать жизненный опыт.

Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности. (83 слова)

2 вариант

Любимая игрушка, которая была у каждого, - это самое яркое детское воспоминание.

В современный компьютерный век виртуальные игрушки, кажется, должны заменить реальные. Но это не так: традиционная игрушка остается незаменимой, развивая малыша, обогащая его жизненный опыт.

Так как игрушка – ключ к сознанию ребенка, необходимо тщательно выбирать ее, потому что игрушка укрепляет в нём положительные качества, формирует правильное понимание добра и зла. Необходимо помнить: воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности невозможно. (72 слова.)

Изложение 3.

«Будильник» чувства природы

1 вариант

У каждого человека есть свой «будильник» чувства природы. Для меня им стала книга «Животные-герои», для кого-то – месяц, проведённый летом в деревне, первый поход с ночёвкой в лесу...

Надо ли перечислять всё, что может пробудить интерес ребёнка к природе? Вырастая, человек должен постигать умом, как всё взаимосвязано в живом мире, как этот мир прочен и уязвим одновременно.

Но всё-таки не ум, а Любовь ко всему живому делает познание мира столь интересным и даёт некую точку опоры в отсчёте всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки… Любовь, приближающая человека к счастью.

2 вариант

Для многих людей «будильником» чувства природы стали путешествия с рюкзаком, прогулки в лесу с друзьями, а для меня – книга «Животные-герои».

Совершенно неважно, что именно вызывает в детстве интерес и благоговейное чувство к лесам и полям, рекам и горам. Взрослея, человек понимает, что все в живом мире взаимосвязано: наша жизнь зависит от здоровья природы.

Но в начале всего стоит Любовь ко всему живому. Она помогает нам познать мир, обрести важную точку опоры и отсчета жизненных ценностей. Именно Любовь к природе приводит человека к счастью. (83 слова)

Изложение 4 .

Впечатления детства

1 вариант

Без прочтения книг домашняя и школьная жизнь ребёнка становится обделённой. Нельзя восполнить упущенное в детстве время, потому что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства – самые яркие и прочные, они составляют фундамент будущей духовной жизни ребёнка.

Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера. Очевидно, что все качества личности взрослого человека были заложены в детстве, имели своё семечко. (77 слов)

2 вариант

Если в детстве ребенок не прочел драгоценных книг – он обделён: ранние впечатления влияют потом на всю жизнь. Впечатления детства – фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.

В детстве посеяны семена. Не все они расцветут. Но биография человеческой души такова, что большинство из этих семян постепенно прорастут.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Но всякая черта характера взрослого человека, всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, своё семечко. (71 слово)

Изложение 5 .

Воспитание ребенка

Первый вариант:

Сложности в воспитании молодого поколения связаны с уменьшением значения семьи. Если в ранние годы семья не заложила человеку ничего прочного в нравственном смысле, то у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, но если родители не смогли установить контакт с ребёнком, переложили свои обязанности на других, то не стоит удивляться тому, что такой ребёнок становится циничным, а жизнь его – плоской и сухой. (91 слово)

Второй вариант:

Несомненно, воспитать ребенка очень сложно! И главная проблема в этом деле - уменьшение значения семьи. Если основная ячейка общества в детстве не заложит в ребенка ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребенка родителями. Они не додали ему душевного тепла в малом возрасте и, ощущая свою вину, стремятся в будущем оплатить мелочной опекой и материальной заинтересованностью.

Если родители так и не смогли установить контакт с ребенком, то не стоит удивляться тому, что он вырастет циничным, а жизнь его будет нравственно бедной.

Изложение 6 .

О добре и зле

1 вариант

Один человек, услышав о себе нелестные отзывы знакомого, ответил, что этого не может быть: ведь он ничего хорошего для него не сделал. В жизни, видимо, он не раз встречался с чёрной неблагодарностью людей, отвечавших на добро злом.

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если о ней забыть, то можно сбиться с пути. Люди будут относиться к тебе так, как ты относишься к ним.

К этому явлению надо относиться философски. Делая добро, которое наверняка окупится, вы сами будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. Добро творят возвышенные натуры. (92 слова)

2 вариант

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём плохо. « Но я ведь ничего хорошего для него не сделал!»- удивился тот, имея в виду, что большинство людей на добро отвечают злом.

Нравственность – это путеводитель по жизни, и если о нем забыть, то можно не просто сбиться с жизненного пути, но и растерять всех тех, кто всегда относился к тебе хорошо.

Как же воспринимать это явление? Философски. Совершать добро и помнить, что оно наверняка окупится. И вы от этого будете счастливы, потому что выполните главную цель своей жизни. И помните: творят добро возвышенные натуры. (93 слова)

Изложение 7 .

О любви

Вариант 1

У каждого нового поколения свои вкусы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы остаются неизменными: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?

Юношеская мечта о любви – это мечта о взаимопонимании. Подростку нужно реализовать себя в общении со сверстниками и показать свои качества перед тем, кто готов его понять.

Любовь – это безусловное доверие, раскрывающее в каждом все лучшее, на что способна личность. Настоящая любовь всегда больше дружбы. Только в любви мы признаём за другим человеком полное право на все, что составляет наш мир. (89 слов)

2 вариант

Каждое новое поколение имеет другие жизненные цели, вкусы. Не меняются лишь личные вопросы, которые разрешить трудно: как привлечь к себе внимание того, кто нравится и как отличить привязанность от любви?

Первая мечта о любви - это мечта о взаимопонимании, которое поможет девушке или юноше реализовать себя, проявить свою индивидуальность перед тем, кто готов его понять.

Любовь, несомненно, основывается на доверии двоих друг к другу, раскрывающем в каждом всё то лучшее, что есть в его душе. Настоящая любовь включает в себя дружеские отношения, но она всегда больше дружбы, так как только в любви мы делимся с другим человеком всем тем, что составляет наш мир. (103 слова.)

Изложение 8 .

Как преодолеть неуверенность?

Вариант 1

Неуверенность в себе – проблема древняя, но лишь в середине XX века стало понятно, что она может стать причиной массы неприятностей, вплоть до серьёзных заболеваний.

Неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения, при которой человек, не уверенный в себе, становится нерешительным и не может использовать жизненные ситуации в своих интересах.

Преодолеть неуверенность в себе способен только тот человек, который правильно ставит цели, соотносит их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивающий свои результаты.

Вариант 2

Совсем недавно внимание ученых привлекла проблема, известная с древности, - неуверенность в себе. Привлекла потому, что все усиливающаяся неуверенность приносит массу неприятностей.

Неуверенность в себе может стать причиной зависимости от мнения других людей. И как итог: мнение окружающих кажется более важным и значимым, чем собственное. Хочется одобрения ото всех, а раз это невозможно, то такой человек становится нерешительным.

Как же избавиться от неуверенности в себе? Необходимо преодолеть робость, правильно ставить жизненные цели и позитивно оценивать свои результаты. (77 слов)

Изложение 9 .

Сущность понятия «власть»

1 вариант

Власть – это возможность заставить делать другого человека то, что тот по своей воле не сделал бы. Человек, подобно дереву, стремящемуся обойти препятствия, которые мешают ему расти, хочет выйти из повиновения. Покорные люди обычно страдают, но и нередко сами становятся тиранами.

Человека, командующего везде и всеми, ждёт одиночество, так как он не умеет общаться на равных. Внутри у него тревога, сменяющаяся спокойствием лишь при выполнении его распоряжений. Командиры – нечестные люди, плодящие несчастье.

Командовать и управлять – разные понятия. Управлять – значит уметь брать ответственность за свои поступки на себя. (86 слов)

2 вариант

Возможность заставить другого человека делать то, что тот не желает, – это и есть «власть». Но не всякий из нас хочет подчиняться. Как деревья, которым мешают расти вверх, изгибаясь под препятствиями, тянутся к солнцу, так и человек старается выйти из подчинения. А вот покорные люди чаще всего страдают…

Несчастен и тот человек, который привык командовать. Он на равных общаться не умеет, поэтому всегда одинок. И чувствует себя спокойно «командир», лишь когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения.

Но есть способ остаться счастливым и психически здоровым тому, кто обличен властью. Нужно не командовать, а управлять людьми, умея ответственность за поступки брать на себя. (100 слов)

10 изложение .

Что такое искусство?

1 вариант

Ни одной формулой нельзя определить, что такое искусство. Создавая образ в искусстве, человек оставляет свой след в истории.

Момент обращения человека к творчеству позволяет осмыслить ему своё место в мире, соприкоснуться с другими личностями, народами и цивилизациями. Язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству как к могучей силе, способной запечатлеть образ эпохи и передать его потомкам. (72 слова)

2 вариант

Искусство нельзя определить одной формулой: ведь оно очарование и колдовство, познание мира и человечества. В искусстве человек создает свой образ, который остается в истории на века

Момент обращения человека к творчеству является величайшим открытием, благодаря которому он может осмыслить свою жизнь и свое место в мире, соприкоснуться с разными личностями и народами. Язык искусства универсален, и именно он дает человечеству ощутить себя как единое целое.

С глубокой древности отношение к искусству сформировалось не как к развлечению, а как к могучей силе, способной передать своим потомкам образ времени.

Изложение 11 .

Война- жестокая школа для детей

Вариант 1

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Память о войне должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – значит не забывать Людей, не забывать Людей – значит не забывать Время. (89 слов)

2 вариант

Война была для детей жестокой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а оружие. Не обладая жизненным опытом, дети не понимали истинной ценности простых вещей.

Война заставила их быстро повзрослеть: плакали они не от горя, а от ненависти. Те, кто остался в живых, вернулись с полей сражений, сумев сохранить в себе чистую душу, став непримиримее к злу, добрее к добру.

Память о войне должна жить: ведь главные участники истории - это Люди и Время. Ни то, ни другое забывать нельзя! (89 слов)

Изложение 12.

Выбор жизненного пути

1 вариант

Универсального рецепта того, как выбрать правильный путь в жизни, не существует. Окончательный выбор всегда остается за человеком.

Этот выбор мы делаем уже в детстве, но большинство серьёзных решений мы всё же принимаем в юности. Именно в это время человек выбирает на всю жизнь ближайшего друга, профессию, круг интересов.

Понятно, что такой выбор – дело ответственное, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку можно будет исправить. Что-то удастся подправить, но далеко не всё. Успех приходит к тем, кто верит в себя и упорно достигает намеченных целей. (87 слов)

2 вариант

Совершенного рецепта, как выбрать верный путь в жизни, нет. Нужно помнить, что окончательный выбор всегда остается за человеком.

И его мы делаем еще в раннем детстве, но, по мнению ученых, самый ответственный период – это подростковый. Именно тогда выбирается самое главное: ближайший друг, круг интересов, профессия.

Такой выбор - дело ответственное, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить. Что-то, конечно, удастся изменить, но не все. Успех приходит к тем, кто знает, чего хочет, решительно делает выбор, упорно достигает намеченных целей. (86 слов)

Изложение 13.

О дружбе

Вариант 1

Есть ценности, которые со временем теряются, пропадают. Но остаются вечные ценности, имеющие большое значение для людей всех поколений и культур. Например, дружба.

Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, но мало кто может сформулировать, что это такое. Дружба – это взаимоотношения, основанные на открытости, доверии и готовности прийти друг другу на помощь.

У друзей должны быть одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры. Настоящая дружба не боится времени и расстояния. Близкими друзьями можно быть, не встречаясь годами и разговаривая изредка. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы. (86 слов)

Вариант 2

В человеческом обществе есть ценности, которые изменяются, пропадают, становясь пылью времени, и вечные ценности, сохраняющиеся в веках. К ним, несомненно, относится дружба.

Слово это произносится нами очень часто, но мало кто может четко ответить, что такое дружба. Взаимоотношения, основанные на полном доверии и постоянной готовности прийти друг другу на помощь – это и есть дружба.

На настоящую дружбу не влияют время и расстояние. Настоящие друзья могу редко встречаться, не часто разговаривать, но это не мешает им оставаться близкими людьми. И все потому, что у них одинаковые жизненные ценности, похожие духовные

ориентиры. (90 слов)

Изложение 14 .

О маме

Вариант 1

Слово «мама» - особое слово. Оно сопровождает нас в течение всей жизни. Это слово есть в языке любого народа, и везде оно звучит нежно и ласково.

Место матери в нашей жизни особое. Мы всегда делимся с ней радостью и горем и находим её понимание. В сложных обстоятельствах жизни мы зовём её на помощь и верим, что она всегда поможет. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».

Многие художники и композиторы посвящают свои произведения маме. К сожалению, мы поздно понимаем, что недостаточно трепетно относились к своим мамам. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость постоянно. Благодарные дети – лучший подарок для них.(99 слов)

Вариант 2

Есть слово в языке любого народа, которое звучит с особой нежностью и сопровождает нас всю жизнь. Это слово «мама»…

Оно равнозначно слову «жизнь», потому что в трудные минуты именно она приходит на помощь, делит с нами и горе, и радость.

Художники, композиторы, поэты создали замечательные произведения о матери! К сожалению, слова известного поэта Расула Гамзатова: «Берегите матерей!»- мы часто забываем и поздно осознаем, что забыли сказать много добрых слов своей маме. Чтобы потом не жалеть об этом, нужно дарить ей радость постоянно: ведь благодарные дети – лучший подарок для матери. (89 слово)

Изложение 15 .

Взаимовыручка и взаимопомощь

Вариант 1

Человеческое общество сформировалось и продолжает существовать благодаря общему делу и помощи слабым. В современном обществе, где царствует идея индивидуализма, многие забыли о взаимовыручке и взаимопомощи. К чему это ведет?

Ведет к тому, что индивидуализм разрушает общество, а, стало быть, и ослабляет нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.

Если мы хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть, то мы должны помогать друг другу, а не жить по принципу примитивного эгоизма. Помогать просто так, не ища для себя выгод. Тогда и тебе в ответ помогут обязательно. (94 слова)

2 вариант

Многие люди сейчас забыли о взаимовыручке и взаимопомощи. Но человеческое общество сформировалось и существует именно благодаря общему делу и помощи слабым.

Разве мы можем поддерживать совершенно противоположную точку зрения: нет других интересов,кроме наших собственных?! Вот он, индивидуализм, разрушающий общество и ослабляющий нас. И только взаимная поддержка может сохранить и сплотить людей. Что же важнее – взаимовыручка или примитивный эгоизм? Конечно, первое!

Чтобы ни от кого не зависеть, мы должны понимать и помогать друг другу, при этом не искать собственной выгоды. Тогда и тебе в ответ помогут обязательно. (87 слов)

Изложение 16 .

О доброте

Вариант 1

Мальчишки на вопрос, каким человеком хотят стать, перечисляют многие лучшие черты, забывая о доброте. Но ведь без доброты невозможна душевная красота личности.

Добрые чувства необходимо воспитывать в детстве, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых истин. Человечность, доброта рождаются в волнениях, радостях и печалях.

Добрые чувства - это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире достаточно зла, нам стоит быть терпимее по отношению друг к другу и совершать смелые поступки во имя добра. Следование путём добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. (82 слова)

Вариант 2

На вопрос: «Каким человеком тебе хочется стать?» - сотни мальчишек отвечали по-всякому, но никто не ответил – добрым. Почему же доброта для ребят не столь важна, как храбрость и мужество: ведь без нее невозможна душевная красота человека?

Добрые чувства уходят корнями в детство. В тот период их и нужно воспитывать, помня, что человечность и доброта рождаются в волнениях, радостях и печалях.

Добрые чувства - это средоточие человечности. Нам стоит быть терпеливее и добрее по отношению к другим и окружающему миру: ведь в нем достаточно зла. Путь добра - это самый приемлемый путь для человека. (92 слова)

Изложение 17 .

Почему в детстве человек счастлив?

Вариант 1

Почему в детстве человек счастлив? Потому что по природе своей ребенок – существо, предрасположенное к счастью. И потому, что ему пока не с чем сравнить жизнь. Но главное состоит в том, что душа ребенка более открыта добру и надежде, чем душа взрослого человека.

Повзрослев, человек всегда найдет повод почувствовать себя глубоко несчастными. Он придумывает несуществующую драму, искренне жалуется на нее друзьям, тратя на переживания здоровье, душевные силы.

И лишь когда случается настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы были выдуманные страдания. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе, что были глупы, страдая из-за какой-то ерунды. (94 слова)

Вариант 2

В детстве человек счастлив по нескольким причинам. Во-первых, ребенок – существо предрасположенное к счастью. Во-вторых, ему пока не с чем сравнить жизнь. И, в-третьих, душа его еще не успела покрыться панцирем и более открыта добру, чем душа взрослого человека.

А вот взрослые люди, как бы спокойно и благополучно ни складывалась жизнь, не успокоятся, пока не найдут в ней некую занозу, чтобы почувствовать себя глубоко несчастными. И они верят в придуманную драму, тратя на переживания время и здоровье.

И лишь перед лицом истинного горя они понимают, сколь были нелепы выдуманные страдания и как бездарно потеряно время, когда они могли быть счастливы.(99 слов)

Изложение 18 .

О предательстве

Вариант 1

Мы часто слышим высказывания о предательстве друзей и близких. Чем больше мы вкладываем душу, тем сильнее боль измены. Ещё Гюго говорил, что булавочный укол друга больнее ножевого удара врага.

Многие напрасно надеются, что у предателя проснётся совесть. Но её у него нет. Один раз предав, человек предаст снова и снова.

Предательство разрушает достоинство человека, поэтому предатели стараются оправдать содеянное. Одни боятся возмездия, другие стараются просто все забыть. В любом случае жизнь предателя становится пустой и бессмысленной. (76 слов)

Вариант 2

Нередко слышим высказывания о том, что нас предали. Чаще всего предают те, в кого мы вкладываем душу. Чем больше делаешь для человека, тем больнее воспринимаешь предательство.

Многие надеются, что у предателя проснется совесть, но у него ее нет. Первое предательство дает толчок новым вероломствам.

Предательство разрушает достоинство человека, поэтому предатели ведут себя по-разному: оправдывают свое поведение или стараются все забыть. Ясно одно: жизнь предателя становится никчемной, пустой и лишенной смысла. (70 слов)

Изложение 19 .

Память о войне

Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам исчезает сначала второстепенное, а затем - и существенное. Уходят из жизни ветераны, те, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Поэтому, если в документах и в произведениях искусства не будет отражено самопожертвование народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить!

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает искусство: снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные книги. И все потому, что остается боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней.(115 слов)

Вариант 2

Почему память о Великой Отечественной войне жива в сердцах и душах людей? Потому что нельзя забыть наш беспримерный подвиг во имя победы над немецким фашизмом.

Но все-таки память человека со временем ослабевает, многое из пережитого забывается… К тому же уходят ветераны, которые могли бы рассказать о войне. Остаются документы и произведения искусства, где отражены самопожертвование и стойкость народа.

Тема Великой Отечественной войны до сих пор питает литературу и искусство. Сняты прекрасные фильмы, написаны замечательные произведения литературы. И все потому, что боль, не покидающая душу народа, не стихает. Единственное, что должны мы учитывать, - это правдивость и достоверность в изображении войны.(100 слов)

Изложение 2 0 .

Что такое дружба?

Вариант 1

Дружба - это не что-то внешнее, так как лежит глубоко в сердце. Заставить кого-то дружить с тобой нельзя, это не будет настоящей дружбой.

Два основных и главных условия для дружбы – это уважение и доверие. Уважать - это считаться с мнением друга, а доверять - значит быть уверенным, что друг не предаст и не обманет. Для дружбы важны общие нравственные ценности и одинаковые интересы. Люди, по-разному понимающие, что есть добро, а что зло, не будут друзьями.

Дружба – это навсегда, и она не зависит от возраста. Без неё жизнь немыслима. (88)

Вариант 2

Дружба лежит глубоко в сердце, поэтому нельзя заставить себя дружить.

Для дружбы важно взаимное уважение и доверие, которые проявляются в словах и делах людей. Друг всегда чувствует, что его ценят как личность, помогают ему во всех делах. Уверенность в искренности друга и в том, что тот никогда не предаст, так же важны. У друзей должны быть общие нравственные ценности: людям, которые по-разному смотрят на жизнь, тяжело быть друзьями. Укрепляют дружбу и общие интересы, увлечения.

Дружеские чувства не зависят от возраста. Без дружбы жизнь немыслима. (84 слова)

Изложение 21 .

Что нужно сделать, чтобы оценить доброту и понять ее значение?

Вариант 1

Что нужно сделать, чтобы оценить доброту и понять ее значение? Для этого необходимо ее испытать, проникнуться лучом чьей-то доброты, почувствовать, как этот луч овладевает сердцем.

Чужая доброта – это теплота, от которой согревается душа. Человек, раз испытавший доброту, не может рано или поздно не ответить тем же.

Почувствовать в своем сердце пламя доброты – это большое счастье. В такие моменты человек находит в себе свое лучшее, и для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (74 слова)

Вариант 2

Доброта приходит не по обязанности, а как дар. Чтобы оценить и понять ее, надо самому воспринять луч чужой доброты и пожить в нем.

И эта чужая доброта не только согреет сердце, но и вызовет ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить тем же.

Почувствовать в своем сердце огонь доброты - это великое счастье! В этот миг человек находит в своей душе лучшее. И сразу исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». Для вражды и ненависти не остаётся места в душе.(84 слова)

Изложение 22 .

О мечте

Вариант 1

Если отнять у человека способность мечтать, то у него отпадёт желание борьбы во имя будущего, которое мы должны предугадать. Отсутствие мечты у людей приведет и к тому, что не будут развиваться культура и наука.

В чем ценность мечты? В том, что она тревожит человека и заставляет его желать более совершенной жизни, вызывает волнение, источник высоких чувств. Поэтому мечта нужна не только детям, но и взрослым.

Только лицемер может сказать, что нужно успокоиться на достигнутом. Но тогда у нас не будет прекрасного будущего, поэтому нужно уметь мечтать, мечтать страстно и глубоко, красиво и действенно. (93 слова)

Изложение 23 .

В чем польза чтения?

Вариант 1

Польза чтения книг очевидна. Оно расширяет кругозор, обогащая внутренний мир человека, увеличивает словарный запас, вырабатывает четкое мышление. Убедиться в этом легко. Стоит вдумчиво прочесть классическое произведение, и сразу заметишь, что стало проще выражать мысли. Чтение серьезных произведений заставляет постоянно думать, потому что оно развивает логическое мышление.

Польза чтения книг очевидна. Во-первых, они расширяют кругозор человека, делают его умнее. Во-вторых, читающий человек грамотнее говорит. В-третьих, чтение увеличивает наш словарный запас, вырабатывает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла и убедитесь, что после прочтения будете соображать быстрее, ваш ум станет острее.

Чтение полезно и потому, что влияет на нас нравственно. После прочтения классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону. (80 слов)

Изложение 24 .

Какой должна быть хорошая книга?

Вариант 1

Хорошая книга должна быть увлекательной и интересной, заставлять вас задуматься, выразить эмоции. Она должна нести глубокий смысл, который делает книгу полезной.

С чего начать чтение? С книг из школьной программы, если вы их читали в сокращённом виде, потому что это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Расширяет ваш кругозор и научно-популярная литература, которая даст возможность саморазвитию. Сделайте книгу вашим лучшим другом. (91 слово)

Вариант 2

Какой должна быть хорошая книга? Интересной, написанной богатым языком, заставляющей задуматься над жизнью.

Не стоит увлекаться одним жанром литературы. Так, чтение только фантастики способно превратить читателей в никчемных мечтателей.

Если вы не читали книг из школьной программы, то следует начать именно с них, потому что классическая литература – это обязательная база для каждого человека. Она научит вас быть чуткими, эмоциональными, поможет увидеть красоту мира, понять себя и людей. Полезно читать и научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире. (81 слово)

Изложение 25 .

О семье

Вариант 1

Иметь семью и детей необходимо и естественно. Главой семьи издавна считался отец, которого дети уважали и слушались. Он занимался тяжелым трудом, а старшие сыновья помогали ему.

В руках женщины было управление домашним хозяйством. Она ведала всем: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Дети понемногу помогали ей

В хорошей семье всегда царила взаимная любовь. Сварливость и неуживчивость вызывали жалость к их носителям. Любовь к родным давала начало любви за пределами дома: если ты не любишь родственников, то трудно ждать уважения к чужим людям. (86с)

Изложение 26.

О культуре

1 вариант

Слово «культура» несет в себе понятие духовности, света и истинной красоты. Если люди это поймут, то наша страна станет процветать. Было бы хорошо иметь в каждом городе или селе свой центр культуры.

Настоящая культура направлена на воспитание и образование, поэтому во главе этих центров должны стоять люди грамотные и точно понимающие роль культуры.

Ключевой нотой культуры являются такие понятия, как мир, истина, красота, поэтому заниматься культурой должны люди честные и бескорыстные. В культуре, огромном океане творчества, каждый найдет себе дело. И тогда наша планета станет прекрасней.

Вариант 2

Понятие культуры включает в себя духовность, свет, знание и истинную красоту, которые можно развить, если в каждом городе и посёлке будет свой центр культуры. Тогда наша страна станет процветающей.

Главными направлениями культуры являются воспитание и образование, поэтому во главе таких центров должны стоять люди, осознающие, что такое настоящая культура.

Истинный работник культуры - человек честный и бескорыстный, любящий свое дело и уважающий других. Именно он сможет добиться того, что ключевой нотой культуры станут такие понятия, как мир, истина, красота. (79 слов)

Изложение 27 .

Что значит быть культурным человеком?

Вариант 1

Культурным человеком считается тот, кто образован, воспитан, ответственен, кто умеет быть благодарным, проявляет сострадание к ближнему.

Такой человек всегда стремится к счастью и приумножению добра в мире. Вот его цель! Идеалом культурного человека является подлинная человечность.

Сейчас люди даже не задумываются о приобщении к культуре. Может, потому, что процесс этот не происходит с детства. А ребёнок просто обязан знакомиться с традициями семьи и народа, познавая культурные ценности. Вот тогда он сможет быть полезным обществу. (74 слов)

Изложение 28 .

Кого мы считаем взрослым?

Вариант 1

Когда человек взрослеет? Единого мнения на этот вопрос нет.

Взрослость означает умение обходиться без чьей-либо помощи. Если человек всё делает сам и не ждёт поддержки от других, значит, он взрослый. Бывают ситуации, когда человеку одному не справиться, тогда на помощь приходят друзья, родные.

Самостоятельный человек умеет отвечать не только за себя, но и за кого-то ещё. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.

Изложение 29 .

Кто становится друзьями?

Вариант 1

Кто становятся друзьями? Те, кого объединяет судьба, профессия, общие помыслы. Но могут подружиться люди, которых, кажется, в жизни ничего и не связывает.

Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии. Так, один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Один дружит и делится своим мастерством, другой в дружбе обогащается опытом. Один, помогая молодому другу, познаёт свою силу, зрелость, а слабый видит в друге свой образец для подражания.

Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках. (84 слова)