24.02.2019

Норма расхода гкал на отопление. Как рассчитывается отопление в квартире. Формула расчета Гкал по отоплению


И неоднократно указывали на незаконность применения такого коэффициента.

Однако, вышеназванное постановление, гласит:

"Установить, что если оплата за отопление населением произ¬
водилась ежемесячно (равными долями) в течение календарного года с учетом норматива (0,016 Гкал на 1 кв.м), то объем тепловой энер¬
гии, поставленной в отопительный период для нужд отопления до дня
вступления в силу настоящего постановления, определенный с учетом
иного отношения, чем отношение продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), подлежит пересмотру с учетом отношения 12/7."

Последствия такого "узаконения" нетрудно предугадать.

Коэффициент 12/7, увеличивает месячный норматив расхода тепловой энергии в 12/7 раз с 0,016Гкал/кв.м. до 0,027 Гкал/кв.м., то есть на 59%

В то время, как Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению (утв. постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. N 857) с изменениями и дополнениями от:10 сентября 2013 г. уже утверждена методика расчета с коэффициентом 7/12:

1. В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (далее - коэффициент периодичности платежа), определяемого путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году. В этом случае начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в каждом расчетном периоде календарного года.

2. Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в следующем порядке:

а) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, определяется по следующей формуле 1:

Общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения;

Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;

К - коэффициент периодичности платежа, определенный в соответствии с пунктом 1 настоящих Правил;

Тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

То есть это коэффициент 7/12, а не 12/7!

В то время, как в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг уже внесены изменения(утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. N 344)

1.В Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской

Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 22, ст. 2338; 2012, N 15, ст. 1783):

дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

3.1.При наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формуле 5 с учетом повышающего коэффициента, составляющего:

с 2017 года - 1,6.

Жилищные объединения Москвы о признании П , которым узаконен повышающий коэффициент 12/7, противоречащим действующему федеральному законодательству.

Существует несколько способов того, как рассчитать гигакалории, под которыми подразумевается объем теплоэнергии, необходимый для обогрева жилых помещений и поддержки в них оптимального температурного режима. Простые вычисления этого показателя помогут не только определить норму потребления, но и сократить расход, а следовательно, сэкономить приличную сумму во время отопительного сезона.

Основные понятия о показателе

Гигакалория - это то, в чем измеряется тепловая энергия отопления , и по условным расчетам она соответствует одному миллиарду калорий, по которым определяются энергетические затраты, необходимые для нагревания одного грамма воды на градус. То есть для того, чтобы нагреть целые 1000 тонн воды на один градус Цельсия, приходится затрачивать по 1 Гкал (именно эта аббревиатура с расшифровкой «гигакалория» используется во всех действующих еще с 1995 года законодательных актах и нормах).

Предназначение расчетной единицы

Вычисление гигакалорий применяется сразу в нескольких целях, существенно отличающихся друг от друга в зависимости от жилого помещения, которое можно условно классифицировать по двум типам: квартира в многоэтажном доме и частный коттедж с одним и более уровнями, включая цоколь и мансарду. Обычно речь идет о таких задачах:

Сегодня самым дорогим источником тепла в доме является электрическая энергия. Вторую и третью позицию в этом негласном рейтинге делят между собой дизельное топливо и природный газ. В то же время перечисленные ресурсы пользуются самым большим спросом и популярностью, поэтому установка счетчиков поможет не только посчитать гигакалории, но и сократить потребление, выбрав оптимальную его норму с помощью специальных регуляторов и другого вспомогательного оборудования.

расчет нагрузки на отопление

Установка счетных приборов

Коррекция объема потребляемой энергии, позволяющая выбирать оптимальную схему соотношения «комфорт-экономия», обеспечивается за счет монтажа специальных регуляторов, который выполняется по двум стандартным схемам. Речь идет о таких типах врезки в систему:

  • Установка термостата на общей магистрали обратного выхода, актуальная для последовательного кольцевого подключения радиаторов отопления. При таком типе монтажа регулировка потребления и расхода тепла будет напрямую зависеть от температуры в жилом помещении, возрастая по мере его остывания и снижаясь при нагревании.
  • Монтаж дросселей на подходе к каждому радиатору. Идеальная схема для старого жилфонда, для которого свойственны отдельные стояки в каждой комнате. Кроме того, дросселирование помогает регулировать температуру и, как следствие, расход теплоэнергии в каждом помещении, а не во всей квартире в целом, что позволит избежать образования зон с разным уровнем влажности и степенью нагрева.

Сегодня в квартирах многоэтажных домов и частных коттеджах устанавливают счетчики двух видов, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. В этот перечень входят следующие приборы:

Вне зависимости от типа конструкции выбранного счетчика вычисление количества расходуемых гигакалорий предполагает использование таких определяющих параметров, как температура магистральной воды на входе к радиатору и выходе из него, а также ее расход, фиксируемый после прохождения через блок с установленным оборудованием для измерения.

Правила и способы вычисления

Начиная выполнять расчеты, неопытные хозяева часто задаются вопросом о том, как переводить 1 Гкал отопления (это сколько киловатт-часов). На самом деле речь идет о величине постоянной, которая соответствует 1162,2 кВ/ч. И несмотря на то, что выполнить вычисления энергетических затрат без специальных датчиков, счетчиков и других видов вспомогательного оборудования не так уж просто, существуют несколько формул, использование которых поможет справиться с поставленной задачей.

Расчет гигакалорий без счетчика

В случае отсутствия возможности установки отопительных счетчиков и регуляторов на общую обратку магистрали или радиатора рассчитать Гкал в час можно по очень простой и понятной формуле V (T1-T2)/1000=Q, где:

Что же касается тысячного коэффициента, то он является константой, которая используется для переведения расчетных калорий тепла в искомые гигакалории. Приведенная формула актуальна для систем, оборудованных контурами открытого типа. Если же проектом предусмотрена конструкция с закрытым контуром, отличающимся высоким уровнем эргономичности, то рекомендуется прибегать к более сложному расчету.

Альтернативные методы калькуляции

Существует еще минимум две универсальные формулы, с помощью которых можно самостоятельно вычислить расход топлива в гигакалориях во время отопительного сезона. Эти вычисления так же, как и предыдущие, предполагают использование одних и тех же показателей. Так, просчитать затрачиваемую теплоэнергию можно с помощью таких тождеств:

  1. 1. ((V1 (T1-T2)+(V1-V2)(T2-T1))/1000=Q;
  2. 2. ((V2 (T1-T2)+(V1-V2)(T1-T))/1000=Q.

При этом настоятельно рекомендуется согласовывать все вопросы с квалифицированными специалистами, давая приоритет тем профи, которые имеют непосредственное отношение к закладке тепловых трасс рассматриваемого жилого помещения. При необходимости рассчитываемые гигакалории переводятся в киловатт-часы, для чего применяется упомянутый выше коэффициент преобразования.

Если проектом предусматривается укладка теплого пола, то хозяева должны быть готовы к тому, что все дальнейшие расчеты норм потребления энергетических ресурсов будут в значительной мере усложнены, поэтому лучше сразу озаботиться вопросом установки измерительных приборов. В случае необходимости перевода килокалорий в киловатты, рекомендуется умножать исходное значение на коэффициент 0,85.

Как проверить правильность расчетов в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг

Использование даже самых качественных и надежных измерительных приборов не застрахует от потенциальных погрешностей в проведенных вычислениях. Для получения максимально точных значений необходимо учитывать эти разбежности, величину которых можно вычислить по формуле (V1-V2)/(V1+V2)100=E, где:

  • 100 - постоянный коэффициент, необходимый для преобразования готового результата в проценты;
  • E - погрешность данных используемого счетного прибора в процентных долях.

В абсолютном большинстве измерителей эта величина соответствует одному проценту, притом что максимально допустимое значение не должно превышать двухпроцентный показатель. И если все расчеты будут выполнены правильно с учетом потенциальных разбежностей и тепловых потерь, которые могут происходить не только через фасад здания, но и через его кровлю и пол, то высока вероятность того, что хозяевам удастся сэкономить большое количество теплоэнергии и личных средств без малейшего ущерба для уровня собственного комфорта в период отопительного сезона.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О нормативах потребления тепловой энергии и газа, используемых для расчета платы за коммунальные услуги *

(с изменениями на 13 декабря 2016 года)

Снято с контроля в связи с изменением объективных условий на основании
от 12 марта 1996 года N 215
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Московской городской Думы от 16 марта 1994 года N 22 (Ведомости Московской Думы, N 3, 1994 год);
постановлением Правительства Москвы от 21 июня 1994 года N 500 (Вестник мэрии Москвы, N 16, август 1994 года);
постановлением Правительства Москвы от 28 июля 1998 года N 566 (Тверская, 13, N 27.08-02.09.98);
постановлением Правительства Москвы от 12 января 1999 года N 16 (Тверская, 13, N 7, 11-17.02.99); (Вестник мэрии Москвы, N 4, 1999 год)
постановлением Правительства Москвы от 20 апреля 1999 года N 331 (Тверская, 13, N 23, 03-09.06.99); (Вестник мэрии Москвы, N 12, 1999 год)
постановлением Првительства Москвы от 23 декабря 2003 года N 1062-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 4, 14.01.2004);
постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 67, 06.12.2011);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 15.07.2015);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 03.10.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 постановления Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП);
постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2016 года N 848-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 13.12.2016) (изменения вступили в силу с 1 июля 2017 года).
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Действует в части, не противоречащей постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 года N 707 , отменившему постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 935 .
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящее постановление признавалось утратившим силу на основании постановления Правительства Москвы от 13 июня 2006 года N 381-ПП .
Постановление Правительства Москвы от 13 июня 2006 года N 381-ПП утратило силу в части отмены настоящего постановления - постановление Правительства Москвы от 25 июля 2006 года N 538-ПП .
____________________________________________________________________

________________

* Название в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . - См. предыдущую редакцию .

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации Правительство Москвы
(Преамбула в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . - См. предыдущую редакцию)

постановляет:

1. Пункт утратил силу - . - См. предыдущую редакцию.

2. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - . - См. предыдущую редакцию .

3. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .

4. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .

5. Утвердить для населения нормативы потребления коммунальных услуг (приложение 4).
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . - См. предыдущую редакцию)

Абзац утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .

6. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .

7. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .

8. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .

9. Пункт утратил силу - , с 24 января 2004 года - постановление Правительства Москвы от 23 декабря 2003 года N 1062-ПП. - См. предыдущую редакцию .

10. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 21 июня 1994 года N 500 - См. предыдущую редакцию .

11. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . - См. предыдущую редакцию .

12. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 21 июня 1994 года N 500 . - См. предыдущую редакцию .

13. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .

14. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .

15. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .

16. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .

17. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 21 июня 1994 года N 500 . - См. предыдущую редакцию .

18. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .

19. Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - постановление Правительства Москвы от 29 ноября 2011 года N 571-ПП . - См. предыдущую редакцию .

20. Считать утратившими силу пп.2 и 3 постановления Правительства Москвы от 5 января 1993 года N 3 "О разработке концепции изменения квартплаты и жилищных субсидиях в г.Москве" .

21. Пункт утратил силу - постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . - См. предыдущую редакцию .

22. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . - См. предыдущую редакцию)

Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков

приложение 1. Сроки поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг

____________________________________________________________________
Утратили силу -
постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . -
См. предыдущую редакцию .
____________________________________________________________________

Приложение 2. Ставки платы за наем жилых помещений в домах муниципального и государственного жилищного фонда г.Москвы (утратили силу)

____________________________________________________________________
Утратили силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 21 июня 1994 года N 500 . - См. предыдущую редакцию.
____________________________________________________________________

Приложение 3. Ставки оплаты жилья по договору найма за содержание и ремонт домов в муниципальном и государственном жилищном фонде и ставки оплаты услуг по техническому обслуживанию жилья граждан, приватизировавших занимаемые... (утратили силу)

СТАВКИ
оплаты жилья по договору найма за содержание и ремонт домов в муниципальном и государственном жилищном фонде и ставки оплаты услуг по техническому обслуживанию жилья граждан, приватизировавших занимаемые квартиры (комнату), а также домов ЖК и ЖСК, состоящих на техническом обслуживании муниципальных жилищных организаций г.Москвы

____________________________________________________________________
Утратили силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 21 июня 1994 года N 500 . - См. предыдущую редакцию.
____________________________________________________________________

Приложение 4. Нормативы потребления коммунальных услуг для населения

Единица измерения

Норма расхода в месяц календарного года

(Шапка таблицы в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП . - См. предыдущую редакцию)

См. предыдущую редакцию .

Пункт утратил силу с 1 мая 1999 года - постановление Правительства Москвы от 20 апреля 1999 года N 331 ; с 1 июля 2017 года - постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2016 года N 848-ПП . - См. предыдущую редакцию .

Норматив потребления газа:

3.1. При наличии в квартире газовой
плиты и централизованного горячего
водоснабжения

куб.м/чел

3.2. При наличии в квартире газовой
плиты и газового водонагревателя
(при отсутствии централизованного
горячего водоснабжения)

куб.м/чел

3.3. При наличии в квартире газовой
плиты и отсутствии централизованного
горячего водоснабжения и газового
водонагревателя

куб.м/чел

Пункт утратил силу с 1 января 1999 года - постановление Правительства Москвы от 12 января 1999 года N 16 . - См. предыдущую редакцию .

Примечание. Объем поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления определяется как произведение норматива (0,016 Гкал на 1 кв.м) и отношения продолжительности календарного года в месяцах к продолжительности отопительного периода в месяцах (12/7), и при этом оплата за отопление населением производится ежемесячно (равными долями) в течение всего календарного года.

Объем поставленной тепловой энергии для нужд отопления в каждый месяц календарного года определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" как произведение объема поставленной в отопительный период тепловой энергии для нужд отопления и коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2016 года N 629-ПП)

(Примечание дополнительно включено с 26 июля 2015 года постановлением Правительства Москвы от 14 июля 2015 года N 435-ПП)

Нормативы водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды населения в жилищном фонде г.Москвы (утратили силу)

(Вводятся с 1 марта 1994 года)
____________________________________________________________________
Утратили силу с 1 августа 1998 года на основании
постановления Правительства Москвы
от 28 июля 1998 года N 566 . - См. предыдущую редакцию .
____________________________________________________________________

Приложение 5 . Ставки оплаты коммунальных услуг для населения (утратили силу)

____________________________________________________________________
Утратили силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 21 июня 1994 года N 500 . - См. предыдущую редакцию .
____________________________________________________________________

Приложение 6. Положение о порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в г.Москве (утратило силу)

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
Приложение 8. Размеры снижения платы населения за жилье, техническое обслуживание и коммунальные услуги за нарушение нормативных сроков и качества жилищно-коммунальных услуг (утратили силу)

____________________________________________________________________
Утратили силу на основании
постановления Правительства Москвы
от 21 июня 1994 года N 500 . - См. предыдущую редакцию .
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Система отопления

Стоимость коммунальных услуг постоянно растет, и каждый месяц за них приходится платить. Если всем более или менее понятен расчет оплаты за потребление воды и пользование канализацией, то требуемая оплата за отопление большинству потребителей кажется сомнительной. Многих жильцов беспокоит вопрос о том, почему суммы за летний период отличаются от зимних платежей, а в расположенном неподалеку доме жильцам приходят квитанции с совершенно другими цифрами. Наверняка, в этом стоит разобраться.

От чего зависит оплата за поставляемое тепло?

Норматив расхода теплоэнергии определяет, что в жилых помещениях должен обеспечиваться и поддерживаться комфортный для человека температурный режим. Он устанавливается определенными правилами поставки коммунальных услуг.

Расчет норматива производится в Гкал на 1 кв. метр общей площади частного строения или многоквартирного дома. При этом учитываются следующие показатели:

  • Суммарный расход теплоэнергии, необходимой для обогрева всего дома, за период отопительного сезона. Определяется он при помощи общедомовых или индивидуальных счетчиков тепла.
  • Общая площадь обогреваемого дома с учетом подключенных к системе отопления построек.
  • Длительность отопительного периода, включая неполные календарные месяцы, в течение которых производились замеры первого показателя.

Также расчет предполагает учет среднесуточных температур внутреннего и наружного воздуха в те промежутки времени года, когда в домах есть отопление. В первом случае за основу принимают значения, указанные в нормативах по оказанию коммунальных услуг. Во втором - усредненные данные за 5 предшествующих отопительных сезонов, предоставляемые региональной гидрометеорологической службой.

Есть еще один немаловажный параметр наружного воздуха - его средняя минимальная температура. Ее расчет ведется по замерам пяти самых холодных дней зимнего сезона, расположенных подряд.

В средней полосе России централизованное отопление жилых домов производится в течение 7–8месяцев. Это происходит, как правило, с октября по апрель или май. Но в первый и последний месяцы подача тепла осуществляется частично - до или после определенного числа, а также по заниженному нормативу потребления. С ноября по март–апрель он остается стабильным.

Порядок начисления может быть разным:

  • Тариф на теплоэнергию усредняют, и оплата в течение всего года не меняется, несмотря на то, что летом отопление отсутствует. В этом случае материальная нагрузка на потребителя распределяется равномерно.
  • В наиболее холодное время отопительного периода платить приходится по максимуму, в первый и последний месяцы несколько меньше, а в теплое время года платеж является минимальным либо вовсе отсутствует.

Как происходит утверждение платежей

Нормативы и тарифы рассчитываются и составляются теплоснабжающими организациями с привлечением специалистов. Затем они утверждаются энергетическими комиссиями в пределах определенного региона, края или отдельного населенного пункта. Расчет предполагаемой оплаты предоставляется на рассмотрение территориальной комиссии. На ее заседание в обязательном порядке приглашаются депутаты разных уровней и представители местной исполнительной власти, включая общественные организации.

Счетчики для контроля

Расчет тарифов производится в соответствии с правительственным постановлением, устанавливающим и определяющим, что такое нормативы потребления для коммунальных услуг, в частности, на отопление. Каждую копейку теплоснабжающие организации обязаны подтвердить документально и обосновать, иначе она не войдет в окончательную сумму оплаты за отопление.

Утвержденные тарифы и оплата отопления остаются неизменными до следующего возможного их регулирования, а также определения стоимости поставляемого теплоносителя, которая зависит от многих составляющих.

Как формируется платеж?

Расчет за поставляемое тепло для потребителей производится с учетом не жилой, а общей площади квартиры или дома. Норматив потребления в Гкал/кв. м перемножается на утвержденный для каждого населенного пункта тариф в руб./Гкал. В результате определяется стоимость затрат на отопление, выраженная в руб./кв. м, которую еще раз перемножают на количество общих квадратных метров жилища. Эту сумму и видят потребители в своих квитанциях.

Во многих населенных пунктах приняты единые . Но если в многоэтажке установлен счетчик, расчет производят индивидуально. Он может существенно отличаться от принятой цифры. Здесь важны показатели приборов учета и общая занимаемая площадь каждой из квартир. В этом случае оплата отопления будет включать в себя еще и часть расходов тепловой энергии на дополнительные нужды дома, например, обогрев лестничных отсеков, тамбуров и подвалов.

Мониторинг потребления тепловой энергии

Фактический показатель наружной температуры воздуха в период отопительного сезона может быть выше или ниже среднесуточных величин, которые учитывались, когда делался расчет норматива потребления тепла. С учетом данного факта раз в год коммунальными службами производится перерасчет. В случае переплаты владельцам жилья засчитывают ее в счет будущих начислений. А если зимой на улице было намного морознее, чем определялось по нормам, то потребителям придется выложить дополнительную сумму. Поэтому паниковать не стоит, если в квитанции появится непонятная цифра - в жилищных конторах всегда можно узнать, откуда она взялась. Это касается домов без приборов учета температуры теплоносителя.

В многоэтажках со счетчиками на количество потребляемого тепла влияет много факторов. Некоторые хозяева устанавливают у себя батареи с дополнительными секциями или просто увеличивают количество отопительных приборов. Другие утепляют лоджии и даже на балконах монтируют радиаторы. Кто-то укладывает во всей квартире теплые водяные полы. Все это увеличивает общедомовые тепловые затраты на отопление. В итоге получается, что у кого-то в квартире теплее, а кому-то приходится за чужой комфорт платить из своего кармана. Ведь производится в зависимости от общей площади квартиры, а не от количества отопительных приборов.

Так что что наилучшим вариантом для учета потребления тепловой энергии и своих материальных средств станет установка индивидуального измерительного прибора учета, или счетчика.

Контроль потребления теплоэнергии

Счетчики, установленные в квартире или частном доме, позволяют контролировать и строго отслеживать количество теплоэнергии, реально ушедшей на обогрев помещений. Поэтому потребители могут существенно экономить на коммунальных платежах. Особенно это хорошо видно в случае, если на радиаторах установлена регулирующая арматура.

Платить можно только за полученное тепло

Бывает, что зимой приходится открывать форточки или фрамуги из-за того, что централизованные службы не корректируют температуру теплоносителя в зависимости от наружной температуры воздуха, и батареи нагреваются больше, чем требуется. Или наоборот - жильцы себя чувствуют не совсем уютно в холодных квартирах в лютый мороз.

У потребителей, не имеющих счетчиков, не возникает желания в экономии на коммунальных платежах по теплоснабжению. Зачем дополнительно утеплять окна или стены, если в доме и без того тепло?

Другое дело - установка индивидуального прибора учета с возможностью регулирования количества поступающего теплоносителя. Эта мера подталкивает владельцев к расчетливости и бережливости. В их интересах будет провести соответствующие мероприятия по утеплению ограждающих конструкций и проемов. Да и платить за отопление соседа не придется. Расчет очень простой - сколько потребил, столько и заплатил.

Ставить или не ставить?

Работа теплосчетчика состоит в измерении и фиксации объема, давления и температуры поступающего теплоносителя. Производители выпускают две основных модели бытовых измерительных приборов:

  • тахометрические - менее точные, но более дешевые;
  • ультразвуковые - надежные, долговечные, отличающиеся точностью измерений, но при этом высокой ценой.

Конечно, индивидуальный измерительный прибор имеет массу преимуществ, и через некоторое время он себя обязательно окупит. Но думать о том, что все закончится выделением материальных средств только лишь на его приобретение - не совсем правильно. Самостоятельно теплосчетчики устанавливать запрещается, поэтому в расчет затрат необходимо внести стоимость монтажа комплекта оборудования, которая может составить сумму в 2 раза большую, чем цена самого счетчика.

Установкой занимаются специализированные компании, имеющие разрешительные документы на проведение подобных работ.

Установка приборов учета тепловой энергии

К тому же не стоит забывать и о том, что измерительный прибор должен проходить проверку каждые 3–4 года, за которую также придется платить определенную сумму.

При выборе теплосчетчика необходимо обратить внимание на наличие технического паспорта и сертификата, а после его монтажа - на обязательное присутствие пломбы. В комплект поставки входит не только измерительный прибор, но и запорная арматура, находящаяся до и после него.

Счетчик поможет реально сэкономить бюджет семьи, так как потребитель будет платить только по своим счетам без учета потерь коммунальщиков. В итоге службам придется привести в порядок тепловые сети, начать жестко контролировать недочеты и поставлять качественные услуги.

Кому доверить установку?

Недопустимо привлекать дилетантов для монтажа приборов по учету за потреблением тепла. Специалисты профильной компании должны предоставить:

Разрешительные документы:

  • сертификаты;
  • допуски;
  • свидетельства, в том числе о государственной регистрации.
  1. Выписку из ЕГРЮЛ, содержащую информацию о фирме-поставщике услуг.
  2. Гарантии и возможности сервисного обслуживания.
  3. Льготы определенным категориям граждан, установленные законом.
  4. План установки, ТУ и смету.
  5. Возможности и период предоставления рассрочки.

Возможный выход из ситуации

Радиатор отопления

При горизонтальной разводке отопительных труб в доме или квартире проблем при монтаже теплосчетчиков не возникает. Они имеют компактные размеры и без труда размещаются на прямых участках трубопроводов, по которым поступает теплоноситель. При необходимости измерительное оборудование можно установить и на обратку.

Но не в каждом многоквартирном доме возможен монтаж индивидуального квартирного прибора учета отопления. Дома старой постройки оборудованы вертикальной разводкой труб, поэтому стояки находятся в каждой комнате. А ставить несколько счетчиков в одной квартире не имеет смысла. Это выльется в приличную сумму и вряд ли оправдает надежды.

Но не стоит унывать. Производители позаботились о подобных схемах отопления и предложили другой вариант учета теплоэнергии - распределители. Они замеряют разницу температур на поверхности отопительных приборов и воздуха в помещении, на основании чего определяется расход теплоносителя. Стоимость распределителей в 6–8 раз меньше, чем теплосчетчиков, да и затраты на их монтаж куда скромнее.

Еще один выход - установка общедомового измерителя потребления энергии, потраченной на отопление. В этом случае дать свое письменное согласие должны все владельцы квартир. Далее составляются:

  • заявление в прикрепленный ЖЭК;
  • запрос в районные службы теплосетей на возможность установки приборов.

Через определенное время:

  • теплосети выдают ТУ;
  • заключается договор со специализированным предприятием на монтаж оборудования;
  • производится установка приборов и комплектующих, а также запорной, распределительной и регулирующей арматуры.

Что делать после установки?

Подсчет расходов

Собственники любого жилья обязаны бережно относиться к приборам по учету тепловой энергии. Они отвечают:

  • за сохранность оборудования;
  • текущую проверку и замену счетчика;
  • правильное снятие показаний и передачу их в теплоснабжающие службы;
  • своевременную оплату потребленной теплоэнергии;
  • допуск представителей тепловых сетей к счетчику для сверки показаний, предоставленных потребителем.

Обычно документальным оформлением после установки приборов учета занимаются компании, которые их монтировали. Но некоторые потребители делают это самостоятельно, хотя хождение по инстанциям занимает много времени.

Нормами предусматривается ввод в эксплуатацию счетчика не позднее, чем через месяц после его установки. А оплата по показаниям начинается на следующий после принятия в эксплуатацию день.

Сверку достоверности показаний прибора учета разрешается производить в случае непредоставления их потребителем более трех месяцев. При этом теплоснабжающая организация должна известить владельца о возможном времени прихода своего представителя и о последствиях недопуска к счетчику.

Заключение

Часто потребители жалуются на несправедливые нормативы и тарифы на отопление. Сегодня это наибольший по сумме коммунальный платеж. Многих не устраивает тот факт, что у соседей существенно теплее в квартире, а в квитанциях за отопление ставятся одинаковые цифры лишь потому, что общая площадь одинакова. Да и кого устраивает оплачивать горячие батареи в период, когда на улице уже тепло? Выход из этой ситуации есть - установка прибора, отвечающего за учет тепловой энергии.

Уважаемый Игорь Викторович!

Я запрашивал у ваших специалистов данные по определению нормативов на потребление тепла. Ответ был получен. Но также связался с МЭИ, где также дали ссылку на расчеты. Привожу её:

Борисов Константин Борисович.

Московский Энергетический Институт (Технический Университет)

Для расчета норматива потребления теплоты на отопление необходимо использовать следующий документ:

Постановление № 306 «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (формула 6 - «Формула расчета норматива отопления»; таблица 7 - «Значение нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома»).

Для определения оплаты за отопление для жилого помещения (квартиры) необходимо использовать следующий документ:

Постановление № 307 «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» (Приложение № 2 -«Расчет размера платы за коммунальные услуги», формула 1).

В принципе, сам расчет норматива потребления теплоты на отопление квартиры и определения отплаты за отопление не сложен.

Если хотите, давайте попробуем примерно (грубо) прикинуть основные цифры:

1) Определяется максимальная часовая отопительная тепловая нагрузка Вашей квартиры:

Qмакс = Qуд*Sкв = 74*74 = 5476 ккал/ч

Qуд = 74 ккал/ч - нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление 1 кв. м многоквартирного дома.

Значение Qуд принято по таблице 1 для зданий до 1999 года постройки, высотой (этажностью) 5-9 этажей при температуре наружного воздуха Тнро=-32 С (для города К).

Sкв= 74 кв. м - общая площадь помещений квартиры.

2) Вычисляется количество тепловой энергии, необходимое для отопления Вашей квартиры в течение года:

Qср = Qмакс×[(Тв-Тср.о)/(Тв-Тнро)]×Nо×24 = 5476×[(20-(-5,2))/(20-(-32))]×215*24=13 693 369 ккал = 13,693 Гкал

Тв= 20 С - нормативное значение температуры внутреннего воздуха в жилых помещениях (квартирах) здания;

Тср.о = -5,2 С - температура наружного воздуха, средняя за отопительный период (для города К);

Nо = 215 суток - продолжительность отопительного периода (для города К).

3) Рассчитывается норматив на отопление 1 кв. метра:

Норматив_отопления = Qср / (12×Sкв) = 13,693/(12×74) = 0,0154 Гкал/кв.м

4) Определяется плата за отопление квартиры по нормативу:

Ро = Sкв × Норматив_отопления × Тариф _тепло = 74 × 0,0154 × 1223,31 = 1394 руб

Данные взяты по г. Казань.

Следуя этому расчету и применительно конкретно к дому № 55 в п.Васьково,с введением параметров данного строения, получаем:

Архангельск

177 - 8 253 -4.4 273 -3.4

12124,2 × (20-(-8) / 20-(-45) × 273 × 24 = 14,622…./ (12= 72,6)=0.0168

0,0168-именно такой норматив получаем при расчете, причем учтены именно самые суровые климатические условия: температура в -45, длина отопительного периода в 273 дня.

Я прекрасно понимаю, что депутатов, не являющимися специалистами в области теплоснабжения, можно попросить ввести норматив 0,0263.

Но приводятся расчеты, в которых указывается, что норматив в 0,0387 единственно верный, и это вызывает очень большие сомнения.

Поэтому убедительно прошу пересчитать нормативы на теплоснабжение жилых домов №№ 54 и 55 в п. Васьково до соответствующих величин в 0,0168, т. к. в ближайшее время установка теплосчетчиков в это их жилых домах не планируется, а платить по 5300 рублей за теплоснабжение весьма накладно.

С уважением, Алексей Вениаминович Попов.

Комментарии (1)

Игорь Годзиш
министр ТЭК и ЖКХ Архангельской области
3 октября 2014 10:24

Уважаемый Алексей! Нормативы потребления коммунальных услуг рассчитываются в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 11 Правил, нормативы устанавливаются для групп домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры. По этой причине расчет, приведенный в Вашем обращении, некорректен, так как норматив определяется для конкретной квартиры.

Кроме того, в приведенном Вами расчете неверно выбран нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление. Согласно техническому паспорту, представленному в министерство теплоснабжающей организацией, дом № 55 в пос.Васьково является 2-этажным.

В соответствии с таблицей 4 Правил, нормируемый удельный расход тепловой энергии для 2-этажных домов до 1999 года постройки при расчетной температуре наружного воздуха – 33 0С составит 139,2 ккал в час на 1 кв. м, а не 74.

Таким образом, даже с учетом менее суровых, чем в Вашем расчете климатических условий (продолжительность отопительного периода 250 дней, среднесуточная температура отопительного сезона - 4,5 0С и расчетная температура для проектирования отопления - 33 0С) расчетный норматив на отопление для 2-этажных домов в пос.Васьково составит 0,04632 Гкал/кв.м/мес. В соответствии с действующей редакцией Правил, расчет норматива произведен на отопительный период, а не на календарный год, как указано в Вашем расчете. Обращам Ваше внимание, что в соответствии с постановлением министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 24 июня 2013 года № 86-пн (с изменениями, внесенными постановлением министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 05 сентября 2014 года № 46-пн) действующий норматив на отопление для 2-этажных домов в пос.Васьково ниже расчетного (0,03654 Гкал/кв.м/мес.), во избежание превышения роста платы граждан утвержденного на тот момент предельного индекса.